Образец паспорта сделки, главные нововведения в сфере валютного контроля и регулирования

Что такое паспорт сделки по валютным операциям как основной документ контроля

Паспорт сделки (далее — ПС) представляет собой документ, оформляемый для осуществления учета валютных операций, проводимых резидентами (чч. 1, 5 ст. 20 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ). В дальнейшем он используется для проведения валютного контроля компетентными органами. При валютном контроле паспорт сделки рассматривается как один из важнейших документов, содержащих полную информацию о совершенном договоре.

В гл. 6 Инструкции Банка России «О порядке предоставления…» от 04.06.2012 № 138-И устанавливаются правила оформления, переоформления и закрытия ПС. С 01.03.2018 будет введена новая инструкция ЦБ РФ, которая таких правил не содержит.

ПС должен быть оформлен до момента списания/зачисления денег по договору или получения/поставки товаров, т. е. до момента выполнения партнерами своих обязанностей по заключенному договору. Для открытия ПС резидент представляет в правомочный банк:

  • заполненную форму ПС;
  • договор;
  • иную информацию.

После присвоения номера, проставления даты и подписи правомочным лицом банка ПС признается оформленным и в течение 2 рабочих дней передается заявителю.

ПС подлежит закрытию (п. 7.1 инструкции № 138-И) в случае:

  • перевода сделки в другой обслуживающий банк;
  • исполнения обязанностей партнерами по контракту;
  • уступки права требования или перевода долга по контракту;
  • прочих причин прекращения обязательств.

Для чего нужен паспорт экспортной сделки

ПС нужен для проведения валютного контроля внешнеторговых сделок, оформляемых между резидентами и нерезидентами. Оформление ПС требуется после достижения согласия по существенным условиям договора, что может быть осуществлено в форме окончательного договора, предварительного договора, публичной оферты по таким видам контрактов (п. 5.1 инструкции № 138-И), как:

  • экспорт или импорт различных товаров;
  • покупка ГСМ, продуктов, МТЗ и других вещей, которые используются для обслуживания транспорта в пути его следования;
  • выполнение работ, предоставление услуг, передача исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • аренда движимого и недвижимого имущества, в т. ч. передача имущества в лизинг;
  • заем и кредит, связанные как с получением, так и с передачей денежных средств.

Паспорт сделки по экспортному контракту: образец заполнения бланка нового образца

Инструкцией утвержден образец паспорта сделки, который можно скачать по следующей ссылке: Бланк паспорта сделки нового образца.

В соответствии с п. 3 ст. 20 закона № 173-ФЗ в ПС должны быть указаны:

  • дата и номер документа;
  • данные резидента (полное или сокращенное название юрлица, его адрес, ИНН, ОГРН, дата внесения сведений в ЕГРЮЛ или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, его место жительства, ИНН, ОГРИП и дата его присвоения);
  • данные иностранного партнера (название юрлица, код страны нахождения);
  • дата оформления внешнеторгового контракта, его номер, цена, срок окончания, код валюты договора;
  • информация о полномочном банке;
  • информация о закрытии или изменении ПС (при наличии) — указываются данные документов, на основании которых произведено переоформление или закрытие ПС.

Порядок заполнения паспорта содержится в приложении 4 к инструкции № 138-И, а заполненный образец можно скачать по ссылке: Образец заполнения паспорта сделки валютной операции.

ПС — важнейший документ в области валютного контроля, прекращающий свое существование с 01.03.2018. С этого времени экспортные контракты подлежат регистрации в уполномоченных банках.

В каких случаях требуется оформление паспорта сделки можно прочитать в статье: В каких случаях оформляется паспорт сделки?

Новые правила и штрафы в сфере валютного регулирования с 2018 года

В 2018 году вступают в силу изменения, касающиеся валютного регулирования и контроля — валютных операций, репатриации (возврата в Россию) выручки по внешнеторговым контрактам, оформления паспортов сделок, а также ответственности за нарушение норм валютного законодательства. Комментируют изменения эксперты 1С.

Предоставление банкам более точных сведений о внешнеторговых сделках

Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в КоАП РФ. Все нововведения вступают в силу 14.05.2018.

По действующим сегодня правилам (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности в целях репатриация иностранной валюты и валюты РФ резиденты представляют уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от контрагентов-нерезидентов на свои счета денежных средств или об ожидаемых максимальных сроках исполнения контрагентами-нерезидентами неденежных обязательств в счет авансовых платежей, осуществленных резидентами.

По новым правилам в банк необходимо предоставлять информацию не об ожидаемых, а о точных сроках зачисления средств и исполнения договоров (в том числе о сроках возврата авансовых платежей).

Больше оснований для отказа в осуществлении валютной операции

Случаи, когда уполномоченный банк может отказать в осуществлении валютной операции, перечислены в абзаце 4 части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ. Сегодня такой отказ возможен при непредставлении необходимых документов или при представлении недостоверных сведений.

По новым правилам отказать в валютной операции банк также сможет, если проведение такой операции нарушит положения законодательства о валютном регулировании: статьи 9, и (или) 12, и (или) 14 Закона № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.

Решение об отказе в проведении операции будет передано заинтересованному лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!

P.S. А еще у нас весело 🙂

Изменения в административной ответственности в сфере валютного законодательства

Согласно поправкам, должностные лица организаций будут нести ответственность:

  • за осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);
  • за невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета денежных средств от контрагента-нерезидента (ч. 4, 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
  • за невыполнение резидентом обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных контрагенту-нерезиденту за товары, которые не были ввезены в РФ, за невыполненные работы, за услуги, которые не были оказаны, либо за непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Под должностными лицами во всех перечисленных случаях понимаются (ст. 2.4 КоАП РФ в ред. Закона № 325-ФЗ):

  • работники организации, арбитражные управляющие, которые выполняют в организации организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
  • члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц;
  • руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;
  • физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.
Это интересно:  Заполнение реестра больничных листов для возмещения ФСС образец

Административная ответственность будет наступать за нарушения, допущенные после 14.05.2018, и валютные операции, совершенные с нарушениями закона, после этой даты.

Изменения в порядке оформления паспортов сделок

Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И, регулирующая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, с 01.01.2018 заменит Инструкцию № 138-И, утв. Банком России 04.06.2012.

Действие положений документа распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой, а также на всех нерезидентов (за исключением физлиц).

Основное нововведение — вместо оформления пас­порта сделки вводится постановка контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Для резидентов-экспортеров инструкция устанавливает упрощенный порядок постановки на учет контрактов: в течение 1 рабочего дня. В новой Инструкции № 181-И также увеличено значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам — до 6 млн руб., по импортным контрактам или кредитным договорам — 3 млн руб. Отменяется требование о представлении резидентами справок о валютных операциях, являющихся формами учета, с сохранением требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.

Инструкцией № 181-И также утверждены формы документов учета и отчетности по валютным операциям (справка о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля) и порядок их заполнения.

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

Содержание статьи:

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г., принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ. В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту. Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса, если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

Это интересно:  Акт возврата оборудования - образец

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года Инструкция №181-И

Подозрение на легализацию преступных доходов. Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет, после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде. Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы. Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет НДС при экспорте товаров — читайте статью.

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Образец паспорта сделки, главные нововведения в сфере валютного контроля и регулирования

Ключевые слова: ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ; ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ (ДОГОВОР); НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; CURRENCY REGULATION; CURRENCY CONTROL; FOREIGN CURRENCY LAW; FOREIGN TRADE CONTRACT (AGREEMENT); VIOLATION OF CURRENCY LEGISLATION.

В условиях роста объемов международной торговли товарами совершенствование валютного законодательства является неотъемлемой частью национальной политики государства.

На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с нарушением правил, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, установленными национальным законодательством. В частности, поставщики товаров используют все более изощренные криминальные схемы с целью обхода валютных правил для невозвращения денежных средств на территорию РФ и в иных целях. Также необходимо отметить, что длительная процедура оформления внешнеторговых контрактов во многом «тормозит» международную торговлю товарами. Соответственно, цель уполномоченных органов – совершенствование валютного законодательства. Достижение задач стимулирования внешней торговли, и, в тоже время, предотвращения нарушений в данной области позволит достичь поставленной цели.

С 1 марта вступила в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая регламентирует отмену паспорта сделки и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями.

Одно из наиболее существенных нововведений для участника ВЭД касается упрощения валютно-банковского контроля при совершении сделки на сумму до 200 тыс. руб. (законодательно установленный «лимит») (см. таблицу 1).

Таблица 1

Особенности валютно-банковского контроля в зависимости от суммы совершения сделки

До 200 тыс. руб.

Свыше 200 тыс. руб.

Не требуется предоставление подтверждающих документов в банк. Необходима информация о сделке (Информация о сделке предполагает указание страны и название компании, с которой заключили договор, номера и даты договора, реквизиты счета, суммы и валюты сделки, вида сделки (экспорт или импорт товаров, услуг), типа платежа (предоплата или постоплата) Компания присылает в банк необходимые подтверждающие документы – договор с клиентом, акт, накладная и пр.

Необходимо отметить, что при желании контрагента, он может разделить поставку на части – к примеру, заключить три разные сделки – если он хочет получить упрощенный порядок контроля. Однако, если договор заключается в рамках одной сделки (по одному контракту), и сумма по такому контракту превышает установленный «лимит», то упрощенный порядок банковского контроля будет невозможен.

Строгий порядок передачи сведений в банк при упрощенном контроле отсутствует. Возможно для данных целей использовать электронную почту или передать распечатку в банк.

Порядок упрощенного валютно-банковского контроля целесообразно использовать при разовых сделках, чем при осуществлении регулярных поставок. Так, например, исполнитель осуществил работу и получил вознаграждение (менее 200 тыс. руб.) от заказчика. Исполнитель обратился в банк и процедура валютно-банковского контроля была осуществлена в упрощенной форме. Таким образом, банк тратит меньше времени на обработку разовых операций.

Не менее значимым нововведением стала необходимость постановки договора на учет (или присвоение договору его уникального номера) вместо оформления паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту. Прежнее законодательство обязывало участников ВЭД оформлять паспорт сделки при совершении сделки на сумму свыше 50 тыс. долл. При постановке договора на учет необходимо соблюдать следующие особенности (см. таблицу 2):

Таблица 2

Особенности постановки договора на учет в банке (присвоение уникального номера договора)

Импортный контракт (кредитный договор)

Экспорт

Договор ставится на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб. Договор ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.[1]

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения. Присвоение уникального номера договора лежит в компетенции банка. Участнику ВЭД для его присвоения необходимо предоставить внешнеторговый договор. Банк получает такой договор от компании, вносит его в базу валютных договоров и присваивает уникальный номер. После регистрации такой номер и скан договора передаются в Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

Существенной проблемой при взаимодействии банка с участником ВЭД является наличие ошибок в контракте. При этом банк в отправлении таких контрактов на доработку, как правило, не указывал ошибки, которые требуется исправить, что создавало определенные трудности для составителя. Теперь банки должны указывать на ошибки в договоре. При этом банк не реагирует на грамматические неточности в договоре, а проверяет ошибки в части валютного контроля. Так, например, банк может указать на отсутствие даты подписания договора, отсутствия объекта покупки (продажи), валюты, суммы договора, некорректные реквизиты сторон. Порядок уведомления составителя об ошибках также может быть осуществлен путем электронной почты или иных средств коммуникации.

Более конкретным стало указание на обозначение сроков в договоре. В данном случае, если у составителя отсутствует точная информация о сроках (например, в связи с длительным периодом сделки), то банк обязан указать примерные сроки, ссылаясь на последующее составление дополнительного соглашения с корректными сроками.[2]

  1. Либерализацию действующих требований валютного контроля.
  2. Уменьшит нагрузку на резидентов в части оформления документов (в частности справок о подтверждающих документах и пр.).
  3. Уменьшит основания для привлечения лиц к ответственности.
  4. Упростит механизм взаимодействия между резидентами и банками.

Таким образом, нововведения позволяют сократить срок оформления внешнеторговых контрактов, а также обеспечить надежность системы путем ориентации на более крупные поставки товаров. Совершенствование валютного законодательства в данной области позволит обеспечить стабильность такой системы.

Статья написана по материалам сайтов: buh.ru, azbuha.ru, novaum.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector