Таможенные льготы — при оформлении и контроле, по уплате таможенных платежей и другие

Дата размещения статьи: 11.05.2016

Рассмотрен вопрос применения льгот по уплате таможенных платежей в целях стимулирования процессов модернизации российской экономики. Проведен анализ действующего законодательства о предоставлении льгот в области уплаты таможенных платежей.

В результате активизации таких экономических процессов, как расширение Евразийского экономического сообщества, а также эскалация международной напряженности, возникает необходимость не только мобилизации доходов федерального бюджета, но и смещения фискальной направленности деятельности государства. Она должна носить протекционистский характер, ориентированный на защиту процессов развития внутреннего производства. Это, в свою очередь, требует разработки программ по замещению продукции импортного производства российскими аналогами, внедрения отраслевых программ развития в сочетании с одновременным повышением результативности таможенного контроля и сокращения сроков проверки документов и сведений, указанных в декларации на товары.
Данные задачи не могут быть эффективно решены без постоянного совершенствования системы таможенного администрирования, включающего в том числе предоставление эффективных налоговых и таможенных льгот.
В условиях кризиса российской экономики и проведения государственной политики по ее переводу на инновационный путь развития льготы по уплате таможенных платежей являются действенным инструментом государственного управления и играют важную роль в обеспечении стабильности внешнеторговых отношений и эффективности решения социально-экономических задач [1].
После создания Таможенного союза законодательная база, регулирующая вопросы предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также порядок и практика их применения были разделены на два уровня регулирования.
Наднациональным законодательством установлены виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления (ст. 43 и Приложение N 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 «О порядке предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза»).
Национальным законодательством установлены все виды льгот, ставки, случаи освобождения от уплаты налогов (гл. 21 и 22 Налогового кодекса РФ), а также случаи освобождения от уплаты таможенных сборов (ст. 131 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Таможенные органы осуществляют контроль правомерности предоставления льгот по уплате таможенных платежей, статистический учет объемов предоставленных льгот по уплате таможенных платежей, что в полной мере соответствует функциям, возложенным на Федеральную таможенную службу (ФТС России) Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 «О Федеральной таможенной службе».
Утверждение двухуровневой системы регулирования льгот по уплате таможенных платежей обусловлено тем, что уплаченные (взысканные) ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению и распределению между бюджетами государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Республика Армения — 1,11%, Республика Беларусь — 4,56%, Республика Казахстан — 7,11%, Российская Федерация — 85,32%, Кыргызская Республика — 1,9% [2].
В настоящее время действует Договор о Евразийском экономическом союзе и подготовлены поправки в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Однако на законодательном уровне так и не принято определение термина «льгота по уплате таможенного платежа», не разграничены понятия «льгота по уплате таможенного платежа» и «освобождение от уплаты таможенного платежа». В связи с этим возникают затруднения с установлением льгот для различных лиц и категорий товаров, что осложняет оценку ожидаемых экономических последствий от введения этих льгот.
Анализ научной литературы, посвященной изучению льгот по уплате таможенных платежей, также демонстрирует отсутствие определения термина «льгота по уплате таможенного платежа».
В учебнике «Таможенное право» (авторы: Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов и В.В. Балакин) приведены определения терминов «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под тарифной льготой понимается «льгота, применяемая в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации», под таможенной льготой — «любая льгота, которая касается правил, установленных таможенным законодательством в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, которая может быть связана с изменением сроков уплаты таможенных платежей, первоочередным порядком таможенного декларирования, льготным налогообложением (снижением ставки НДС)» [3].
Также определение термина «тарифная льгота» представлено в учебнике «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость» (авторы: В.Е. Новиков, В.Н. Ревин и М.П. Цветинский). Тарифная льгота трактуется как форма снижения затрат импортера при перемещении товара через таможенную границу, получение экономических выгод импортером, предполагающее создание конкурентных преимуществ иностранного товара на внутреннем рынке РФ [4].
Представленное определение термина «тарифная льгота» может быть частично взято за основу определения термина «льгота по уплате таможенного платежа», так как показывает принципиальное значение отдельного вида льгот по уплате таможенных платежей, акцентирует внимание на необходимости экономической и социальной обоснованности введения новых видов льгот по уплате таможенных платежей.
Статьей 74 ТК ТС [5] установлены категории льгот по уплате таможенных платежей: тарифные преференции, тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин), льготы по уплате налогов, льготы по уплате таможенных сборов.
На данном этапе в России, с одной стороны, нормативно закреплены виды льгот, условия и порядок их предоставления, порядок формирования отчетности участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) об использовании товаров, выпущенных с предоставлением льгот, сопряженных с ограничениями по использованию таких товаров, порядок формирования отчетности таможенными органами [6].
Вместе с тем до настоящего времени на законодательном уровне не закреплены методика формирования льгот по уплате таможенных платежей и методика обоснования необходимости введения той или иной льготы, отсутствуют методики контроля правомерности предоставления льгот по уплате таможенных платежей и оценки эффективности предоставленных льгот.
Нормативная правовая база, действующая в части предоставления льгот по уплате таможенных платежей, требует пересмотра, что будет способствовать повышению не только национального, но и международного рейтинга состояния инвестиционного климата РФ, а также увеличению доходной части федерального бюджета РФ.
Льгота как инструмент государственного стимулирования является «выпадающим таможенным доходом», так как таможенные платежи, в отношении которых были предоставлены льготы (либо применены сниженные ставки платежей), должны были быть перечислены в бюджет либо распределены между странами — участницами ЕАЭС.
Словосочетание «выпадающие таможенные доходы» обладает негативной семантикой, так как предполагает потери бюджетной системы. Вместе с тем льготы по уплате таможенных платежей не всегда являются инструментом, нацеленным на краткосрочный период и мгновенный результат.
Практика применения начисления и фактической уплаты таможенных платежей демонстрирует необходимость более подробной классификации льгот по уплате таможенных платежей.
В первую очередь льготы по уплате таможенных платежей необходимо разделить по объекту предоставления:
— предоставляемые в соответствии с условиями таможенной процедуры;
— предоставляемые в отношении отдельных категорий товаров;
— предоставляемые в отношении товаров, перемещаемых в целях реализации проектов и программ в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, международном сотрудничестве и др.
При реализации программ по замещению импорта применение льгот по уплате таможенных платежей, предоставляемых в отношении товаров, перемещаемых в целях реализации различных инвестиционных проектов, может быть одним из наиболее действенных инструментов.
Так, например, законодательством РФ установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России.
Правом ЕАЭС предусмотрено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья, материалов, ввозимых для исключительного использования государством — членом ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности.
Льготы по уплате таможенных платежей также подразделяются по способу уплаты или освобождения от уплаты таможенных платежей (полное условное освобождение, частичное условное освобождение, применение сниженной ставки, освобождение от обязанности по уплате таможенных платежей).
Использование предложенной классификации позволит определить характер и степень государственного регулирования в области предоставления льгот по уплате таможенных платежей. Так, например, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением освобождения от уплаты таможенных платежей товары, в отношении которых установлены ограничения по пользованию и распоряжению, подлежат в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 200 ТК ТС условному выпуску. Указанные товары имеют статус иностранных и находятся под таможенным контролем, таможенные платежи в отношении таких товаров начисляются условно.
С учетом предложенной классификации определение термина «освобождение от уплаты таможенного платежа» может быть сформулировано следующим образом: это вид таможенной льготы, не носящей индивидуального характера, предоставляемой в соответствии с международным и (или) национальным законодательством в виде освобождения от уплаты (применения сниженной ставки) таможенного платежа, которое может быть связано с ограничением по пользованию и распоряжению товарами.
Вместе с тем состояние и действующие ориентиры внешнеэкономической политики России как участницы ЕАЭС требуют комплексного подхода при использовании такого инструмента налоговой и таможенной политики, как льгота по уплате таможенного платежа, и уточнения содержания этого понятия.
Современный вектор развития экономики РФ, обусловивший масштабные структурные преобразования в части импортозамещения, предопределяет необходимость изложения определения термина «льгота по уплате таможенного платежа» в такой редакции: это инструмент государственного стимулирования экономики, применяемый в области таможенного дела в виде освобождения от уплаты либо применения сниженной ставки таможенного платежа в соответствии с международным и (или) национальным законодательством, ориентированный на повышение качества жизни населения, поддержку производства, используемый при проведении структурных преобразований национальной экономики посредством поддержки отдельных ее секторов и не имеющий индивидуального характера.
Предлагаемое определение термина «льгота по уплате таможенного платежа» показывает, что термин «освобождение от уплаты таможенного платежа» является более узким по содержанию, так как не подразумевает применения сниженной ставки таможенного платежа (в связи с чем не может быть использован в отношении тарифной преференции, сниженной ставки налога на добавленную стоимость). Введение представленного определения термина «льгота по уплате таможенного платежа» позволит уточнить значение номинируемого понятия.
В связи с тем что льгота по уплате таможенного платежа на законодательном уровне будет позиционироваться как инструмент государственного стимулирования экономики в области таможенного дела, введение новых видов льгот по уплате таможенных платежей будет сопряжено с необходимостью предоставления обоснований и подробных расчетов, прогнозирующих экономический эффект от их применения. Данная мера позволит также проанализировать применяемые в настоящее время льготы по уплате таможенных платежей на предмет их актуальности.
Вместе с тем ни на уровне Правительства РФ, ни на уровне Евразийской экономической комиссии не определена система оценки эффективности применения льгот по уплате таможенного платежа, не осуществляется обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде льгот по уплате таможенных платежей.
При контроле правомерности предоставления льгот по уплате таможенных платежей таможенные органы применяют различные методы (метод выборочного контроля, метод документационного контроля, метод оценки и анализа рисков и др.) [7]. При этом анализируются различные направления деятельности участников ВЭД, в первую очередь ориентированные на проверку соблюдения правомерности использования льгот по уплате таможенных платежей, производимую путем изучения и анализа документов, заявляемых в декларации на товары.
В современных условиях данные методы недостаточно эффективны с точки зрения осуществления фискальной функции таможенных органов. Современная экономическая ситуация требует применения новых, более совершенных, механизмов контроля.
Определяющим критерием оценки эффективности предоставления льгот по уплате таможенных платежей, на наш взгляд, должен выступать экономический эффект, измеряемый, например, доходом предприятий отдельного сектора экономики, на развитие которого направлена льгота. При этом оценка эффективности должна проводиться с учетом потребностей национального рынка.
Назначение льгот по уплате таможенных платежей должно проявляться в развитии российских производственных предприятий и создании новых за счет обеспечения недостающими ресурсами, что приведет к достижению основной цели — обеспечению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественной экономики [8].
Таким образом, нормативное закрепление предложенного определения термина «льгота по уплате таможенного платежа» и использование классификации льгот позволят усовершенствовать систему предоставления льгот, создать новую модель администрирования льгот по уплате таможенных платежей, соответствующую современным требованиям внешнеэкономического курса РФ. На этой основе возможно будет разработать и внедрить стратегию и методику оценки эффективности применяемых льгот по уплате таможенных платежей на основе релевантных сведений, что, в свою очередь, приведет к повышению качества таможенного администрирования в данной области и, как следствие, оптимизации налоговых расходов федерального бюджета.

Содержание

Это интересно:  Льготы по транспортному налогу в москве в 2019 для пенсионеров

Таможенные льготы и их виды

Сегодня таможенную льготу принято рассматривать как всякое исключение (изъятие) определенных пунктов из актуальных правил таможенно-правовой области. В каких случаях она предоставляется? Кто может рассчитывать на льготу? Почему? На эти и иных не менее важные вопросы можно отыскать грамотные ответы в процессе изучения материалов данной статьи.

Льготы таможенных платежей: понятие и особенности

В настоящее время льгота определяется как некое преимущество при импорте/экспорте или транзитном движении товарной продукции, личного имущества, персональных вещей в виде абсолютного освобождения от операции по перечислению установленных сумм пошлин. Важно отметить, что подобная льгота не облагается налогом на доходы физических лиц.

Необходимо дополнить, что, кроме наделения того или иного гражданина или структуры возможностью исключить уплату пошлины, льготы таможенных платежей зачастую выражаются в некотором упрощении механизма, связанного с провозом через границу товарной продукции либо иных вещей. В настоящее время рассматриваемая категория именуется тарифными льготами. Так, они не подразумевают какие-либо смягчения для физических лиц и в процессе досмотра их вещей, а также пропуска товарного продукта на территорию Российской Федерации.

Виды таможенных льгот

Все указанные в предыдущей главе исключения для физических лиц и различного рода объединений определяются следующей классификацией в соответствии с разновидностями их применения:

  • Льготы, которые используются в процессе оформления товарной продукции или личных вещей гражданина.
  • Таможенные льготы таможенного союза , которые применяются при контроле непосредственно на границе.
  • Тарифные преференции (кстати, столь интересное название они получили сравнительно недавно).

Следует подчеркнуть, что таможенные льготы сегодня предоставляются как возможность, связанная с неуплатой актуальных пошлин, возвратом сумм или же со сниженными пошлинными ставками. Кстати, под возвратом сумм в данном случае необходимо понимать возврат тех денежных средств, которые ранее были уплачены в соответствии с полным размером. В настоящее время предоставление льгот по уплате таможенных пошлин возможно для производителей товарной продукции, выпущенной в СНГ. Тем не менее производитель обязуется пройти регистрационную процедуру на территории СНГ. Данное условие ни в коем случае нельзя исключать. Важно дополнить, что страна-производитель товарного продукта сегодня подтверждается посредством предоставления сертификата на продукцию или же декларации.

Льготы при оформлении и контроле

Предоставление льгот по уплате таможенных пошлин физическим лицам и различного рода объединениям производится на основании актуального Таможенного кодекса РФ, а также действующих на сегодняшний день законодательных актов, содержание которых соответствует рассматриваемой теме. Так, преимуществами, связанными с особым порядком уплаты таможенных пошлин, при оформлении и контроле могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • Иностранные лица.
  • Курьеры посольств и консульств зарубежного государства.
  • Межправительственные общества международного характера, а также представительства тех или иных стран в их составе. Помимо этого, целесообразным будет отнести сюда и персонал представленных учреждений.
  • Представители делегаций, а также их члены.
  • Должностные лица консульств, члены дипперсонала, представители государственных структур, которые занимаются осуществлением транзитного передвижения по Российской Федерации.

Порядок предоставления льгот

Важно знать, что предоставление таможенно-тарифных льгот сегодня уместно исключительно в случае строгого соблюдения нормативов передвижения товарной продукции или личных вещей непосредственно внутрь страны. Необходимо дополнить, что в 2017 году льготы при оформлении и последующем контроле покрывают стоимость товарной продукции, которая принадлежит организациям и представительствам международного значения, должностным лицам или персоналу данных обществ, некоторым иностранным компаниям и их родственникам, а также затрат на ее транспортировку. Реализация мероприятия происходит следующим образом:

  • Почта в официальном плане не вскрывается и, соответственно, не проходит процедуру досмотра.
  • Представленное правило актуально и в отношении так называемой консульской вализы, содержащей документы.
  • Исключение личного досмотра в случае пересечения границы целесообразно применять к указанным выше гражданам, а также представителям определенных структур.

Дополнительные сведения

Важно дополнить, что вализа и почта могут быть распакованы в случае возникновения некоторых подозрений по поводу нахождения внутри исключительно документации и товарной продукции. Тем не менее для этого, так или иначе, необходимы веские основания. Действующим российским законодательством предусматривается вскрытие почты посредством усилий уполномоченных страны (декларанта), а не сотрудников таможни. Следует знать, что при оформлении вещей, которые провозятся через таможенную границу, льготы по таможенным пошлинам, носящие социальный характер, действуют лишь для ввозимых непосредственно из-за рубежа вещей.

Какие еще категории льгот существуют?

Сегодня предоставление таможенных льгот регулируется посредством ФЗ РФ «О таможенном тарифе». Так, тарифные преимущества применяются в качестве специального разрешения, связанного с отсутствием необходимости по уплате налога, уменьшенного размера актуального платежа или же установления квоты, относящейся к следующим позициям:

  • Товарная продукция, производимая в развивающихся государствах, которые применяют системы преференций Российской Федерации.
  • Товарная продукция, производимая в странах, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.

Ввозная и вывозная пошлины: какие льготы существуют?

Понятие таможенной пошлины на провоз или вывоз товарного продукта предусматривается при таможенном оформлении. Экспортная (вывозная) сумма актуального налога взимается в случае пересечения границы, однако применяется достаточно редко. Необходимо отметить, что в настоящее время широко используются импортные (ввозные) пошлины. Таможенные льготы при уплате предусматриваются при ввозе в страну той или иной продукции из развивающихся государств в виде полного освобождения. Помимо этого, не уплачивается пошлина за предметы, отвечающие определенным требованиям в плане страны-изготовителя либо целевого назначения. Помимо этого, освобождаются физические лица в случае ввоза автомобиля, который принимает участие в перевозках международного значения; снаряжения; предметов технического снабжения; ГСМ для удовлетворительного функционирования представленного транспорта.

Вывоз за границу

Важно отметить: если указанное в предыдущей главе оборудование, а также материалы вывозятся за границу для того, чтобы осуществлять функции по обслуживанию российских транспортных средств непосредственно на территории иностранного государства, таможенная пошлина не взимается. Предоставление льгот по уплате таможенных платежей актуально для следующих категорий материального характера:

  • Продукт морской деятельности, который добыли граждане Российской Федерации.
  • Личные вещи граждан иностранных государств.
  • Национальная и иностранная валюта.
  • Транзитный продукт.
  • Гуманитарная помощь.
  • Изделия пожарно-технического назначения.
  • Материалы и оборудование для целей, связанных с проведение программ социально-экономического значения.
  • Товарная продукция, ввозимая в соответствии с правилами договора лизинга.

Таможенные сборы, акцизы, НДС

В данной главе целесообразным будет рассмотреть таможенные льготы , связанные с уплатой других таможенных платежей, среди которых — акцизы, таможенные сборы, а также налог на добавленную стоимость. Важно отметить, что в отношении уплаты последнего в настоящее время существует возможность по освобождению исключительно в случае соблюдения сроков провоза товарной продукции или личных вещей. В соответствии со статьей 150 ТК РФ, действие льгот распространяется на определенные позиции, рассмотренные в следующей главе.

Льготы в соответствии с определенными позициями

Среди позиций, в соответствии с которыми действуют таможенные льготы , важно выделить следующие пункты:

  • Запчасти и комплектующие, техническое оборудование, которое выступает взносом в капитал юридического лица.
  • Медицинская техника — тогда, когда ее комплектность находится в соответствии с удостоверением Росздравнадзора.

Налог на добавленную стоимость в размере десяти процентов устанавливается для:

  • Лекарственных препаратов.
  • Книжного продукта научного и образовательного характера.
  • Товарной продукции детского и производственного назначения.
  • Предметов лечебной природы.

Акциз

Под акцизом следует понимать налог общегосударственного значения, которым облагаются, как правило, потребительские предметы, ввозимые из-за границы. Так, налог разрешается не уплачивать на следующие позиции:

  • Гуманитарные грузы.
  • Комплектные объекты (но не приспособления и запчасти).
  • Вещи, предоставляемые стране при отказе от них со стороны декларанта.
  • Предметы, сумма стоимости которые не превышает 100 евро в соответствии с переводом в национальную валюту.
  • Личные вещи, принадлежащие иностранным представителям-дипломатам.

Таможенный сбор

Под таможенным собором сегодня принято рассматривать платеж за осуществление таможенных манипуляций. Таким образом, целесообразно взимание налога за вещи персональной собственности, транспорт, а также наследие. Важно отметить, что для получения освобождения декларанту необходимо обозначить в декларации статус имущества, которое ввозится, в качестве взноса личного характера в общий имущественный комплекс юридического лица, а также предоставить официальное подтверждение, каковым служит учредительный документ. Следует дополнить, что в последнем оговаривается порядок внесения доли в имущество объединения, равняющейся именно этой товарной продукции.

Льготы при добровольном переселении

В заключительной главе целесообразным будет обозначить таможенные льготы, имеющие место в случае добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом. Важно знать, что при переселении на постоянное место жительства предполагаются следующие преференциями в соответствии с действующим российским законодательством:

  • Исключение налога в случае провоза вещей персонального типа пользования в страны таможенного союза переселенцам и беженцам.
  • Так или иначе вещи должны быть приобретены до даты приезда в Российскую Федерацию или до присвоения статуса особого значения.
  • В случае возвращения с пребывания за рубежом на временный срок посредством пятого пункта третьего Приложения граждане Российской Федерации имеют возможность не уплачивать таможенные пошлины тогда, когда провозимые вещи являются предметами личного пользования, а стоимость их не превышает пять тысяч евро в рублях.

Необходимо отметить, что гражданам, которые получили наследство за рубежом, дается освобождение тогда, когда наследственные имущественные комплексы удостоверяются свидетельством. При обратном ввозе ранее вывезенной товарной продукции последняя не облагается таможенной пошлиной, если пребывает в изначальном состоянии. В случае обращения гражданина, который сам не планирует посещать иностранное государство, к услугам перевозчика государственная пошлина не уплачивается на ту товарную продукцию, вес которой не превышает тридцати одного килограмма, а сумма в рублях – тысячи евро.

В заключение целесообразно будет сформулировать следующие выводы:

  • Предоставление льгот осуществляется на основании действующего Таможенного кодекса.
  • Распространение льгот происходит исключительно на товарную продукцию, ввозимую из других стран.
  • Льготы по налогу на добавленную стоимость на товарную продукцию охарактеризованы в Налоговом кодексе.
  • Скидки по таможенным выплатам определяются в соответствии с товарным продуктом стран, имеющих договоренности с Российской Федерацией.
  • За определенные категории товарной продукции пошлины не уплачиваются.

Льготы по таможенному оформлению при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза

Государственное регулирование внешней торговли основывается на сочетании экономических (таможенно-тарифных и финансовых) и административных методов воздействия. Экономические методы характеризуются воздействием государства на деятельность хозяйствующих субъектов способами, с помощью которых участник самостоятельно оценивает результаты своей деятельности, видит их целесообразность и выгоду после подведения баланса расходов и полученных доходов. Реализация целей таможенной политики достигается в том числе использованием правовых стимулов для отдельных субъектов правоотношений, деятельность которых благоприятна для государства. В литературе отмечается, что важной частью таможенного регулирования является предоставление льгот и преференций в виде освобождения от пошлин, налогов и сборов; снижения ставок пошлин и возврата ранее уплаченных пошлин; тарифных преференций; льгот в области таможенного оформления и таможенного контроля и т.д. Особенно это становится актуальным на сегодняшнем этапе ускоренных интеграционных процессов в мировой экономике.

Упоминание таможенных льгот, равно как и таможенных упрощений, имеет место в действующем законодательстве, однако без раскрытия их содержания. Статья 324 Таможенного кодекса Таможенного союза (О Таможенном кодексе Таможенного союза: Договор от 27 ноября 2009 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в ред. Протокола от 16.04.2010)) закрепляет таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров, которые выражаются в возможности ввоза и вывоза товаров, предназначенных для личного пользования, с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Применение специальных упрощений связано с присвоением участнику внешнеэкономической деятельности статуса уполномоченного экономического оператора (ст. 41 ТК ТС).

Таможенные льготы при проведении таможенного оформления обладают как общими для всех таможенных льгот признаками, так и рядом специфических черт, позволяющих объединить их в отдельную самостоятельную группу процедурных льгот. Во-первых, таможенные льготы, связанные с таможенным оформлением, являясь инструментом таможенной политики, направлены на формирование у получателя льгот общественно полезного поведения взамен на сокращение временных и финансовых издержек при таможенном оформлении. Во-вторых, предоставление ряда льгот по таможенному оформлению ставится в зависимость от добросовестности соискателя (например, таможенный орган отказывает лицу в выдаче разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случае неоднократного привлечения этого лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела). Одновременно считаем необходимым заметить, что ряд таможенных льгот по таможенному оформлению преследуют не экономические, но сугубо политические цели (например, таможенные льготы для дипломатических представительств (консульских учреждений) иностранных государств).
Таможенные льготы при таможенном оформлении вбирают в себя следующие составляющие:

Это интересно:  Льготы ветеранам труда в Сахалинской области в 2019 году, как получить, закон

1) специальные (таможенные) упрощения;

2) усеченный (льготный) порядок таможенного оформления;

3) освобождение от таможенного оформления.

Специальные таможенные упрощения являются самой крупной группой таможенных льгот по таможенному оформлению. Стоит отметить, что наиболее часто в таможенном законодательстве встречаются упрощения, направленные на девиацию процедуры таможенного декларирования. Применение тех или иных специальных упрощений при таможенном оформлении ставится законодателем в зависимость от определенных условий, при соблюдении которых у заинтересованного лица возникает право на применение специальных упрощений. Например, ст. 193 ТК ТС заложены правовые средства, позволяющие значительно упростить и ускорить таможенные процедуры посредством института предварительного декларирования, предоставляющего возможность заинтересованным лицам документально оформить товары до их фактического ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Применение других таможенных упрощений ставится в зависимость от дискреции таможенного органа. Например, ст. 200 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)) предусматривает возможность применения такого таможенного упрощения, как осуществление временного хранения товаров на складе получателя.

Существуют также специальные упрощения, установленные международными договорами: например, применение процедуры МДП, карнета А.Т.А., таможенное оформление плодоовощной продукции Республики Молдова и Украины (О предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции: Соглашение между таможенными службами Республики Молдова, Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации от 21 мая 1998 г.).

Следует отдельно упомянуть о таком специальном упрощении, как первоочередной порядок совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенную процедуру. Первоочередной порядок совершения операций концентрирует усилия таможенных органов на таможенном оформлении определенных видов товаров, задержка оформления которых может создать угрозу для жизни людей (в случае перемещения товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций), либо негативно отразиться на товаре и причинить существенный ущерб для декларанта (при перемещении товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных), либо характер товаров требует их ускоренного таможенного оформления (экспресс-грузы, сообщения и материалы для средств массовой информации). Первоочередной порядок помещения товаров под таможенную процедуру не изменяет содержания таможенного оформления: товары подлежат таможенному декларированию по общим правилам наравне со всеми иными перемещаемыми товарами с учетом заявленной таможенной процедуры. Оптимизация таможенного оформления заключается только в совершении таможенными органами таможенных операций в отношении названных товаров вне какой-либо очередности, если таковая имеет место.
Некоторые специальные упрощения закреплены только национальном законодательством — Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ»: предварительное таможенное декларирование, подача неполной таможенной декларации, периодическое и временное периодическое таможенное декларирование регулируются Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ». Важность и необходимость применения предварительных и неполных таможенных деклараций отражена в стандартном правиле 3.13 Киотской конвенции. Периодическое декларирование, как отмечает Ю.Ф. Азаров, в государствах — торговых партнерах России является одной из наиболее широко применяемых процедур. Эта процедура является привлекательной как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов. Для участника внешнеэкономической деятельности процедура периодического декларирования товаров повышает возможность проведения всех необходимых таможенных формальностей для ускорения выпуска товаров, а также предоставляет возможность избежать излишних обременений для подачи повторяющихся документов. Это, в свою очередь, способствует снижению издержек, связанных с транспортировкой товаров и таможенным оформлением. Для таможенных органов данная процедура позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и более гибко осуществлять контроль в отношении как представляемых документов, так и внешнеэкономических сделок. Такой подход ведет к более эффективным посттаможенным проверкам и возможностям улучшения таможенного администрирования.

Остается неясным, по каким причинам означенные национальные упрощения (предварительное таможенное декларирование, подача неполной таможенной декларации, периодическое и временное периодическое таможенное декларирование) не выведены на уровень Таможенного кодекса Таможенного союза, что препятствует единому таможенному регулированию в Таможенном союзе.

Как правило, специальными упрощениями при таможенном оформлении имеют право воспользоваться любые заинтересованные лица при соблюдении определенных нормативно закрепленных условий применения упрощений. Вместе с тем некоторым лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, специальные упрощения предоставляются ввиду их особого статуса. Так, обеспечение уплаты таможенных платежей является одним из базовых условий для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, если в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

Необходимым представляется рассмотрение такого особого субъекта таможенных правоотношений, как уполномоченный экономический оператор, который аккумулирует большое количество специальных упрощений. Введение института уполномоченного экономического оператора является новеллой отечественного законодательства. Статья 85 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» определяет уполномоченного экономического оператора как юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.

Концепция уполномоченных экономических операторов разработана в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организацией (WCO Safe Framework Standarts. June 2007.) и является базисом данных стандартов. Сущность вводимой Рамочными стандартами концепции уполномоченного экономического оператора сводится к государственно-частному партнерству (взаимодействию таможенных органов и бизнеса). Уполномоченный экономический оператор определяется как «лицо, участвующее в международном товарообороте в любом виде, признанное национальными таможенными органами соответствующим требованиям Всемирной таможенной организации либо аналогичным требованиям безопасности цепи поставок. Уполномоченными экономическими операторами также являются производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, логистические организации, посредники, морские порты, аэропорты, дистрибьюторы».

К.Л. Курочкин пишет, что уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе — определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов и которым (лицам) предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Важно отметить, что одним из условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора является предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную одному миллиону евро. Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляется обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро. Вышеозначенные требования свидетельствуют о приведении таких категорий, как «доверие» или «добросовестность» участника внешнеэкономической деятельности, к единому финансовому знаменателю. Необоснованно высокая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей фактически исключает доступ к статусу уполномоченного экономического оператора для малого и среднего бизнеса, доля которого в числе участников внешнеэкономической деятельности в развитых странах превышает 50% (Latin America leads the way in AEO implementation).

Любопытно отметить, что установление специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса РФ 2003 г. вовсе не было связано с внесением соискателем обеспечения уплаты таможенных платежей. Единственным критерием предоставления специальных упрощенных процедур таможенного оформления являлась добросовестность соискателя — участника внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс Таможенного союза реализовал иную модель института уполномоченного экономического оператора, при которой государство предоставляет обладателю рассматриваемого статуса уполномоченного экономического оператора в обмен на «лояльность», гарантированную обеспечением уплаты платежей, целую группу специальных упрощений, как-то:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование.

Как видно, упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, более масштабны, нежели существовавшие ранее специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Однако это не оправдывает установленного и, как представляется, необоснованно большого размера обеспечения уплаты таможенных платежей.

Зарубежная модель уполномоченного экономического оператора основана на партнерстве таможенной службы и участника внешнеэкономической деятельности. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли требуют максимально прозрачного ведения бизнеса, полного доступа (в том числе электронного в режиме реального времени) таможенной службы к коммерческой документации и финансовой отчетности уполномоченного экономического оператора. Взаимодействие с таможенными органами строится прежде всего на технологии электронного обмена сведениями. Государство же предоставляет лицу, получившему статус уполномоченного экономического оператора, привилегированное положение, устанавливая ряд таможенных льгот по сравнению с общим порядком таможенного оформления: сокращение числа передаваемых в таможенные органы сведений; сокращение объема проводимого фактического и документального контроля; приоритетное проведение контрольных мероприятий в случае проведения таможенными органами фактического контроля; право требовать отдельного места (территории) для проведения таких контрольных мероприятий и прочее.

По нашему мнению, введение института уполномоченного экономического оператора, безусловно, будет способствовать оптимизации движения товаропотоков. Необходимо предоставить доступ к получению статуса уполномоченного экономического оператора большему числу участников внешнеэкономической деятельности путем установления дифференцированного размера обеспечения уплаты таможенных платежей в зависимости от суммарной таможенной стоимости поставляемых товаров в год. Критерием предоставления статуса уполномоченного экономического оператора должна быть законодательно установленная минимальная величина уставного капитала соискателя, что позволит снизить риск получения статуса уполномоченного экономического оператора недобросовестными лицами. Еще одним критерием должно быть обязательное ведение соискателем всей бухгалтерской отчетности, учета перемещаемых товаров, контроля поставки в электронной форме посредством соответствующих программных средств и обеспечение таможенным органам круглосуточного доступа к данной информации. Приведенные меры, думается, будут способствовать снижению издержек и существенной оптимизации товарооборота для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, акцентируя усилия таможенных органов на осуществлении контрольных функций.

Другим видом таможенных льгот, закрепленных действующим законодательством, является льготный (усеченный) порядок таможенного оформления, который применяется в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (глава 49 Таможенного кодекса Таможенного союза). Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, было упомянуто как льготное в Приказе ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» ( Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации: Приказ ГТК России от 24 ноября 2009 г. N 814) и Приказе ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации: Приказ ГТК России от 24.11.2009 N 815). В настоящее время правовое регулирование перемещения товаров для личного пользования осуществляется Соглашением от 18 июня 2010 г. между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском: Соглашение от 18 июня 2010 г. между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан). Для применения данного льготного порядка таможенного оформления необходимо одновременное соблюдение двух условий: товар перемещается физическим лицом; товар предназначен для личного пользования.

Если вопрос о получателе рассматриваемой льготы по таможенному оформлению (физическом лице) можно считать в достаточной степени ясным, то определение целевого назначения ввозимого товара крайне затруднительно. Статья 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. устанавливает, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

— заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

— характера и количества товаров;

— частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Это интересно:  Льгота По Уплате Коммунальных Услуг Ветерану Труда В Оренбургской Области

Как видно из приведенных законоположений, установление целевого назначения ввозимых товаров возлагается на таможенные органы и не имеет каких-либо четких критериев. Пункт 36 ч. 1 ст. 4 ТК ТС раскрывает понятие товаров «для личного пользования» как предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом. Раздел 2 ранее действовавших Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815, разъяснял порядок установления предназначения товаров. Так, при установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

Несмотря на то что Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815 в настоящее время утратил силу, перечисленные критерии определения целевого назначения перемещаемых товаров продолжают служить ориентиром для определения целевого назначения товаров.

Кроме того, действующее законодательство не предоставляет права физическим лицам доказывать целевое назначение перемещаемых товаров в ходе таможенного оформления, оставляя в таком случае для бенефициаров таможенной льготы единственный выход: подтверждать целевое назначение товара при обжаловании действий (решений) должностных лиц таможенных органов. Полагаем, что ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. должна быть дополнена нормой, предоставляющей право физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу, доказывать целевое назначение перемещаемых товаров.

Существо льготного порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, заключается в применении целого ряда правовых и процедурных исключений, что позволяет говорить о таможенном оформлении товаров для личного пользования как об особом, льготном порядке таможенного оформления, который в наибольшей степени сжат по времени и упрощен. Исходя из этого, мы именуем данный порядок таможенного оформления усеченным.

Еще одним видом таможенной льготы по таможенному оформлению является освобождение товаров от таможенного оформления. Существо данной таможенной льготы заключается в установлении исключения в принципе обязательности таможенного оформления в отношении определенных товаров, перемещаемых через таможенную границу государства. В этой связи нельзя считать таможенной льготой отсутствие таможенного оформления товаров, перемещаемых внутри таможенной территории Таможенного союза. Данная льгота существовала до объединения с 1 января 2010 г. таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в единую таможенную территорию Таможенного союза: от таможенного оформления были освобождены товары, происходящие с таможенной территории Республики Беларусь и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации (О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь»: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г N 583 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 254, от 22.08.2000 N 619)). Представляется обоснованным тот факт, что действующее таможенное законодательство не предусматривает подобной льготы: невозможность проведения таможенного оформления исключает льготные товары из объектов воздействия таможенной политики и создает угрозу экономической безопасности государства.

Льготы по уплате таможенных платежей и порядок их предоставления

Льготы по уплате таможенных платежей применяются для снижения нагрузки по госпошлине, налогам или упрощения перевозки товаров или личных вещей при экспорте или импорте. Распространяются на юридических лиц и граждан. Регулируются Венской Конвенцией, Таможенным Кодексом и другими законодательными актами и нормативами РФ.

Действующие таможенные платежи и их формирование

Платежи бывают экспортными и импортными, обязательными и косвенными. К ним относятся:

  • таможенная пошлина – обязательный платеж, связанный с перевозкой товаров и вещей через границу;
  • таможенные сборы – обязательная плата органам таможни за выпуск, сопровождение и другие положенные действия;
  • НДС – для товаров, попадающих в Россию. Регулируется ТК и Налоговым Кодексом РФ (косвенный);
  • акцизы – налоги для товаров широкого потребления (табачные изделия, алкоголь, автомобили, мотоциклы, бензин, дизтопливо и масла). Регулируются внутренним законодательством и ТК (косвенный).

Плата за ввоз в Россию различных групп товаров, продуктов обеспечивает защиту внутреннего рынка от конкурентов, на вывоз – регулирует ВЭД в стране. Средства поступают в федеральный бюджет и за последние годы составляют его большую часть.

Размер обязательных платежей зависит от ставок пошлин и вида продукции. Ставки могут быть:

  1. адвалорными – определяются в процентах от установленной таможенной стоимости товара;
  2. специфическими – суммы, фиксированные для конкретного вида продукции,
  3. комбинированными – определяются, исходя из стоимости и количества ввозимых предметов.

Ставки устанавливают для всех категорий продукции и регулируются Правительством РФ и ЕЭК.

Кроме того, пошлины бывают сезонными, устанавливаемыми на срок до полугода и применяются для оперативного вывоза, например, сельхозпродукции. Особые платежи носят защитный характер. Так, специальные направлены на защиту нашего внутреннего рынка от засилья импорта, антидемпинговые – если вредят отечественному производителю, приводят цены на импортную продукцию к уровню страны-экспортера, компенсационные – целью платежей является снижение конкурентоспособности импорта на отечественном рынке.

НДС и акциз платятся при ввозе продукции, подлежащей реализации организациями и ИП.

Виды таможенных льгот

Понятие «льгота» означает исключение из действующих правил, направленное на облегчение в той сфере, где оно предоставляется.

В соответствии со ст.74 ТК ТС, послабления применяются по таможенным платежам:

  • сборам, взимаемым сверх пошлин;
  • налогам, уплачиваемым по твердой ставке;
  • пошлинам (тарифные);
  • преференциям, предоставляемым по законодательству России или международным договорам для государств-членов ТС.

Смягчение правил при пересечении границы РФ выражается в виде полного или частичного освобождения от оплаты, или возврата сумм, уплаченных ранее.

Когда могут быть предоставлены льготы по пошлине

Чтобы не платить, необходимо учитывать:

  1. Страну-производителя товара. Если продукция произведена в СНГ и отправитель – участник внешнеэкономической деятельности, что подтверждено соответствующим документом (сертификатом или декларацией), пошлина не платится. Развивающиеся государства частично освобождаются от уплаты. Им надлежит уплатить только 75% от установленной базовой суммы. Льготный список стран утверждается Правительством России.
  2. Цель ввоза. Освобождается от платежей продукция, носящая образовательный, культурный и научный характер, а также грузы, являющиеся гуманитарной помощью, предназначенные для устранения техногенных катастроф, передаваемые в уставный фонд (для юрлиц с иностранными инвестициями). Исключение составляют подакцизная продукция и средства основных фондов.
  3. Вид ввозимых товаров. Пошлину не платят при ввозе российской национальной и иностранной валюты (исключение – нумизматические экземпляры), векселей, акций и других ценных бумаг.
  4. Стоимость. Если общая стоимость ввозимых предметов не превышает 5 000 руб., пошлины и налоги не платятся. При этом нужно, чтобы они предназначались для одного получателя.
  5. Применяемый таможенный режим. Полное освобождение для:
  • транзитных международных перемещений, когда груз проходит по таможенной территории РФ, как части пути, который начинается и заканчивается за пределами России;
  • беспошлинной торговли, при которой товары иностранного производителя продаются в розничной сети беспошлинной торговли гражданам, выезжающим за пределы страны;
  • таможенного склада, где груз хранится под контролем таможенных служб до 3 лет, а затем направляется на реэкспорт;
  • предметов, которые безвозмездно переданы в собственность государства;
  • перемещения припасов для пассажиров и экипажей на международных морских, воздушных судах, поездах;
  • специальных режимов по временной переработке продукции, реимпорту и реэкспорту.
  1. Специальная таможенная процедура. Полному освобождению подлежит:
  • временный ввоз/вывоз ТС, оборудования и запчастей;
  • перемещение личных вещей граждан (не более 35 кг на сумму до 1000 евро);
  • международные почтовые отправления граждан, включая товары стоимостью менее 10 000 руб., при условии – 1 раз в неделю для одного получателяю

Не платят пошлину иностранцы – дипломаты, консулы и члены их семей, обслуживающий персонал (с членами семьи), курьеры диппредставительств, члены парламента иностранных государств в составе делегаций, работники межправительственных иностранных организаций.

Льготы по косвенным таможенным платежам

От уплаты НДС плательщик может освобождаться полностью или возвратить ранее уплаченные суммы. Если товар был ввезен как финансовая помощь, или как сырье для изготовления некоторых видов медицинских препаратов, участник ВЭД налог не платит.

От уплаты НДС освобождаются:

  • необработанные натуральные алмазы;
  • российская национальная и иностранная валюта, законные средства платежа, ценные бумаги;
  • техника, оборудование, отдельные узлы и агрегаты, запчасти, которые являются взносом в уставной капитал предприятий;
  • продукция, произведенная за границей на арендованных российскими предприятиями землях;
  • морепродукты, переработанные или выловленные субъектами РФ;
  • печатные издания, предназначенные библиотекам, музеям, произведения кинематографа, художественные ценности, подаренные государству
  • продукция офтальмологии, технические средства реабилитации и сырье для их производства.

Для освобождения от уплаты акциза придерживаются аналогичного механизма.

Порядок получения льгот

Претендент на таможенные льготы должен заполнить таможенную декларацию, в которой указывают, какого рода товар, для каких целей, в каком количестве ввозится на территорию РФ. На все необходимо документальное подтверждение. Например, техника, оборудование и запчасти для пополнения уставного капитала – уставные документы предприятия с указанием части инвестиций и предельного срока пополнения взноса. На новые товары, приобретенные за границей, потребуются чеки.

Для предприятий, занимающихся ВЭД, процесс таможенного оформления достаточно длительный и сложный: обилие документов, постоянно меняющаяся нормативная база. Одно неверное решение чревато штрафами, задержками и конфискацией товара. Хорошей помощью станет создание собственной структуры, которая будет работать в этом направлении. Подобные услуги также оказывают брокеры, имеющие лицензии.

Физическим лицам нужно интересоваться таможенными правилами, чтобы не переплатить лишнего. Прежде всего, любое имущество, которое везут с собой, включая деньги, считается товаром. Как правило, в этом случае таможенное оформление носит упрощенный характер. Декларанты полностью освобождаются от таможенных платежей, если:

  1. ввозимое имущество не предназначено для предпринимательской деятельности;
  2. товары являются багажом гражданина, следующего через границу;
  3. общая стоимость, вес и количество (в отношении алкоголя и сигарет) соответствует установленным нормам. При превышении веса платится 30% от стоимости товара.

На одно лицо (до 17 лет), разрешено из-за границы везти:

  • пиво, вино, вермуты, спирт этиловый – 2 литра;
  • табачные изделия разных видов (в штуках) – сигар – 50, сигарилл – 100, сигарет – 200, табак – 250 граммов.

Соблюдение норм освобождает от уплаты сборов и прочих таможенных платежей.

Провозимые культурные ценности должны быть письменно задекларированы и зарегистрированы. Только в этом случае платить пошлину не нужно.

Беженцы и переселяющиеся на ПМЖ в Россию из иностранных государств с подтверждающими документами, ввозят свое личное имущество на льготных основаниях (без уплаты пошлин) без весовых ограничений, кроме транспортных средств. За авто придется заплатить 30% его стоимости.

Уплата пошлины также не распространяется на почтовые отправления граждан на сумму до 10 тысяч руб. При условии, что бандероли посылаются не чаще 1 раза в неделю в адрес одного получателя.

Таможенное оформление проводится таможенными органами и пограничниками на пунктах пропуска. Для этого отведены специальные места в аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах. При пересечении границы на автомобиле, вместе с документами, удостоверяющими личность, потребуются документы на машину. Если ввозится что-то запрещенное или превышающее беспошлинные лимиты, а оплатить нечем, товар задерживают. За его хранение придется заплатить.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, www.brokert.ru, lgotarf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector