Вправе ли налоговый орган отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации?

Ответ: Налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации на основании непредставления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных пп. “ж” п. 1 ст. 14, пп. “г” п. 1 ст. 21, пп. “в” п. 1 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ.
На основании пп. “ж” п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Федеральный закон N 27-ФЗ) и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”. В случае если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 1 ст. 9 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ, при ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятии с регистрационного учета в качестве страхователя – работодателя адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой.

Исходя из изложенного законодательство указывает на обязанность представления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также на право регистрирующего (налогового органа) отказать в государственной регистрации, по причине наличия сведений о невыполнении указанной обязанности.

Таким образом, налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в регистрации реорганизации на основании непредставления в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:

  • не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
  • не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
  • заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
  • ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
  • паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/171@ ).

Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:

  • учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
  • учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
  • лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.

Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:

  • документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
  • наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
  • в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.
Это интересно:  Ведомость по зарплате: виды, бланки, образцы заполнения

С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

  • несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
  • представление документов, содержащих недостоверные данные.

Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Риски при реорганизации ООО

Отказ в регистрации реорганизации ООО. Риски при реорганизации

Этот материал о том, как налоговый орган правомерно отказал в регистрации реорганизации фирмы однодневки, посчитав, что такая реорганизация является уходом от налоговых и иных обязательств.

Удивились? Я тоже. Тем не менее, может сложиться ситуация, когда налоговый орган будет оценивать деловую цель совершаемых регистрационных и иных действий все более и более тщательно. Готовы ли компании к подобному это вопрос, над которым стоит подумать каждому. А пока читаем текущий наш материал.

Обстоятельства дела:

Налоговый орган отказал в регистрации реорганизации юридического лица в связи с тем, что юридическое лицо, к которому присоединялось другое юридическое лицо, подпадало под понятие фирмы однодневки, «массовой фирмы». Руководитель и учредитель данной фирмы являлся также руководителем многих других действующих фирм. Налоговая посчитал, что данная реорганизация мнимая, цель ее создать только видимость перехода обязательств, освобождения от всех кредиторских задолженностей. Указанный отказ оспаривает лицо, подавшее заявление на регистрацию реорганизации.

Выводы суда:

1. Данный спор имеет большую важность, поскольку под видом реорганизации в виде слияния, осуществляется уход от исполнения обязательств с наступлением неблагоприятных последствий. Такие действия ведут к уменьшению доверия между субъектами гражданских правоотношений, препятствуют планированию и функционированию экономики. Обращу внимание, что изложенное фактически цитата из судебного акта!

2. Имея подтвержденные сведения о недостоверном адресе юридического лица, а именно что лицо имело намерение не использовать данный адрес для осуществления связи с ним, то регистрирующий орган принимает решение на свое усмотрение отказать в регистрации или нет.

3. Если налоговая инспекция доказывает, что реорганизация была направлена на нарушение прав кредиторов, то решение об отказе регистрации такой реорганизации соответствует законодательству, но только если на регистрацию не были представленные все необходимые по закону документы.

4. Недостоверная информация об адресе местонахождения предприятия, может нарушить публичные интересы, привести к невозможности проводить налоговые и иные проверки, нарушает интересы других лиц состоящих в отношении с обществом, которое не осуществляет свою деятельность по указанному им адресу.

Комментарии:

1. Данное дело интересно, так как влияет на отношения субъектов экономической деятельности, поскольку через мнимую реорганизацию общество хотело уйти от своих обязательств перед кредиторами. Или иными словами, если ты кредитор такого должника, то у тебя еще один неплохой инструмент воздействия на него. Если же ты налогоплательщик, то у тебя еще один риск, который нужно минимизировать до момента его возникновения.

2. По сути, в данном споре заявителем была осуществлена фактически ликвидация в обход законодательства и предусмотренных им процедур.

3. Вред публичным интересам предоставлением недостоверной информации об адресе местонахождения фирмы заключается в том, что кредиторы фирмы не смогут предъявить ему требование об исполнении обязательств, а также это сделает невозможным проведение проверок государственными органами.

4. Отказ в регистрации реорганизации может считаться законным при соблюдении двух условий. Первое условие заключается в не предоставлении заявителем всего пакета документов, предусмотренных законодательством, а второе условие это если налоговый орган сможет доказать, что такая реорганизация не нарушает права кредиторов заявителя.

5. Налоговая инспекция при проведении регистрационных действий установила, недействительность адреса заявителя, что также повлияло на принятие решения об отказе в осуществлении регистрации реорганизации заявителя.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Галина Короткевич, партнер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Это интересно:  Утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля по ОСАГО - 2019, взыскание, возмещение, расчет

Как зарегистрировать ООО не получив отказа налоговой

22.12.2017

Основные причины отказа в регистрации ООО

Зарегистрировать ООО порой не просто даже специалисту с достаточным опытом, что же говорить о новичках. Предприниматели решившие сэкономить пополняют статистику отказов ФНС и ходят кругами, исправляя банальные ошибки, попутно совершая новые. Семь самых распространенных недочетов при регистрации компании гарантирующие, что регистрация ООО затянется. Полный перечень причин для отказа можно найти в законе №129-ФЗ от 08.08.2001.

1. Неправильное заполнение формы Р11001
Форма имеет четкие требования по заполнению, как ручкой, так и на компьютере. Кроме этого, часто вносятся определенные изменения, предъявляемые к этому документу.
При заполнении используются только заглавные печатные буквы. Все данные вносятся «как есть», то есть если в паспорте стоит «ГОР. Тюмень», то так и заносится в бланк (а не «Г.Тюмень» или как-либо иначе). Подпись и дата на документе при личной подаче ставится только в присутствии инспектора.

2. Недостоверные сведения о юридическом адресе
При регистрации ООО на домашний адрес важно знать, что регистрация возможна только на адрес прописки генерального директора. Если гендиректор не является собственником, то требуется разрешение собственника в письменном виде.
Регистрации ООО на нежилое помещение обязывает иметь гарантийное письмо собственника и заверенную копию свидетельства о праве собственности.

3. Отсутствие документов
В зависимости от количества учредителей закон предписывать представлять разный по составу комплект документов.
Одному учредителю достаточно:
• решение о создании ООО;
• устав.
Два и более обязаны представить:
• протокол собрания учредителей;
• учредительный договор;
• устав.

4. Наличие у учредителя запрета на ведение предпринимательской деятельности или дисквалификация
Желательно потратить время и проверить наличие у учредителя запрета или иных ограничений. Проще всего это сделать на сайте ФНС.

5. Ошибка инспектора
Человеческий фактор оказывает существенное влияние при обработке документов. Инспектор может оформить отказ случайно: как по личным причинам (большая загрузка, недостаточная подготовка), так и из-за частых изменений законодательства, которые вызывают сложности даже у специалистов с опытом.

6. Несоответствие названия требованиям
В федеральном законе содержится исчерпывающий перечень требований и ограничений, которым должно удовлетворять название при регистрации фирмы. При выявлении нарушения налоговая вправе отказать.

7. Представление документов в ненадлежащую налоговую
До начала оформления документов необходимо узнать налоговый орган, который осуществляет регистрацию.

Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов

Федеральная налоговая служба России письмом от 11 октября 2017 г. № ГД-4-14/20509/ГД-4-14/20509@ довела до всех налогоплательщиков, а также своих территориальных инспекций третий за 2017 год обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов.

В документе, который состоит из 36 страниц, рассмотрены наиболее спорные вопросы: об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации юр. лиц и индивидуальных предпринимателей; об оспаривании решений ФНС о гос. регистрации; об оспаривании иных решений и действий (бездействия) регистрирующих органов.

Рассмотрим некоторые выводы судов, которые приводит налоговая служба.

Отказ в реорганизации в форме присоединения

Судьи напомнили о нормах статьи 13.1 Федерального закона т 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которыми юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления орган ФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, и содержать достоверную информацию.

В соответствии с требованиями законодательства, при реорганизации в форме присоединения с участием более двух юридических лиц заключается один совместный договор о присоединении. В спорной ситуации каждое из участвующих в реорганизации обществ заключило отдельный договор о присоединении, а не один совместный договор. В результате они не предоставили в орган ФНС необходимый договор, что и повлекло за собой обоснованный отказ в государственной регистрации юридического лица.

Руководитель организации может проживать за рубежом и быть иностранцем

В деле А51-442/2017 гражданин обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС в отказе в регистрации ООО, где он являлся учредителем. Заявитель просил обязать ИФНС провести государственную регистрацию ООО. В ходе судебного рассмотрения выяснилось, что отказ в государственной регистрации мотивирован непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, в связи с тем что местом жительства генерального директора является Республика Корея.

Это интересно:  Ликвидация филиала пошаговая инструкция в рб

В результате специалисты ФНС сделали вывод, что внесение сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, противоречит пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ. Ведь в этом пункте указано, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Суды с позицией ФНС по этому вопросу не согласились. Арбитры указали, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, об этом, в частности, сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Судьи с такой позицией не согласились и вновь напомнили чиновникам, что регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений о назначении иностранного гражданина на должность директора.

Из вывода, сделанного арбитрами, следует: Отсутствие у общества разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства, а также отсутствие у директора общества разрешения на работу и (или) патента не свидетельствует о непредставлении заявителем необходимых для государственной регистрации документов, перечень которых установлен в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и не влечет отказ в государственной регистрации юридического лица.

Отказ по наименованию организации

Оказалось, что в заявлении по форме № Р11001 и комплекте документов, поданных для государственной регистрации юридического лица, содержалось название «Китайско-р.». Регистрирующий орган счел, что это название не соответствует требованиям статьи 1473 ГК РФ, согласно которым юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, в которое не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований. По мнению судей, такое несоответствие наименования ООО является основанием для отказа в государственной регистрации.

ФНС имеет право не возвращать заявителю поданные документы Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС по отказу в возврате оригинала учредительного документа. В деле № А43-443/2017 истец указал, что он представил МФЦ для регистрации изменений в ЕГРЮЛ следующие документы: заявление по форме № Р13001; постановление Правления ПФР РФ; Положение о Фонде № 560п (один экземпляр и одна копия); документ об уплате государственной пошлины; копия приказа о приеме на работу руководителя Фонда. В связи с тем что этих документов оказалось недостаточно, в регистрации изменений в ЕГРЮЛ Фонду было отказано. При этом предоставленные документы заявителю не вернули. Арбитражный суд признал такое поведение регистрирующего органа законным. Ведь возврат документов, представленных заявителем в регистрирующий орган при обращении за государственной регистрацией юридического лица, действующим законодательством не предусмотрен.

Однако не за горами времена, когда повторную пошлину при отказе в регистрации можно будет не оплачивать

С 1 октября 2018 года вступит в силу норма закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ, которая позволит заявителям не оплачивать повторно пошлину при отказе в регистрации ИП или ООО. Правда, сделать это можно будет только один раз и не позже трех месяцев после вынесения решения об отказе. При этом необязательно заново подавать все регистрационные документы, достаточно представить только те, в которых была допущена ошибка.

Напомним, что на сегодняшний момент отказ в государственной регистрации бизнеса можно только обжаловать. При положительном исходе обжалования решение об отказе отменяют, и налоговая инспекция осуществляет государственную регистрацию по уже представленным документам. Если же доказать неправоту ИФНС заявителю не удалось, то всю процедуру регистрации придется проходить заново, а пошлину оплатить снова.

Кроме того, в целях единообразного подхода, оптимизации и совершенствования работы налоговых органов, все больше ИФНС, прекращают заниматься регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей. По вопросам регистрации налогоплательщикам необходимо обращаться в Единые регистрационные центры.

Таким образом, происходит централизация процедур регистрации и усиление контроля над действиями ООО по смене адресов, учредителей, ликвидации и тому подобное. Также, по всей видимости, это связано и с мероприятиями по выявлению и борьбе с фиктивными компаниями.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, vitvet.com, businessgarant.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector