Власти РФ подготовили законопроект о регулировании синдицированного кредитования

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о правовом регулировании отношений по синдицированному кредитованию

Законопроект направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования договоров синдицированного кредита. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьёй «Синдицированный кредит».

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Законопроект направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования договоров синдицированного кредита.

Долгосрочные инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским заёмщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим потенциал роста.

Сдерживающими факторами долгосрочного кредитования являются слабость базы российских инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки 5–7 лет, необходимость надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надёжных механизмов рефинансирования и финансового инструментария. Эти недостатки могут быть устранены путём использования современных схем финансирования, которые широко применяются на зарубежных рынках.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьёй «Синдицированный кредит».

Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и имеет потенциал развития.

Классический синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному заёмщику на единых условиях. В каждом кредитном договоре может быть указан идентичный срок погашения обязательств заёмщика и размер процентной ставки или могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по кредиту. Отношения участников синдиката и заёмщика определены в едином документе – договоре синдицированного кредита. При этом каждый кредитор обладает индивидуальным правом требования к заёмщику, а также несёт индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита. Все расчёты по предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а управление предоставленным кредиторам обеспечением осуществляется управляющим залогом от своего имени и в интересах кредиторов.

Преимущества синдицированного кредита по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями:

— с точки зрения заёмщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками;

— с точки зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заёмщиков и клиентов, даёт положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заёмщика;

— с точки зрения участников вторичного рынка, синдицированный кредит служит базовым активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и получения прибыли.

Законопроектом предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учётом прав залогодержателей.

Развитие синдицированного кредитования позволит увеличить объёмы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

Синдицированное кредитование. Юристы прогнозируют переход в российскую юрисдикцию

С 1 февраля начинает действовать закон о синдицированном кредите — Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 486-ФЗ). Синдицированное кредитование становится проще и выгоднее как для заемщиков, так и для кредиторов. Что именно изменилось?

Синдицированный кредит — это когда несколько кредиторов совместно выдают кредит заемщику. Раньше этот институт не был урегулирован в российском законодательстве, но компании все равно заключали такие сделки. Олеся Белоусова, партнер юридической компании P&P Unity, рассказала, что главной проблемой синдицированного кредитования в России было отсутствие специального регулирования: «Такие сделки строились на общих нормах гражданского законодательства и положениях о банковском финансировании. Это создавало сложности для иностранных банков, которые и являлись основными кредиторами (например, иностранные банки предоставляли синдицированные кредиты компаниям „Уралкалий“, РУСАЛ, СУЭК). Структурирование же сделок по иностранному праву не всегда позволяло учитывать российские реалии. Закон № 486-ФЗ обеспечил единое регулирование, понятное для всех участников сделки».

Участники синдицированного кредитования

Заемщиком в рамках синдицированного кредита может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. А вот на кредитование физических лиц действие Закона № 486-ФЗ не распространяется.

Перечень кредиторов тоже ограничен. Так, синдицированные кредиты могут выдавать только:

кредитные организации, Внешэкономбанк;

иностранные банки, международные финансовые организации, а также иностранные юридические лица, которые в соответствии со своим личным законом вправе заключать кредитные договоры;

негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

иные российские юридические лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, специализированные общества проектного финансирования).

Кредитный управляющий

Один из участников синдиката кредиторов должен стать кредитным управляющим.

Им может быть кредитная организация, Внешэкономбанк, иностранный банк или международная финансовая организация. Кредитный управляющий обязан вести реестр всех кредиторов и учет предоставленных заемщику денег. Он вправе заявлять заемщику требования о возврате денег, об уплате процентов за пользование деньгами и иных платежей, а также получать от заемщика или третьих лиц исполнение по договору. Если в договоре синдицированного кредита кредитного управляющего не укажут, то его можно избрать большинством голосов участников синдиката кредиторов. Но участники вправе предусмотреть в договоре и другой порядок его избрания.

Это интересно:  Отсрочка приговора и отбывания наказания

Эксклюзивность договора

Заемщик может заключить с одним из потенциальных кредиторов договор об организации синдицированного кредита. Такой кредитор подготовит к заключению договор синдицированного кредита, а заказчик (потенциальный заемщик) выплатит вознаграждение за оказание этих услуг. В такой договор могут включить условие об эксклюзивности, то есть обязательство заказчика или организатора не вступать до момента заключения договора синдицированного кредита в переговоры или договорные отношения с другими лицами по поводу заключения аналогичных договоров на сходных условиях.

Какие преимущества

Использование синдицированного кредита позволит заемщикам увеличить размер и сроки заимствования, снизить расходы и время на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения, а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками. Это выгодно и кредиторам, поскольку кредитные риски распределяются между всеми организациями, выдавшими кредит. По мнению О. Белоусовой, синдицированное кредитование станет более доступным, так как в сделках смогут участвовать не только крупнейшие банки, но и иные участники рынка, в том числе те, которых пугало отсутствие четкого регулирования. С учетом расширенного перечня участников синдицированный кредит может стать удобным механизмом привлечения средств в инвестиционные проекты, в том числе реализуемые на основе ГЧП.

Плюсы в принятии Закона № 486-ФЗ видит и Роман Маловицкий, советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Он считает, что теперь рынок синдицированного кредитования станет более стандартизированным и, как следствие, более предсказуемым. «В результате использования единообразных форм снизятся расходы на организацию кредита. Помимо этого, упростится привлечение кредитов для реализации крупных проектов. Договоры о синдицированном кредите интересны в первую очередь для реализации крупных проектов, требующих значительного финансирования, в условиях ограниченного обеспечения. При синдицированном кредитовании, с одной стороны, унифицируются условия кредитования (финансовые ковенанты, информационные обязательства, основания для досрочного отзыва и т.д.), а с другой — возникает возможность привлечения более значительных заимствований в результате распределения рисков между кредиторами».

Роман Маловицкий, советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Как и любой новый нормативно-правовой акт, Закон № 486-ФЗ содержит нормы, которые нуждаются в судебном или доктринальном толковании. Например, важное положение об эксклюзивности позволяет установить запрет на вступление с другими лицами в переговоры по поводу заключения аналогичного договора синдицированного кредитования. Возникает вопрос: можно ли установить аналогичный запрет в отношении переговоров, касающихся привлечения финансирования в иной форме (через выпуск облигаций, двусторонние кредиты и т.п.)? Из текста закона ответ неочевиден. Также неясно, почему не были одновременно внесены изменения в процессуальные кодексы и в Закон о банкротстве, закрепляющие права кредитного управляющего по представлению интересов всех кредиторов в гражданском или арбитражном процессе, а также в ходе банкротства.

В то же время в новом законе есть и положительные моменты. В нем заложена возможность вторичной синдикации и, в частности, дополнительно урегулирована возможность выпуска облигаций, обеспеченных правами требования по синдицированным кредитам. Это означает, что законодатель рассчитывает на появление полноценного рынка прав требования по кредиту (аналог credit-linked notes, CLN), что в итоге позволит значительно увеличить возможности по привлечению заимствований.

Наталия Окунева, директор юридического департамента ЮниКредит Банка

Как раньше заключали сделки о синдицированном кредите

Сделки синдицированного кредитования изначально заключались по праву Англии и штата Нью-Йорк на основе стандартной документации, разработанной Ассоциацией кредитного рынка (Loan Market Association или LMA). Ассоциация была учреждена в декабре 1996 г. в Лондоне. Позже по аналогии и на основании документации LMA были разработаны стандартные формы договоров синдицированного кредитования во многих европейских, основных азиатских и африканских юрисдикциях. По сей день синдицированное кредитование по английскому праву на основе документации LMA остается одним из самых распространенных финансовых инструментов, особенно когда кредит выдается при активном участии иностранных (прежде всего европейских) банков.

В 2014 г. на российском рынке началась активная работа по подготовке единых рыночных стандартов документации синдицированного кредитования. Были привлечены квалифицированные юристы, заинтересованные финансовые учреждения и эксперты при ведущей роли Ассоциации региональных банков России. В конце 2015 г. стандартная документация появилась и в России. Но в силу неурегулированности института синдицированного кредитования на законодательном уровне использование российской документации 2015 г. было и остается ограниченным.

При этом механизм и субъектный состав синдицированного кредита остается неизменным в иностранной и в российской документациях. Основным документом по сделке является соглашение о кредите. Кроме него могут заключаться договоры об обеспечении, межкредиторское соглашение, соглашения (письма) об уплате комиссий. Иностранное право (например, право Англии, Германии, Австрии) предусматривает также заключение соглашений об участии в риске (на фондированной или нефондированной основе), когда один из кредиторов передает часть принятого на себя кредитного риска иному лицу (участнику), формально оставаясь для заемщика кредитором. Но в российском законе такие возможности не закреплены.

В целом принятый Закон № 486-ФЗ не отличается от уже сложившейся мировой практики, хотя некоторые моменты остались не до конца урегулированными.

Это интересно:  Помощь в ликвидации от профессионалов

С нашей точки зрения, при использовании стандартной документации LMA, подчиненной английскому праву, основные проблемы возникают в применении иностранных правовых концепций (к примеру, parallel debt и joint and several creditors), а также иностранного права как такового. Например, из-за длительного и дорогостоящего процесса взыскания, некоторой неопределенности в части применения механизмов реализации кредита, в том числе из-за отсутствия записи о самом кредиторе (а не только о кредитном агенте или агенте по обеспечению) в реестрах при регистрации или учете залога, неясности статуса отдельного кредитора в преддверии и в процедурах банкротства заемщика или кредитного агента, ограниченности или даже отсутствии ответственности кредитного агента, неурегулированности многих важных ситуаций в договорной документации, неясности правового статуса взимаемых комиссий.

Преимущества нового закона

Закон № 486-ФЗ хорош уже тем, что он наконец появился, закрепив комплекс правил, предназначенных именно для регулирования правоотношений, связанных с этим видом кредитования в российском правовом поле. Полагаем, что при взвешивании риска взыскания в иностранном коммерческом арбитраже или суде с последующей экзекватурой в России часть кредиторов, а также российских заемщиков вполне может предпочесть российское право иностранному.

Если кредит востребован и предоставляется несколькими кредиторами на территории России, то теперь можно использовать правовой механизм его предоставления в рамках одной стандартной рыночной документации. Еще плюсы: возможность рассмотрения любого спора по такому кредиту в российском суде (или третейском суде) и, как следствие, удешевление механизма взыскания, а также сокращение сроков рассмотрения спора. Интересен такой механизм может быть, например, компаниям с большим портфелем долгов перед финансовыми организациями, когда можно свести все долги в одно соглашение с единым механизмом исполнения (контакты через единое окно — кредитного управляющего). Или компаниям, которым требуется значительная сумма финансирования, слишком большая для одного банка по тем или иным причинам, в том числе из-за осторожной риск-политики, но которые не имеют возможности или желания выходить на иностранные рынки кредитования. При этом заемщик должен, на наш взгляд, оценить возможность получения кредита от разных источников финансирования (разных кредиторов) на одинаковых условиях, что позволит более эффективно управлять портфелем заимствований.

Пробелы в новом законе

Главная проблема, как всегда, в том, что по новому закону отсутствует судебная практика — нет понимания, как те или иные положения будут применяться судами. Не совсем понятен, например, субъектный состав лиц, которым разрешено уступать права по синдицированному кредиту, когда все части кредита уже выданы: будет ли изменяться состав этих лиц, если заемщик допустит неисполнение? Мы уже читали комментарии, в которых авторы (весьма уважаемые нами юристы) приходят к разным выводам по этим и ряду других вопросов.

Кредитование пойдет в экономику мимо санкций

Правительство ищет все новые способы решения проблемы долгосрочного финансирования экономики в условиях сохранения западных санкций. Как стало известно «Ъ», подготовлен законопроект, меняющий регулирование сделок синдицированного кредитования. Устранение правовых неопределенностей позволит увеличить доступность таких кредитов при одновременном снижении рисков для банков. Воспользоваться новыми нормами смогут все участники рынка, но пока главным лоббистом проекта выступает Внешэкономбанк (ВЭБ).

В распоряжении «Ъ» оказался проект поправок к законодательству, регулирующих синдицированное кредитование. В пояснительной записке к документу говорится, что появление общей нормы о синдицированном кредите — одно из наиболее востребованных изменений в регулировании банковской сферы в РФ. Предлагается, в частности, дополнить закон «О банках и банковской деятельности» специальной статьей, а также внести изменения в ряд законодательных актов в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.

Сейчас единого стандарта синдицированного кредитования в России нет. Такие кредиты по российскому праву выдаются каждый раз на основе индивидуальных договоров или по английскому праву в случае участия в синдикате западных банков (именно подобные сделки преобладали на российском рынке до введения западных санкций). Законопроект вводит целый ряд новых понятий — «кредитный агент» (им может стать один из кредиторов или третье лицо), который будет производить все расчеты по предоставлению и возврату кредита, а также «управляющий залогом» — он займется управлением обеспечением по кредиту. Документ детально описывает порядок реализации залога. Предполагается, что выплаты из конкурсной массы в счет погашения требований будут производиться в адрес управляющего, который затем будет распределять полученные средства в соответствии с договорными отношениями кредиторов.

Евросоюз продлил антироссийские санкции без обсуждения

Как отмечают источники «Ъ» в правительстве, попытки доработать законодательство в части выдачи синдицированных кредитов предпринимались с 2015 года, но до внесения документа в Госдуму дело так и не доходило. «Сейчас ситуация кардинально изменилась: в разработке правительственного законопроекта в его нынешнем виде активно участвует ВЭБ, он же является главным лоббистом»,— говорит один из собеседников «Ъ». С подачи государственно-правового управления президента РФ документ сейчас обсуждается на уровне экспертного сообщества, уточнил другой источник «Ъ». Слушания на Старой площади на заседании Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства прошли 20 февраля. Именно тогда, по данным «Ъ», представитель ВЭБа заявил о заинтересованности госкорпорации в продвижении законопроекта. В экспертном заключении (есть у «Ъ») сказано, что документ может быть поддержан с учетом высказанных замечаний.

Это интересно:  Если дом в аварийном состоянии куда обращаться

В ВЭБе «Ъ» подтвердили, что «давали предложения и участвовали в рабочих группах». В банковской системе РФ много свободной ликвидности, но финансируется мало проектов, поскольку риски высоки, пояснили в госкорпорации. «Мы могли бы выступать как первичный кредитор, а потом организовывать синдикацию. Это позволило бы на 1 руб. вложенных нами денег привлекать 3-4 руб. с рынка — как от российских банков, так и от внешних инвесторов — и направлять существенную часть свободной ликвидности на проектное финансирование»,— отмечают в госкорпорации. Во Внешэкономбанке уточнили, что, согласно его обновленной стратегии до 2021 года, в проектном финансировании предполагается довести соотношение выделяемых денег и средств инвесторов до 30:70.

Как синдикация дала доход инвестбанкам

Синдицирование, как пояснили в ВЭБе, будет применяться преимущественно для российских проектов «с четким фокусом инвестирования в промышленность высоких переделов, инфраструктуру, поддержку несырьевого экспорта, инновации и перевод ОПК на гражданскую продукцию», с привлечением средств как российских, так и иностранных банков. В январе глава ВЭБа Сергей Горьков говорил о планах заключить одну-две сделки по привлечению синдицированного кредита у китайских или японских банков, часть средств может пойти на реконструкцию пассажирского терминала аэропорта Хабаровска.

В Госдуме готовы максимально ускорить прохождение проекта. Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков отмечает, что если законопроект будет внесен в Госдуму в марте, то может быть принят до конца весенней сессии. «В условиях отсутствия внешнего финансирования он крайне нужен рынку,— считает депутат.— Законопроект снимет правовую неопределенность и приведет к резкому росту кредитования, сделав ресурсы более доступными». Руководитель группы банковских рейтингов РА «Акра» Кирилл Лукашук добавляет, что действующее ограничение по объему кредитования на одного заемщика всегда являлось препятствием для привлечения средств банков в крупные инвестпроекты, а синдицированное кредитование до сих пор мало применялось именно из-за законодательного пробела.

Елена Киселева, Ксения Дементьева, Вероника Горячева

Законодательная база Российской Федерации

Энциклопедия ипотеки

ДОМ.РФ: ставки по ипотеке снизятся до 9,7% в четвертом квартале

Около 7 млн семей готовы взять ипотеку до 2024 года

ДОМ.РФ поможет Калининграду со зданием Дома Советов

Стандарт ДОМ.РФ сделает кредиты на ИЖС более доступными

Роль архитекторов – в центре внимания

Вопрос-ответ

Возможно ли приватизировать жилое помещение без согласия одного из совместно проживающих членов семьи нанимателя?

Техосмотр сейчас можно пройти в любом регионе или только где стоит машина на учете?

Опрос

Приходилось ли Вам участвовать в коррупции (брать или давать взятку) в этом месяце?

Темы новостей

  • Главная
  • Все новости

Правительство подготовило законопроект о синдицированном кредитовании

15 марта 2017 года

Правительство разработало проект поправок к законодательству, регулирующему синдицированное кредитование и вводящее общие нормы о синдицированном кредите.

Согласно новому законопроекту, воспользоваться новыми нормами смогут все участники банковского рынка, однако главным лоббистом нового закона, по данным издания, является Внешэкономбанк (ВЭБ).

Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на проект поправок к законодательству «О банках и банковской деятельности» и ряд других законодательных актов.

В настоящее время синдицированные кредиты выдаются в России на основе индивидуальных договоров, заключенных по российскому праву, или по британскому праву в случае наличия иностранных кредиторов. Законопроект вводит целый ряд новых понятий, в частности, «кредитный агент», производящий расчеты по предоставлению и возврату кредита, и «управляющий залогом», занимающийся управлением обеспечения по кредиту.

Кроме того, законопроект детально описывает порядок реализации залога.

Новость подготовлена по следующим материалам:

  • В Госдуме поддерживают внесение изменений в регулирование сделок синдицированного кредитования

Минздрав не поддержал законопроект о запрете прода.

Генпрокуратура начнет использовать IT-технологии д.

Вопрос — Ответ

Возможно ли приватизировать жилое помещение без согласия одного из совместно проживающих членов семьи нанимателя?

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 (в редакции от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами Российской Фе6дерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, www.kommersant.ru, zakonbase.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector