+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закупки за внебюджет до 1000 БВ по одной сделке: что учесть?

Закупки за счет собственных средств — это закупки товаров (работ, услуг), за исключением государственных закупок, которые осуществляются организациями за счет собственных средств (т.е. средств, не относящихся к бюджетным средствам и (или) средствам государственных внебюджетных фондов).

Осуществляются на основании:

  • постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 №229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»;
  • порядка закупок за счет собственных средств, самостоятельно разработанного с учетом норм постановления №229 и утвержденного организацией (т.е. на основании локального нормативного правового акта организации), который размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 3 рабочих дней после его утверждения.

Закупки за счет собственных средств отличаются от госзакупок и закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

Субъекты, осуществляющие закупки за счет собственных средств

Постановление №229 распространяет свое действие на организации (заказчиков), имущество которых, в т.ч. акции (доли) в уставных фондах, находится в собственности Республики Беларусь. Это:

  • республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
  • хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организации, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (подп.1.1 п.1 постановления №229).

Для заказчиков, имущество которых, в т.ч. акции (доли) в уставных фондах, находится в коммунальной собственности, порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств определяется решениями местных органов самоуправления с учетом положений постановления №229. Такими заказчиками являются:

  • коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности;
  • хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.

На какие закупки не распространяется постановление №229?

Постановление №229 не распространяется на закупки, указанные в соответствующем перечне товаров (работ, услуг), который является приложением №1 к постановлению №229.

Виды процедур закупок за счет собственных средств

Процедуры закупок за счет собственных средств установлены в подп.2.2 п.2 постановления №229:

    неконкурентная (процедура закупки из одного источника), установленная законодательно. Под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Стоимость закупки

Для процедур закупки за счет собственных средств конкретная ориентировочная стоимость закупки законодательством не установлена.

Следует учесть, что в случае, когда стоимость закупки товаров (работ, услуг) составляет менее 1000 базовых величин, нормы постановления №229, в том числе в части проведения процедур закупок, не применяются. Основание: п.9 перечня товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь №229 (приложение №1 к постановлению №229).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что процедура закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств проводится в случае, если сумма закупки по одной сделке (т.е. общая сумма в рамках одного договора) на дату принятия организацией решения о проведении закупки составляет 1000 БВ и более.

Порядок закупки на сумму менее 1000 БВ по одной сделке на дату принятия заказчиком решения о проведении закупки определяется заказчиком самостоятельно в Порядке закупок за счет собственных средств.

Постановление №229 не требует годового планирования стоимости закупки и определения годовой потребности в товарах (работах, услугах), приобретаемых организациями-заказчиками.

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.

Это интересно:  Россельхозбанк: кредит пенсионерам в 2019 году

Какой способ определения поставщика выбрать

Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).

Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП. Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.

Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.

Примеры

Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:

  1. Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
  2. Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре, ведь ЕП не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
  3. Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.

Ответственность

Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности.

Необходимо учитывать следующие нормы:

  1. Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление может быть признано контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
  2. Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление может подразумевать создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  3. Закон о защите конкуренции, ст. 15 Закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ и отражение в плане-графике 2018

Когда разрешено проводить

Приобретение бюджетным учреждением товаров и услуг на сумму, не превосходящую 100 тысяч рублей, относят к закупкам малого объема. Такие процедуры не подразумевают реализации торгов. Контракт заключается напрямую с выбранным поставщиком.

Оформлять подобные контракты разрешено в том случае, если годовой объем малых закупок не превышает 2 миллиона рублей или 5% от СГОЗ. Заказчик может самостоятельно выбрать этот порог из двух предложенных вариантов, исходя из годового объема закупок. Для небольших организаций выгодным оказывается применение порога в 2 миллиона рублей.

Таким образом, заказчик может проводить закупки любых товаров и услуг при цене одного контракта не более 100 тысяч рублей до тех пор, пока не будут исчерпаны вышеописанные лимиты. Как правило, таким методом организации предпочитают закупать электроэнергию, тепло, услуги по техобслуживанию транспорта, экспертной оценки и тому подобные. Это позволяет в кратчайшие сроки провести необходимые работы.

Это интересно:  Анкетирование при приеме на работу - взгляд со всех сторон

Преимущества проведения таких закупок

Приобретение товаров и услуг на сумму, не превосходящую 100 тысяч рублей, имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Заказчику не придется отчитываться перед контролирующими органами о необходимости применения такого метода закупки.
  2. Отпадает необходимость обосновывать стоимость контракта и его условия.
  3. На заказчика не накладываются обязательства по оформлению отчетности на каждом этапе проведения закупки.
  4. Не нужно размещать сведения о приобретении товаров и услуг таким методом в ЕИС.

Такой способ закупки позволяет обеспечить организацию необходимыми ресурсами в самые короткие сроки. Выбор поставщика заказчик проводит самостоятельно.

Расчет возможного количества малых закупок и их отражение в план-графике

При расчете лимитов на малые закупки необходимо учитывать все контракты, оформленные до наступления очередного финансового периода, но оплаченные уже после его начала. Если у компании достаточно большие обороты, то им лучше рассчитывать лимиты, исходя из 5% от СГОЗ. Для остальных организации наиболее предпочтительным считается фиксированная сумма в 2 миллиона рублей.

Приведем показательный прием расчета такого лимита. Организации на проведение закупок выделено 100 миллионов рублей. Определяем 5% от СГОЗ. Эта сумма будет равна 5 миллионам рублей. При этом соблюдается правило, что 5% от СГОЗ не должно превосходить отметку в 50 миллионов рублей. Следовательно, 5 миллионов выгодней принять в качестве лимита. Сумма одного контракта не превосходит 100 тысяч рублей, значит, в год заказчик может провести минимум 50 закупок малого объема.

Для того чтобы заказчик имел возможность провести малую закупку, она должна быть внесена в план-график. Эта норма регламентируется постановлением Правительства России за номером 554 от 05 июня 2016 года.

Правила проведения малой закупки

Всю процедуру приобретения товаров и услуг на сумму до 100 тысяч рублей можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Внесение закупки в план-график.
  2. Непосредственное проведение закупки.
  3. Приемка товаров или услуг в рамках заключенного договора. В некоторых случаях проводится экспертная оценка качества исполнения поставщиком своих обязательств.
  4. Оплата заказчиком поставленных ему товаров или услуг.

При поведении закупок до 100 тысяч рублей на заказчика не накладывается обязательство по размещению в ЕИС соответствующего извещения. Все документы, касающиеся этой процедуры, заказчик обязан хранить. Сделка может быть оформлена в любой форме, предусмотренной действующим ГК РФ.

Дробление закупок

В некоторых случаях, пытаясь избежать проведения конкурсной процедуры, заказчики искусственно дробят закупку на несколько контрактов, сумма каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей. Такие действия заказчика квалифицируются, как намеренное нарушение действующего законодательства.

В случае выявления такого нарушения заключенные сделки признаются притворными. Следовательно, все договорные обязательства аннулируются. При этом ФАС усматривает в действиях заказчика нарушение конкурентной политики.

При выявлении факта дробления закупок заказчик несет административную ответственность. Контрактный управляющий должен будет выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.

Закупка товаров и услуг на сумму менее 100 тысяч рублей у одного поставщика – простой и быстрый способ обеспечить все нужды организации. Главное, соблюдать все правила проведения такой процедуры и не превышать установленные лимиты.

Закупки за внебюджет до 1000 БВ по одной сделке: что учесть?

Вопрос необходимости соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств при приобретении товаров (работ, услуг) решается в зависимости от правового статуса конкретной организации.

Так, в случае если субъект относится к организациям, перечисленным в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, то закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ему следует осуществлять в соответствии с указанным постановлением.

В то же время при осуществлении таким субъектом закупки ему необходимо учитывать положения приложения 1 к постановлению N 229, определяющего перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления N 229.

Одним из случаев, который позволяет осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) без учета требований постановления N 229, является случай осуществления закупок на сумму до 1000 БВ по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки .

В то же время на практике применение указанного исключения вызывает ряд вопросов.

Одним из ключевых вопросов в данной ситуации является вопрос о том, что же стоит понимать под сделкой и как исчислять ее сумму.

Это интересно:  День химика в 2019 году

Постановлением N 229 не установлены особенности применения термина «сделка» для целей закупок. В связи с этим представляется, что понятие «сделка» используется в постановлении N 229 в значении, применяемом в гражданском законодательстве.

В соответствии с ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей . При этом сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними .

Очевидно, что в случае, когда речь идет о закупке товаров (работ, услуг), необходимо выражение согласованной воли (действий) как минимум двух сторон — лица, желающего приобрести товар (работу, услугу), и собственника соответствующего товара (работы, услуги). Следовательно, в контексте п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 под сделкой понимается дву- или многосторонняя сделка, то есть договор.

При этом ограничение до 1000 БВ по одной сделке предполагает общую сумму не более указанной величины. Соответственно в случае заключения договора отдельные акты (счета-фактуры), выставленные в рамках его исполнения, не являются сделками, пусть даже и содержат все существенные условия договора. Сумму сделки в такой ситуации следует определять исходя из общей суммы всех актов (счетов-фактур) к договору. При этом представляется, что сумма заключенного договора не может быть увеличена более 1000 БВ, в том числе посредством заключения дополнительного соглашения к договору. Соответственно в ситуации, когда общая сумма по договору достигла 1000 БВ, дополнительное количество товаров (работ, услуг) по данному договору не может быть приобретено. В такой ситуации в зависимости от стоимости дополнительной потребности организации необходимо будет либо проводить закупку в соответствии с требованиями постановления N 229, либо, если сумма дополнительной потребности не превышает 1000 БВ, можно будет повторно применить п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 и заключить новый договор без соблюдения требований указанного постановления. При этом при определении стоимости новой закупки стоимость ранее приобретенных товаров (работ, услуг) не учитывается.

В то же время, если сделка совершена в соответствии с п. 3 ст. 404 и п. 3 ст. 408 ГК, то есть когда на основании письменного запроса без заключения договора как отдельного документа была произведена разовая отгрузка товаров (оказание услуг, выполнение работ), то сумму сделки в таком случае следует определять по сумме акта (счета-фактуры), выставленного после соответствующей отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ).

Одновременно необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 ключевой является и дата принятия решения о проведении закупки, что, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего подтверждения факта принятого решения о проведении закупки (например, издания приказа, распоряжения, составления докладной записки о приобретении, утверждения заявки на приобретение товаров (работ, услуг) и т.п.). Следовательно, датой принятия решения будет являться дата соответствующего документа. В то же время прямой обязанности составления в таком случае отдельного документа постановление N 229 не содержит. Соответственно при отсутствии отдельного документа представляется, что датой принятия решения можно считать дату заключения либо направления договора (заявки) контрагенту. Непосредственно на эту дату для возможности применения п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 у организации должна быть потребность в соответствующих товарах (работах, услугах) на сумму до 1000 БВ.

В заключение необходимо отметить, что постановление N 229 не ограничивает количество раз и временные рамки заключения договора в соответствии с п. 9 приложения 1 к постановлению N 229. Соответственно правовых последствий осуществления закупок посредством заключения договоров по одному и тому же предмету на сумму до 1000 БВ в случае, если годовая сумма закупки превышает указанную сумму, законодательство в сфере закупок за счет собственных средств не предусматривает.

Статья написана по материалам сайтов: goscontract.info, goszakupkirf.ru, ilex.by.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector