8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Таможенные льготы: что это, виды тарифных преференций по уплате сборов (по закону о тарифе)

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

    Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации, в частности,

  • статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»
  • пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» полномочием по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза

 Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены

  • Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.

Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, Таможенная процедура временного ввоза (допуска) это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 утверждены

  • Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров
  • Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза.

Специальная таможенная процедура Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 329 Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободных (специальных, особых) экономических зон или на части ее территории.

Свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств — членов Таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при их создании.

Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

Таможенная процедура свободного склада таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза

Вопросы свободных складов и таможенной процедуры свободного склада регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

  • Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»
  • Случаи освобождения от таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами, установлены Приложением 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
  • Это интересно:  Льготы ветеранам труда в Сахалинской области в 2019 году, как получить, закон

    Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот


    Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот

    1.Общая система таможенных льгот

    Понятие таможенные льготы» в законодательстве не определено. На практике под таможенными льготами понимаются любые преимущества (исключения), установленные для участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, касающиеся сферы таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

    Таким образом, в зависимости от того, в какой области таможенного дела делаются исключения смягчающего характера, таможенные льготы подразделяются следующим образом (см. схему 1).

    Классификация таможенных льгот*1

    _____
    *1 Данная классификация приведена исходя из общих правил по уплате таможенных платежей. Уплата таможенных платежей при вывозе товаров производится по общим правилам до подачи таможенной декларации, то есть до таможенного оформления товаров и прохождения таможенного контроля.

    В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ТК РФ) к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемый при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы.

    Кроме того, НДС и акциз относятся налоговым законодательством к налогам, а таможенная пошлина — нет. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» таможенная пошлина отнесена к такому виду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности. Если рассматривать льготы по уплате таможенных платежей с точки зрения налогового и бюджетного регулирования, то они могут быть подразделены на две группы — налоговые и неналоговые.

    2. Таможенные платежи с точки зрения налогового, бюджетного и таможенного законодательства

    Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. НДС, акцизы и таможенные сборы входят в группу нетарифных методов.

    Существует несколько классификаций нетарифных методов регулирования, разработанные ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и т.д. По одной из классификаций, разработанной ЮНКТАД, нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на семь категорий: паратарифные меры, меры контроля над ценами, финансовые меры, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры. К паратарифным мерам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины). Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние.

    Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании — как об абсолютно самостоятельном инструменте регулирования (см. схему 2).

    Таможенные платежи с точки зрения налогового, бюджетного и таможенного законодательства

    3. Классификация таможенных льгот

    Льготы по уплате таможенных платежей могут подразделяться на две группы:

    1) льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин;

    2) льготы по уплате иных таможенных платежей (НДС, акциза, таможенных сборов). Учитывая характер воздействия их на внешнеторговую деятельность, предлагается использовать для обозначения совокупности льгот по данной группе таможенных платежей такой термин, как » паратарифные льготы» .

    Первую группу льгот можно классифицировать в зависимости от оснований (критериев) предоставления. В качестве таких оснований могут выступать страна происхождения товаров, цель ввоза товара, категории перемещаемых через таможенную границу товаров, стоимость ввозимого товара, вид таможенного режима или специальной таможенной процедуры. При этом льготы по уплате таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товара, традиционно принято называть тарифными преференциями . Льготы, предоставляемые по иным основаниям, объединяют в одну группу — тарифные льготы . Совокупность тарифных льгот и преференций обозначается термином » таможенно-тарифные льготы».

    Таможенно-тарифные льготы могут предоставляться как физическим, так и юридическим лицам. Поэтому они могут классифицироваться и по субъектному составу.

    Кроме этого, освобождение от уплаты таможенных пошлин может быть как полным, так и частичным. В связи с этим таможенно-тарифные льготы в зависимости от степени освобождения от их уплаты подразделяются на две группы:

    1) полное освобождение от уплаты пошлины;

    2) частичное освобождение от уплаты пошлины.

    Льготы по уплате таможенных платежей могут подразделяться:

    1) на основные льготы по таможенным платежам — льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, возврат ранее уплаченных таможенных платежей);

    2) на дополнительные льготы по таможенным платежам — льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (льготы по таможенным платежам до помещения товаров под таможенный режим либо при завершении действия таможенного режима).

    1) возврат уплаченной пошлины;

    2) снижение ставки пошлины;

    3) освобождение в исключительных случаях от уплаты пошлины.

    1) освобождение от оплаты пошлиной;

    2) снижение ставок пошлин;

    3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

    Существуют и иные виды тарифных льгот, связанных не с их размером, а со сроком уплаты, например предоставление плательщику отсрочек и рассрочек по уплате таможенной пошлины.

    Единые ставки таможенных платежей также традиционно считаются одним из видов таможенно-тарифных льгот. Но, по мнению автора, в связи с тем что данная льгота может предоставляться как в отношении уплаты таможенной пошлины, так и в отношении любого другого таможенного платежа, относить данную льготу только к системе таможенно-тарифных льгот неправомерно. Ввиду того что единые ставки таможенных платежей представляют собой комплексную льготу по уплате как и таможенной пошлины, так и налогов, они могут быть отнесены к комплексным таможенным льготам.

    Это интересно:  Как оформить налоговые льготы пенсионерам по земельному налогу

    4. Таможенно-тарифные и паратарифные льготы

    В целях сравнения таможенно-тарифных и паратарифных льгот рассмотрим формы предоставления льгот по НДС, акцизу и таможенным сборам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможенную границу.

    Существующие льготы по НДС можно представить в следующем виде:

    1) освобождение от уплаты НДС;

    2) возврат ранее уплаченных сумм НДС.

    Вышеуказанные льготы предоставляются в зависимости от категорий ввозимых товаров, целей ввоза товаров, таможенного режима или специальной таможенной процедуры перемещения товаров, стоимости товара.

    Льготы по уплате акцизов осуществляются в тех же формах, что и по уплате НДС, но критериев предоставления льготы меньше: таможенный режим или специальная таможенная процедура и стоимость товара.

    В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся:

    1) таможенные сборы за таможенное оформление;

    2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

    3) таможенные сборы за хранение.

    В качестве примера льготы по таможенным сборам можно привести льготы в виде освобождения от уплаты таможенного сбора согласно п. 1 ст. 357.9 ТК РФ, предоставляемого в зависимости от целей перемещения товаров, таможенного режима или специальной таможенной процедуры, категории товаров, стоимости ввозимого товара. Согласно подпункту 18 п. 1 ст. 357.9 ТК РФ законодатель оставил перечень случаев освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление открытым, наделив Правительство РФ правом определять товары, в отношении которых таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются.

    Кроме того, случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление могут предусматриваться международными договорами Российской Федерации.

    При этом в отличие от прежней модели нормативно-правового регулирования таможенных сборов ФТС России (правопреемница ГТК России) не наделена полномочиями по уменьшению ставок таможенных сборов за таможенное оформление или по освобождению от их уплаты.

    Что касается таможенных сборов за хранение товаров, то в ТК РФ установлен только один случай, при котором они не взимаются — при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа. Иные случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за хранение, а также сборов за таможенное сопровождение устанавливаются Правительством РФ. В отношении таможенных сборов применяется также льгота в форме возврата ранее уплаченных платежей. При этом порядок их возврата практически совпадает с порядком, установленным ТК РФ в отношении возврата таможенной пошлины, при следующих ограничениях:

    1) если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производится;

    2) в случае отзыва таможенной декларации или в случае, если таможенная декларация считается не поданной, возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится.

    Итак, таможенно-тарифные и паратарифные льготы имеют общие формы предоставления: освобождение от уплаты и возврат ранее уплаченных платежей. При этом для паратарифных льгот законодательством не предусмотрены такие формы, как снижение ставок, отсрочки и рассрочки платежа и предоставление преференциальных квот.

    Итак, мы рассмотрели сложную разветвленную систему льгот по уплате таможенных платежей (см. схему 3). Перейдем к оставшимся видам таможенных льгот.

    Классификация льгот по уплате таможенных платежей

    5. Таможенные льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров; комплексные таможенные льготы

    Таможенные льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю можно рассматривать как некие преимущества, предоставляемые участникам отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, которые связаны с упрощением таможенных процедур таможенного оформления товаров и таможенного контроля товаров. Упрощение данных процедур может состоять в уменьшении количества требуемых таможенными органами документов и сведений, сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей либо в полном освобождении от них. Если обратиться к подразделу 3 раздела II «Таможенные процедуры» ТК РФ, в котором описываются специальные таможенные процедуры, то можно заметить, что они, по сути, представляют собой совокупность таможенных льгот (и по уплате таможенных платежей, и по прохождению таможенного оформления товаров и таможенного контроля), предоставляемых в зависимости от категории перемещаемых через таможенную границу предметов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Например, в соответствии с п. 3 ст. 281 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

    Обязательным условием получения преимуществ в данном случае может выступать их использование в совокупности, без возможного неприменения даже одного из них. Подобные «наборы» льгот, по мнению автора, можно отнести к специфическим видам таможенных льгот и обозначить как комплексные таможенные льготы.

    Таможенные льготы и тарифные преференции: сущность, виды, назначение

    ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ — преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Т. л. проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима. Предоставляются в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.

    Это интересно:  Ип льготы при открытии ип

    таможенные льготы можно разделить на:

    1) льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю,

    2) льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

    Вторые предоставляются Российской Федерацией на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров.

    особые таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами. Допускаются по таможенному тарифу РФ в виде: освобождения от уплаты таможенной пошлины; снижения ставок таможенных пошлин; установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Тарифные квоты на преференциальный ввоз товаров не могут устанавливаться индивидуально для лица (группы лиц), осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Тарифные преференции устанавливаются исключительно по решению Правительства РФ.

    тарифные преференции(в зависимости от страны происхождения товаров)
    В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
    В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
    2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
    3) льготы по уплате налогов;
    4) льготы по уплате таможенных сборов.
    Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
    1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
    2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
    3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
    От уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
    1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;
    2) продукция морского промысла судов государств Сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств Сторон;
    3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;
    4) валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;
    5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
    6) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);
    7) товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;
    8) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Предоставление льгот и преференций при уплате таможенных платежей

    В настоящее время в условиях Таможенного союза особенно актуальными становятся вопросы предоставления льгот и преференций участникам внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных платежей.
    При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (ТС) при уплате таможенных платежей могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции, которые регулируются Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г., Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.

    Статья написана по материалам сайтов: www.nalvest.ru, studopedia.ru, www.brokert.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector