Темные времена: самые известные борцы с расизмом

Он является одним из самых популярных борцов за права человека, лауреатом Нобелевской премии мира. Нельсон Мандела был не только наиболее долго живущим президентом ЮАР, но и первым темнокожим, кто занял столь высокий пост в этом государстве. В день рождения политика EG.RU вспомнил самых известных борцов с расизмом.

Нельсон Мандела (ЮАР)

Нельсон родился в небольшой деревушке в семье, чей род принадлежал к правящей династии, но не давал права на престол. У Манделы-старшего было 4 официальные жены, которые подарили ему 4 сыновей и 9 дочерей. Третья супруга и родила будущего борца за справедливость.

Однако при рождении мальчику дали национальное имя Ролихлахла, которое означало «хулиган», «проказник». Он первым из многочисленных братьев и сестер отправился в школу, где ему по существующей традиции дали английское имя. Учительница сказала мальчишке, что с этого дня будет звать его Нельсоном.

После смерти отца Нельсон занял его место в Тайном совете правящей династии, а позднее поступил в единственный университет ЮАР, где могли учиться темнокожие студенты. И уже на первом курсе Мандела начал принимать участие в акциях против политики властей.

В 30 лет он стал заметной фигурой в политической жизни ЮАР, участвовал в создании знаменитой «Хартии свободы». 5 декабря 1956 года его арестовали за государственную измену. Сейчас ходят слухи, что Нельсон на самом деле лишился свободы, так как участвовал в разбоях, грабежах и убийствах белого населения ЮАР. Тогда была популярна казнь «ожерелье»: белокожего могли поймать на улице, затащить в подворотню, связать, на шею надеть покрышку с бензином и поджечь.

Но каких-то конкретных доказательств, что Мандела принимал участие в подобных казнях, не приводится. Дело длилось пять лет, после чего всех арестованных отпустили на свободу.

После этого Нельсон начал террористическую партизанскую войну с властями. 5 августа 1962 года он был схвачен полицией и помещен в тюрьму Йоханнесбурга.

Говорят, что успех операции обеспечили агенты ЦРУ. Процесс шел два года, на одном из заседаний Нельсон произнес свою знаменитую речь: «Я посвятил себя борьбе за африканское население. Боролся как против господства белых, так и против господства темнокожих. Я чтил идеал общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я живу и к которому стремлюсь. Но если это будет необходимым, то я готов умереть».

Мандела был приговорен к пожизненному заключению на острове Роббен, расположенном недалеко от Кейптауна. Там Нельсон провел 18 лет в одиночной камере.

Камера Нельсона Манделы. Источник: wikipedia

За эти годы он стал мировой знаменитостью, отучился в Лондонском университете, при этом умудрялся руководить активистами своей партии, писал труды. Нельсона несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую. Международные СМИ не переставали писать и оказывать давление на правительство ЮАР. В результате 11 декабря 1990 года Мандела вышел на свободу, проведя в тюрьме 27 лет.

Нельсон Мандела на президентских выборах в 1994 году. Источник: wikipedia

В 1993 году Мандела получил Нобелевскую премию мира, а через год стал президентом ЮАР, проведя на этой должности 5 лет. Нельсон Мандела скончался в возрасте 95 лет 5 декабря 2013 года в кругу своей семьи. До последнего он оставался активным и одним из самых известных политиков в мире.

Мартин Лютер Кинг (США)

Баптистский проповедник, один из самых известных ораторов в мире и лидер движения за права темнокожих граждан Америки стал легендой еще при жизни. Сейчас его речи изучают в университетах и считают классикой ораторского искусства. А тогда Кинг выступал за мирные способы борьбы против расизма.

В августе 1963 года Мартин Лютер Кинг произнес речь «У меня есть мечта», в которой определил суть американской демократической мечты. Тогда оратора услышали около 300 тысяч человек, которые поддержали своего лидера. Кинг был удостоен Нобелевской премии мира.

4 апреля 1968 года Мартин Лютер Кинг был застрелен Джеймсом Эрлом Реем. По официальной версии, стрелок якобы действовал один. Но существует мнение, что это было спланированное покушение, которое могли организовать американские спецслужбы.

Стив Бико (ЮАР)

Стив Бико – один из самых известных борцов за права темнокожих южноафриканцев. Еще учась в школе, Стив начал увлекаться политикой, за что был исключен из престижного учебного заведения в городе Алис.

Учась на медицинском факультете университета города Дурбаны, третьего по численности населения после Йоханнесбурга и Кейптауна, он задумался об организации, отстаивающей права черных и «цветных» граждан ЮАР. После этого он попал под пристальное внимание полиции, а впоследствии был исключен из университета.

Несмотря на преследования властей и многочисленные аресты, Бико продолжал свою активную борьбу за права темнокожих. В результате 17 августа 1977 года в возрасте 30 лет он был арестован. После зверских пыток и избиений Стив Бико умер, а официальные власти представили все как голодовку со смертельным исходом по вине заключенного.

Джеймс Мередит (США)

Джеймс Мередит стал первым студентом-афроамериканцем, который получил диплом по политологии в университете Миссисипи. Но ему, чтобы осуществить свою мечту, пришлось многое пережить.

Мередит родился в штате Миссисипи в семье военного. И в 1950-м в возрасте 17 лет пошел по стопам отца и отправился служить в ВВС США, чему посвятил 11 лет своей жизни.

После окончания колледжа Мередит подал документы в университет Миссисипи. Но администрация несколько раз отказывала ему в поступлении. И тогда чернокожий абитуриент предъявил университету иск. Дело было настолько громким, что дошло до Верховного суда США, который 1 октября 1962 года встал на сторону Мередита, и парня зачислили в вуз.

Но решение вызвало недовольство не только губернатора штата, но и местного населения, а также студентов. Начались массовые беспорядки. Потребовалось вмешательство президента Джона Кеннеди, который приказал ввести федеральные войска.

Мередит вошел в университет в сопровождении солдат. Из-за волнений 35 человек были ранены, 200 арестованы и двое убиты.

Однако в самом университете Джеймса продолжали преследовать и оскорблять. С ним отказывались жить в одной комнате в общежитии, слушать одни и те же лекции, обедать, когда в столовую входил афроамериканец. В аудитории все поворачивались к нему спиной. Поступали Джеймсу и угрозы, но до окончания учебы его охраняли военные.

В 2006 году в университете была установлена статуя Джеймса Мередита, но борец за свободу негативно отозвался о такой инициативе администрации.

Роза Паркс (США)

Розу Паркс называют основательницей движения за борьбу прав темнокожих граждан Америки. До 1 декабря 1955 года в общественном транспорте были особые правила: первые четыре ряда сидений отводились только для белых. При этом, если мест не хватало, то чернокожие должны были уступать свои. Если темнокожий пассажир отказывался, его арестовывала полиция.

Заключению подвергались даже чернокожие дети, а один афроамериканец был застрелен водителем автобуса.

1 декабря 1955 года в городе Монтгомери штата Алабама чернокожая пассажирка Роза Паркс отказалась уступать свое место белому. И тут же была препровождена в полицейский участок. Арест Розы Паркс вызвал волну возмущений и привел к бойкоту автобусных перевозок.

Это существенно ударило по карманам владельцев транспортных компаний, так как около 70% всех пассажиров составляли именно чернокожие. Бойкот длился больше года. За это время Роза Паркс стала мировой знаменитостью и символом борьбы против расовой дискриминации.

Активистов бойкота арестовывали, им поступали угрозы. Однако после 381 дня бойкота сегрегация – насильственная политика отделения некоторых групп населения – была отменена. После этого члены ку-клукс-клана еще долго обстреливали автобусы, избивали темнокожих горожан и взрывали бомбы. Сама Роза Паркс была уволена с должности швеи, а после преследований и постоянно поступающих угроз расправы была вынуждена уехать из города.

Махатма Ганди (Индия)

Махатму Ганди знают во всем мире как главного борца за независимость Индии от Великобритании. В родной стране этого человека почитают как святого.

Ганди всегда был приверженцем принципа ненасилия. Он считал, что противника можно победить своей любовью, называл богатство злом и призывал к общению индусов и мусульман. Из-за своей философии Ганди подвергался резкой критике индуистских экстремистов, а также миллионеров.

На него было организовано несколько покушений. Удалось это бомбейскому богачу Винайяку Саваркару. Он организовал настоящую боевую группу, усилиями которой 30 января 1947 года 78-летний Махатма Ганди был убит.

Прогрессивные расисты

Новое время — новые песни. А в случае с расизмом старые песни пришлось пропеть на новый лад с появлением науки.

Ученые XIX века старались найти место человека в природе. Чарлз Дарвин в своей эпохальной работе «О происхождении видов» выстроил иерархию всего живого — от инфузории до человека. Кузен Дарвина сэр Френсис Гальтон, основатель евгеники, весьма конкретно писал о «совершенных» и «несовершенных» линиях развития человека.

Разумеется, «низшие расы» — это вообще как бы и не совсем люди. Европейцы XVIII–XIX веков часто были так убеждены в своем генетическом, биологическом превосходстве, что действительно не считали азиатов и особенно африканцев человеческими существами…

Такие знаменитые ученые, как Карл Фохт, Людвиг Бюхнер, Эрнст Геккель, открыто объявили негров и других представителей «цветных» рас «низшими существами». Так, в поисках недостающего звена между Homo Sapiens и животным миром Э. Геккель считал всех так называемых «дикарей» за полулюдей. Он от имени науки благословлял самые страшные бесчинства колонизаторов. «Разум, — писал он, — является большей частью достоянием лишь высших человеческих рас, а у низших весьма несовершенен или же вовсе не развит. Эти первобытные племена, например ведца и австралийские негры, в психологическом отношении стоят ближе к млекопитающим (обезьянам, собакам), чем к высокоцивилизованному европейцу».[57]

Геккель огорчался, что европейцы слишком гуманны с туземцами и прилагают к ним свою мерку «индивидуальной ценности жизни», то есть фактически отрицал, что убийство негра или папуаса есть преступление большее, чем убийство животного.

О «расе господ» говаривал и знаменитый антихристианин и антигуманист Ф. Ницше, любимец нацистов.

Основы научной классификации биологических видов заложил шведский ученый Карл Линней. Он же считал белую расу расой законодателей и владык, а черную — расой рабов по своей сущности.

Бюффон полагал «людьми, более всего походящими на зверей», австралийских аборигенов. Но американские индейцы тоже всего лишь «животные на высокой стадии развития».[58]

Культовая фигура так называемого «просвещения», некто Вольтер, был самым законченным расистом (а заодно и антисемитом). Он полагал, что на голове у негров не волосы, а шерсть, подобная бараньей, что привезенные во Францию негритянки производят на свет «таких же животных» и что «белый превосходит негра так же, как негр — обезьяну, а обезьяна — устрицу».

Вольтер полагал, что в какой-то степени негры такие противные потому, что совокупляются с другими человекообразными обезьянами и смешиваются с ними, имея общих детенышей.

Врач Эдвард Лонг написал даже специальную книгу «История Ямайки» (1774), где доказывал, что половая жизнь негров с орангутанами — дело совершенно естественное.

Кювье писал в своем «Животном царстве»: «Чернокожая раса отнесена к югу от Атланта… ее характерная морда и огромные губы сближают ее с обезьянами; общества, которые она создает, всегда остаются варварскими».

Это интересно:  Счет для оплаты для ип

В современном мире считается, что расисты — это реакционеры, а «прогрессивные люди» всегда, чуть ли не со Средневековья, боролись против расовых предрассудков. Именно все французские «просветители», отношение к которым у ученых культовое, полагали рабство естественным состоянием негров.

Долгое время ученые считали, что помеси белых и черных бесплодны, само слово «мулат» прямо происходит от слова «мул». Плодовитость мулатов очень огорчала многих прогрессивных людей, потому что противоречила данным науки: разные виды не могут иметь общего плодовитого потомства.

Антрополог Топинар полагал, что цветные народы «физиологически неспособны считать больше двух, трех или пяти», противопоставляя им «расы, называемые арийскими, имеющие большие способности к математике».

Тех же взглядов придерживались биолог Ламарк и философ Гегель. Один из основателей «научного» социализма, Фридрих Энгельс, в «Диалектике природы» вполне серьезно писал, что негры не способны понять высшую математику.

Эрудированный врач Густав Карус после всесторонних исследований вывел зависимость цвета кожи разных людей от их «внутренней просветленности».

Натурфилософ Лоренц Окен высказал еще более оригинальную мысль: «Кто умеет краснеть, является человеком; кто этого не может — тот негр».

В США в 1837 году вышла книга Жана-Жозефа Вирея «Естественная история человеческого рода», которая оправдывала рабовладельческую практику плантаторов. «Европеец, — писал Вирей, — является человеком по преимуществу, вершиной человеческого рода; остальные — подлый варварский сброд».

Уже в XX веке американские антропологи Брэнфорд и Блюм писали, опираясь на учение Дарвина: «Естественный отбор, если не чтить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что, если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».

Была и такая теория: черные эволюционировали от горилл — более сильных, но менее умных; восточные расы — от орангутанов, а белые — от шимпанзе, самых умных из всех приматов.[59]

Откуда брались эти безумные идеи? Они были востребованы жизнью. Наукоподобные теории придумывались потому, что именно это европейцы и хотели услышать.

Что плохо во всех этих изысканиях? Плохо уже то, что науки использовались для поддержания мифов. Еще хуже, что данные наук пришлось до предела упрощать. Примитивное упрощенчество уже в том, что кого ни спроси, все «точно знают», что рас на свете именно три.

Жизнь — борьба

На днях покинувший этот мир Нельсон Мандела — один из самых известных борцов за права человека. Враг апартеида, отсидевший 27 лет в тюрьме за свои убеждения, Мандела начинал с участия в демонстрациях против повышения цен на проезд в общественном африканском транспорте. Позже он был обвинен в государственной измене и подготовке переворота. «В моей стране вы вначале отправляетесь в тюрьму, а потом становитесь президентом», — говорил правозащитник. По неподтвержденным официально данным, Мандела был коммунистом. В начале 90-х годов прошлого века Манделу освободили из тюрьмы и вручили ему Нобелевскую премию мира. В 1994 году по итогам выборов он стал президентом ЮАР — первым чернокожим руководителем этой республики. «Я твердо усвоил, что отвага — это не отсутствие страха, а победа над ним. Отважный человек — это не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто с ним борется», — считал Мандела. Он умер 5 декабря 2013 года в возрасте 96 лет.

На своей родине в Индии Махатма Ганди достиг практически статуса святого, а во всем мире его знают, как легендарного миротворца, отдавшего жизнь за независимость народа от британских колонистов. В своей борьбе он использовал принципы непротивления злу насилием. Ганди был хорошо знаком со Львом Толстым. Его жизненным принципом была фраза: «Если ты столкнулся с противником, победи его любовью». Философ убеждал индусов и мусульман примириться, а также считал богатство пороком. Это не понравилось местным миллионерам, которые начали организовывать покушения на духовного лидера. Ганди к тому времени было уже под 80 лет, и к посягательствам на свою жизнь он отнесся философски: «Если мне суждено погибнуть от пули безумца, я сделаю это с улыбкой». Его застрелил наемный убийца, перед смертью Ганди дал понять, что прощает напавшего. Даже в последние минуты жизни он следовал своим принципам.

Мартин Лютер Кинг

Баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг боролся за права чернокожего населения США, выступая против сегрегации. Его знаменитая речь I have a dream стала образцом ораторского искусства всех времен и народов. Талант проповедника раскрылся в полную силу. Речь, посвященную борьбе с расизмом, в августе 1963 года слушали 300 тысяч американцев, собравшихся у мемориала Линкольна. «У меня есть мечта, что настанет день, когда наша нация воспрянет и доживет до истинного смысла своего девиза. Мы считаем самоочевидным, что все люди созданы равными», — сказал Кинг. Он был застрелен снайпером, который по официальной версии был киллером-одиночкой. Однако многие связывают смерть Мартина Лютера Кинга с интересом к нему со стороны ФБР.

Бирманский политик Аун Сан Су Чжи недавно была признана «героем нашего времени», а известный режиссер Люк Бессон снял о ней кинофильм. Дочь генерала и народного лидера, убитого в ходе очередного передела власти, Су Чжи с детских лет оказалась вдали от родины. Позже, уже будучи замужней леди и матерью двух детей, она приняла решение вернуться в Бирму и пропагандировать демократические ценности. Она выступала за свободу людей и против власти местной хунты. Су Чжи активно включилась в политику, добившись народного признания и домашнего ареста, длившегося 15 лет. Находясь в этом заключении она заочно получила Нобелевскую премию мира. Она не виделась не только с соратниками-однопартийцами, но и со своей семьей — мужем и детьми. «Есть только одна настоящая тюрьма — это тюрьма страха. И есть только одна настоящая свобода — свобода от страха», — говорила Су Чжи. В 2010 году ее освободили из-под домашнего ареста, и сейчас она продолжает активно участвовать в политической жизни страны, которая теперь уже называлась Мьянмой.

Супруга президента США Франклина Делано Рузвельта, Элеонора Рузвельт была одной из создательниц Организации объединенных наций. Под ее руководством в ООН была разработана знаменитая Всеобщая декларация прав человека. Кроме того, Элеонора Рузвельт была известной феминисткой. «Женщина — как чайный пакетик. Никогда не узнаешь, насколько крепкой она может оказаться, пока она не окажется в кипятке», — убеждала «Первая леди всего мира», как ее называл Гарри Трумэн. Элеонора Рузвельт защищала права всех — от негров до сексуальных меньшинств. Причем делала это весьма убедительно. К примеру, приехав в опекаемую школу и заметив грязные полы, жена президента брала в руки веник и начинала мести. В 1961 году Джон Ф. Кеннеди включил ее в состав делегации США при ООН, назначив членом Корпуса мира и доверив ей пост председателя Комиссии по правам женщин. Элеонора Рузвельт умерла от лейкемии в возрасте 78 лет. Сейчас премия, носящая ее имя, ежегодно присуждается за выдающуюся деятельность в области защиты прав человека

Темные времена: самые известные борцы с расизмом

Афроамериканцы против евреев: миф о еврейской работорговле

Чернокожие, люди чужой расы, и евреи, люди чужой религии, на протяжении веков были париями западного общества. При всех различиях исторического опыта этих двух групп — негры, то есть африканцы и их потомки, оказавшиеся в обеих Америках, пережили трехсотлетнее рабство, закончившееся только во второй половине XIX века; евреи в Европе пережили Холокост, нацистский геноцид, — в новейшей истории евреев и чернокожих как в Европе, так и в Америке было много общего. И тех и других рассматривали как чужеродный элемент в населении западных стран; и те и другие оказались жертвами расизма в XIX–XX веках. Наряду с сегрегацией и дискриминацией чернокожих в США существовала и дискриминация евреев. Сплошь и рядом у евреев и у афроамериканцев оказывались одни и те же враги: Ку-клукс-клан, праворадикальные группы, просто шайки скинхедов и т. п. То общее, что испытали два народа, — дискриминация, неравенство, унижения, — должно было заставить их повсюду, и в США особенно, понять и поддержать друг друга в борьбе за гражданские права и человеческое достоинство.

Марш в защиту гражданских прав.
Мартин Лютер Кинг (второй слева) и раввин Абрахам Гешель (второй справа). Сельма, штат Алабама. 21 марта 1965 года

После окончания Гражданской войны в США в 1865 году и освобождения негров между двумя народами наметилось взаимопонимание. В первой половине ХХ века, когда началась борьба чернокожих американцев за равенство с белыми, евреи США оказались одними из главных союзников афроамериканцев. В 1909 году евреи были в числе основателей Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP); три президента этой организации и почти половина членов ее юридического комитета были евреями. В 1920–1930-х годах известные еврейские финансисты Джейкоб Шифф и Джулиус Розенуолд вложили миллионы долларов в негритянские учебные заведения на Юге. Признательность евреям как союзникам чернокожих выразил сам Мартин Лютер Кинг. В 1950-х и 1960-х многие признанные лидеры американских евреев, такие, как раввины Абрахам Гешель и Йоахим Принц, были беженцами из нацистской Германии и по своему опыту знали, что такое расизм. Йоахим Принц принял участие в Марше борцов за гражданские права на Вашингтон в 1963 году; в 1965 году во время демонстрации протеста против расизма и расовой дискриминации в Алабаме раввин Гешель шел рядом с Мартином Лютером Кингом. В июне 1964 года в штате Миссисипи расисты убили трех молодых участников марша против расовой сегрегации на Юге США — двое из убитых были евреями, третий — афроамериканцем. Казалось бы, совместно пролитая кровь афроамериканцев и американских евреев должна была скрепить политический альянс между двумя этническими меньшинствами. Однако именно в этот период нарождавшийся альянс нарушился — поднял голову специфический афроамериканский антисемитизм. Начиная с конца 1960-х годов социологические опросы в США свидетельствовали о росте антиеврейских предубеждений именно в среде афроамериканцев.

Поводов для подъема черного антисемитизма было немало. Прежде всего, каковы бы ни были заявления еврейских и афроамериканских интеллектуалов, сколько бы ни участвовали активисты-евреи в антирасистских маршах, отношения между двумя общинами, черной и еврейской, никогда не были идеальными. Между общинами стояли религиозные предрассудки. Еще со времен рабства на Юге негры знали, что евреи распяли Иисуса. Ныне широко известен спиричуэл «Let My People Go» — в нем рабы-негры выразили свое чаяние, чтобы и к ним пришел Моисей и освободил их из «египетского» рабства. Менее известно, что те же самые рабы пели и другой спиричуэл — «De Jews Done Killed Poor Jesus». С другой стороны, среди евреев, как и среди белых вообще, было немало стихийных расистов, и то, что страшный Ку-клукс-клан преследовал как негров, так и евреев, ничего в этом не меняло.

После Гражданской войны тысячи негров начали переселяться в большие города Севера; там они столкнулись с евреями-домохозяевами. В 1920–1930-х годах, когда экономическое положение евреев, в массе своей иммигрантов второго поколения, начало улучшаться, они потянулись в хорошие районы, и многие традиционно еврейские районы больших городов превратились в негритянские, например нью-йоркский Гарлем, Ньюарк (штат Нью-Джерси) и др. Евреи оставили эти районы, но жилье и магазины в них еще долго оставались в руках еврейских хозяев, и столкновение на рынке породило межэтнический конфликт. Даже такие борцы с расизмом и, вообще говоря, друзья евреев, как Букер Вашингтон и Уильям Дюбуа, в молодые годы сделали несколько едких замечаний по поводу еврейских «slumlords» (трущобохозяев) в Гарлеме и других местах.

Это интересно:  Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Другим фактором был быстро подымавшийся афро-американский национализм, выразившийся в лозунгах: от «Черное — это красиво» до «Черная власть». Национализм нередко несет с собой этнические предрассудки, в особенности антисемитизм, и американские чернокожие не были здесь исключением.

Луис Фаррахан, лидер «Нации ислама», читает публичную лекцию в Университете Арканзаса в Пайн-Блаффе. Апрель 2012 года

По меньшей мере до 2001 года ни одно событие в политической истории США не ухудшило отношений между афроамериканцами и евреями в такой степени, как начатая правительством Линдона Б. Джонсона в 1965 году программа позитивной дискриминации (affirmative action). Система квот на прием «цветных» в университеты и учреждения, обещание всевозможных льгот частным университетам и фирмам, берущим на учебу или работу афроамериканцев, не только посягали на права белых, но и противоречили американскому принципу меритократии: человек продвигается по социальной лестнице в соответствии с его способностями и заслугами, а не вследствие защитительных квот. В видении евреев такие квоты угрожали тому равенству с христианами, которого евреи с трудом достигли в 1950–1960-х годах, тем более что афроамериканцы претендовали именно на те профессиональные позиции (врачей, учителей и т. п.), которых евреи добились в эти годы. Самое серьезное столкновение по поводу позитивной дискриминации произошло в Нью-Йорке в 1968 году. Тогда власти бруклинского района Оушн-Хилл-Браунсвилл уволили 13 белых учителей с тем, чтобы принять на работу черных; все уволенные оказались евреями, причем некоторые из них в прошлом участвовали в борьбе против расовой сегрегации. Профсоюз учителей, состоявший преимущественно из евреев и усмотревший в увольнении акт антисемитизма, объявил забастовку.

Афроамериканцам же оппозиция евреев (и не только евреев) в отношении позитивной дискриминации казалась проявлением расизма. Евреи не хотят видеть негров учителями и врачами, считали афроамериканцы. Сегодня многие афроамериканские лидеры публично объясняют рост черного антисемитизма (скрывать его более невозможно) тем, что-де с конца 1960-х годов «евреи перешли в консервативный лагерь». В большинстве случаев это заявление означает: евреи встали в оппозицию к позитивной дискриминации.

Были и другие серьезные факторы, ухудшившие отношения между двумя общинами. Улучшение социального статуса евреев США началось еще до того, как с евреев де-факто были сняты всевозможные ограничения; в 1960-х годах евреи уже были экономически и социально преуспевающей общиной. Напротив, уравнение черных американцев с белыми не привело к резкому улучшению их социального статуса. В 1960-х годах как черные, так и белые антирасисты верили, что все дело в расовой сегрегации и дискриминации: как только с негров снимут ограничения, как только их сделают полноправными гражданами США, они станут во всем равны белым. Этого не произошло. Уровень безработицы в афроамериканской среде был и остается выше, чем среди белых; уровень образования — несмотря на все защитительные квоты — ниже. Итак, афроамериканцы не повторили пути, пройденного американцами-евреями, и это надо было как-то объяснить. В афроамериканской среде такие объяснения нашлись: самое частое из них — виновата «система», которая удобна белым, в том числе евреям, но неудобна черным; есть и другое: виноваты евреи, которые умышленно тормозят социальный прогресс чернокожих. Именно зависть к социально преуспевшим евреям была одним из главных мотивов печально знаменитого погрома в Краун-Хайтс (Бруклин, Нью-Йорк) в 1991 году; тогда черных погромщиков больше всего возмутил не сам факт, что еврей-водитель задавил насмерть черного ребенка, а то, что полиция не взяла виновного под стражу: все знали, что черный водитель на его месте немедленно бы попал в тюрьму.

На фоне роста негритянского национализма и в попытках объяснить социальное отставание черных американцев от белых в афроамериканской среде начало расти чувство солидарности с народами колониальных и бывших колониальных стран, а после 1967 года (т. е. после Шестидневной войны) — с палестинцами. В 1984 году на массовом митинге кандидат в президенты США от Демократической партии Джесс Джексон пел «Мы преодолеем» вместе с Ясиром Арафатом. Многие черные лидеры обвинили Израиль в расизме по отношению к палестинцам. Их нисколько не смущало, что с точки зрения антропологии палестинские арабы — такие же европеоиды (т. е. белые), как и американцы-янки, а, напротив, часть евреев Израиля — отнюдь не европеоидна (например, эфиопские евреи). Израильтяне были всей массой занесены в число «белых расистов». Антисионизм черных националистов, как и многие другие разновидности антисионизма, вскоре обратился против евреев вообще и превратился в антисемитизм.

Пьер-Жак Бенуа. Йоден-Саванне, вершина холма. 1839 год

Более всего отношения между евреями и афроамериканцами осложнил рост популярности антиинтеграцио-нистской националистической афроамериканской организации «Нация ислама». «The Nation of Islam» была основана в 1931 году в Детройте полулегендарным проповедником Уоллесом Фардом. Фард учил, что христианство — это религия белого человека, религия рабовладельцев, а религией негров должен быть ислам. Организация быстро распространилась по США, и к середине 1970-х годов в ней состояло 150 тыс. человек. В 1975 году умер бессменный вождь НИ Илайджа Мухаммад. В 1977 НИ возглавил Луис Фаррахан, развивавший идеи Илайджи: белые — дьяволы, черные расово выше их и наделены богоизбранностью. Он проповедовал полное отделение афроамериканцев от белых, дисциплину, труд, трезвость, укрепление семьи, строгую одежду как для мужчин, так и для женщин. Хотя религиозная доктрина «Нации ислама» далека от ортодоксального ислама, как организация, солидаризующаяся с другими мусульманами, НИ с начала 1960-х годов заняла антисионистские позиции. С 1972 года НИ начала распространять «Протоколы сионских мудрецов» и другие антисемитские издания и включилась в кампанию отрицания и тривиализации Холокоста. Многие современные черные лидеры США (не только лидеры «Нации ислама») утверждают, что порабощение и длительное убийство негров как историческая трагедия превосходит Холокост, в котором погибло «всего» шесть миллионов евреев. Во время устроенного НИ в 1995 году Марша миллиона («Million Men March») его участники потребовали у американского правительства репараций за «холокост порабощения африканцев».

В среде афроамериканских националистов имеют хождение всевозможные легенды о евреях. Например, в 1988 году помощник мэра Чикаго Стив Кокли заявил, что евреи-доктора заражают черных младенцев СПИДом. Последнее «открытие», сделанное афроамериканскими националистами, состоит в том, что это евреи изобрели работорговлю чернокожими, они были как главными работорговцами, так и главными рабовладельцами в обеих Америках. Строго говоря, идея эта не нова. Она прозвучала, например, на митинге в Гарлеме в 1942 году. Тот год был первым годом участия США во второй мировой войне (а по убеждению едва ли не половины всех американцев, США вступили в войну, чтобы спасти европейских евреев) и началом волны расовых волнений. Оратор, выступавший на митинге в Гарлеме, говорил: «Евреи все коммунисты, а коммунизм хочет эксплуатировать негров так же, как и белый человек. Я и пальцем не пошевелю, чтобы спасти еврея. Они привезли нас сюда, и они обращались с нами как с рабами». В последующие десятилетия эта идея развивалась и детализировалась.

В 1991 году «историко-исследовательский отдел» «Нации ислама» опубликовал анонимное сочинение под заголовком «Тайные взаимоотношения между черными и евреями» («The Secret Relationship between Blacks and Jews»). Большинство ученых отказались признать «Тайные взаимоотношения» вкладом в науку и охарактеризовали опус как псевдоисторию. Однако средства массовой информации разрекламировали книгу; она получила распространение в кампусах. Основные тезисы «Тайных взаимоотношений» таковы: на протяжении веков евреи доминировали в торговле рабами в обеих Америках; они захватили больше черных африканцев, чем любая другая религиозная группа в истории Нового Света; они доминировали в трансокеанской тороговле; они вошли в класс плантаторов; и наконец, именно евреи убивали борцов за свободу, служили тюремщиками, милицией, отлавливавшей беглых рабов, а также помогли подавить восстание Ната Тернера в 1831 году.

Книга «Тайные взаимоотношения между черными и евреями» имеет вид академического издания, в ней 334 страницы, много ссылок. Несмотря на это, она не является научным трудом, а принадлежит к модному ныне жанру «исторического ревизионизма», что выражается, в частности, в ее источниковедческой базе. Основной источник книги — работы еврейских историков: Сало У. Барона, Арнольда Визницера и других, — а не документы, на которых должен бы основываться исторический труд, тем более труд, претендующий на революционность.

Работорговля в Америке и, в частности, перевоз рабов через Атлантический океан («Middle Passage») отнюдь не обойдены вниманием историков. За последние 150 лет, с тех пор как в США, Бразилии и других странах Америки было отменено рабство негров, накопились сотни монографий и статей на эту тему, подсчитано число невольников и невольничьих кораблей, прослежен путь рабов в Новом Свете. На удивление, тексты по истории работорговли не пестрят еврейскими именами. Большинство авторов, в том числе черные историки Ганнибал Томас и Уильям Дюбуа, не упоминают евреев-работорговцев и рабовладельцев вообще; часть авторов, такие, как Оливер Ренсфорд, Герберт Клейн и классик историографии работорговли Йоханнес Постма, упоминают одно-два еврейских имени, но вовсе не показывают, что евреи играли ведущие роли. Откуда же этот переворот в науке, совершенный книгой «Тайные взаимоотношения между черными и евреями»?

Прежде всего, «Тайные взаимоотношения» утверждают, что работорговля была традиционным занятием евреев с древности, в Средние века евреи были главными работорговцами и неудивительно, что традиция работорговли была подхвачена ими в Новое время. На самом деле, как известно, использование рабского труда — отличительная черта хозяйственной жизни разных стран в древности и в Средние века; евреи в этом отношении были не хуже (и не лучше), чем греки, римляне, арабы и другие. Ни Новый Завет, ни Коран не осуждают институт рабства как таковой. В Средние века еврейская работорговля сосуществовала с работорговлей арабской, норманнской и т. п.

Систематический вывоз рабов из тропической Африки начали средневековые арабы. По некоторым оценкам, с 650 года арабские купцы-работорговцы вывезли оттуда почти вдвое больше черных рабов, чем европейские торговцы вывезли в Европу и Америку с 1450 по 1890 год. Первыми учениками арабов-работорговцев Марокко и Алжира стали португальцы — еще в середине XV века; торговля рабами-африканцами на Западе началась около 1450 года. Португальцы тогда вывозили рабов на острова Атлантического океана (Сан-Томе, Мадейра и т. д.), где подымалось производство нового продукта — сахара. Эта работороговля еще была незначительна по объему. В начале XVI века третий губернатор Индий Николас де Овандо получил от короля Фердинанда лицензию на ввоз африканских рабов в бассейн Карибского моря. Вскоре, когда колониями завладели уже не только пиренейские королевства, едва ли не все западноевропейские нации занимались позорной торговлей. Там, где в купеческом классе имелось много евреев, а также крещеных евреев — маранов, как в Англии и Нидерландах, появились и еврейские работорговцы.

Аарон (Дуарте) Лопес – богатый североамериканский еврейский коммерсант португальского происхождения, один из немногих евреев, принимавших участие во ввозе черных рабов через Ньюпорт, Род-Айленд. 1760-е годы

Книга упоминает немало вполне реальных еврейских имен и реальных эпизодов из истории рабства в Америках. Однако все это дополнено совершенно неоправданными выводами о гегемонии евреев в работороговле и рабовладении и совершенно фантастическими цифрами. Никто не отрицает того факта, что наряду с португальцами и голландцами, англичанами и французами, католиками и гугенотами, пресвитерианами и квакерами имелись и работорговцы-евреи. Они, однако, не были ни изобретателями работорговли в Новое время, ни главными поставщиками черных рабов и рабовладельцами.

Это интересно:  По Прописки Или По Прописке Как Правильно

По всей Европе инициаторами торговли черными рабами через Атлантический океан были королевские и княжеские дворы. А были ли евреи где-либо ее пионерами, то есть первыми поставщиками черных рабов? Да, были: в Бранденбурге (в 1682 году основана Бранденбургская африканская компания) и в Курляндии, некоторое время владевшей островом Тобаго в Карибском море. Для осуществления этой торговли оба княжества обратились к сефардским купцам Гамбурга и Амстердама. Вместе Бранденбург и Рига поставили в Америку 0,7% всех привезенных туда рабов.

В Испании первыми крупными поставщиками рабов в Карибский бассейн были испанцы — «старые христане». До 1595 года в испанской работорговле подвизался всего один конверсо — Мигель Нуньес; но по сравнению со своими коллегами — «старыми христианами» он был просто любителем. В XVIII веке основную массу рабов в Америку ввозили англичане и французы, участие евреев было незначительным.

Евреи «отметились» в работорговле в XVII веке, когда на мировую арену вышли Нидерланды. Голландия стала ведущей страной работорговли, среди купцов оказались и евреи. Между прочим: голландские законы запрещали евреям-колонистам плавать в Африку за рабами; они могли их только продавать в самих колониях. Рабов возили в основном амстердамские купцы.

Пик голландско-еврейской работорговли пришелся на период с 1630 года по конец XVII века. Потеря Голландской Бразилии в 1654 году мало что изменила в этом: евреи, бежавшие из Ресифе, переселились на Кюрасао и другие острова Нидерландской Вест-Индии, в Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк), а также в Суринам. Беженцы из Ресифе распространили плантационное хозяйство (сахар и табак) на острова Нидерландской Вест-Индии, где оно раньше не было развито. Это, кажется, единственный вклад евреев в развитие рабства в обеих Америках. Самую большую еврейскую колонию, процветание которой было основано на рабском труде, мы видим в Суринаме. Здесь евреи основали даже городок Йоден-Саванне, с синагогой и кладбищем. Евреи-плантаторы в Суринаме были вплоть до отмены рабства в 1863 году. Однако и там они не составляли большинство работорговцев и плантаторов.

В английскую Северную Америку первые евреи прибыли тогда, когда рабство в ней существовало уже более 20 лет. Одним из крупнейших пунктов ввоза рабов из Африки был Ньюпорт, колония Род-Айленд; здесь мы находим в 1750–1770-х годах двух богатых сефардских судовладельцев и купцов: Аарона Лопеса и его тестя Джейкоба Риверу (именно им книга «Тайные взаимоотношения» уделяет наибольшее внимание).

Аарон Лопес, родившийся в Португалии как «новый христианин» и попавший в Род-Айленд в 1752 году, был одним из самых богатых евреев Северной Америки предреволюционного периода. Для Аарона Лопеса, однако, рабы были далеко не главным товаром. Из двухсот плаваний, которые он совершил в Африку и Вест-Индию, лишь в 14-ти он вез рабов; всего же он доставил 1165 рабов, то есть 1% всех черных рабов, прошедших через Ньюпорт. Начиная с 1754 года, года прибытия первого невольничьего судна, принадлежавшего купцу-еврею, евреи-работорговцы ввезли в Северную Америку менее 2% попавших туда рабов.

Второй миф, усердно внедряемый книгой «Тайные взаимоотношения между черными и евреями»: будто бы евреи были главными работорговцами и рабовладельцами-плантаторами на старом Юге США. Этот тезис также неверен. Евреи Юга США не выделялись ни как работорговцы, ни как плантаторы. Даже в Ричмонде (Вирджиния) с его старой и богатой еврейской общиной было три работорговых еврейских семейства; всего же в Ричмонде промышляло работорговлей 70 семей.

В 1830 году, пишут «Тайные взаимоотношения», каждый четвертый еврей Юга имел рабов. Да, это так. Однако выясняется, что подавляющее большинство из них владело всего несколькими — одним, двумя, редко пятью рабами. Большинство евреев Юга, владевших рабами, не были плантаторами. Рабы для них обычно были домашними слугами или помощниками в торговле. А 90% негров работали на плантациях. В том же 1830 году среди 59 тыс. рабовладельцев Юга, имевших 20 и более рабов, было 23 еврея; из 11 тыс. южан, владевших 50 рабами или более, евреями были лишь четверо. При этом 1,5% всех держателей рабов в США составляли освободившиеся афроамериканцы. Можно ли делать на этом основании какие-то выводы?

Авторы книги «Тайные взаимоотношения» утверждают также, что все евреи поддерживали рабство и были на стороне Конфедерации [южных штатов] во время Гражданской войны 1861–1865 годов. В подтверждение они приводят пример Джуды Бенджамина, члена правительства Конфедерации и ярого сторонника сохранения рабства негров. Кстати, Джуда Бенджамин — далеко не единственный высокопоставленный еврей в руководстве конфедератов. Однако гораздо больше евреев не словами, а делом выразили свой протест против рабства. Три немецких еврея, участника революции 1848–1849 годов в Германии: Август Бонди, Теодор Вайнер и Джейкоб (Якоб) Бенджамин, — едва прибыв в США, отправились в Канзас воевать за то, чтобы этот новый штат не вошел в число рабовладельческих. Во время Гражданской войны 6 тыс. евреев вступили в армию северян и 1500 — в армию конфедератов.

Многие и сейчас наивно полагают, что афроамериканцы не могут быть расистами. Иллюзия, что «цветным народам» неведом расизм и что расисты — только белые европейцы, держалась в общественном сознании долго; она постепенно уходит. Небелым народам Азии, Африки и обеих Америк этнические предрассудки знакомы не менее, чем белым колонизаторам. То, что афроамериканцы сами были жертвами расизма белых янки, не делает их иммунными к другим видам расизма, в частности к антисемитизму.

Скандально известный историк-афроцентрист Леонард Джеффриз выступил в 1990-х годах с целой теорией, направленной против белых вообще и против евреев в частности. Черные — народ солнца, заявляет Джеффриз, а белые — народ льда, озлобленные из-за своей сексуальной неполноценности (sexually frustrated); при этом семиты — наиболее чистокровные и древние из этих «неандертальцев-европеоидов». Халид Абдул Мухаммад, правая рука Луиса Фаррахана в «Нации ислама», в ноябре 1993 года произнес зажигательную речь перед черными студентами Кин-колледжа в Юнионе (Нью-Джерси), в которой обрушился с нападками на белых вообще и на евреев и католиков в особенности. Евреев он обвинил, в частности, в том, что они «сосут кровь из черной общины» и насилуют черных женщин.

Казалось бы, история не знает более злобного и агрессивного расиста, чем Гитлер, который, как известно, проявил себя не только как ненавистник евреев и славян, но и как ненавистник чернокожих. Между тем в конце 1930-х — начале 1940-х годов в среде афроамериканцев имелись поклонники Гитлера; есть они и сейчас. Так, один из первых «черных мусульман», агитатор-радикал Суфи Абдул Хамид, в конце 1930-х годов называл себя черным Гитлером. В 1969 году, выступая на левой нью-йоркской радиостанции WBAI-FM, афроамериканец — студент Нью-Йоркского университета — посетовал на то, что «Гитлер сделал слишком мало абажуров из евреев». В уже упомянутой речи перед студентами Кин-колледжа Халид Абдул Мухаммад сказал: «Сегодня, знаете ли, все говорят, что Гитлер уничтожил шесть миллионов евреев, и это так. Но почему никто не спросит, что они сделали Гитлеру? Что они сделали его людям? Они пришли туда, в Германию, так же, как они приходили повсюду, они вытеснили, они захватили, они все поменяли, и немец в своей собственной стране почти всегда должен был идти и просить денег у еврея. Они подорвали всю ткань общества. И вот пришел этот дьявольский ублюдок Гитлер. Он был велик в своей злобности. Да, был. Он использовал свое величие для зла. Но и они были велики в своей злобности, брат».

Другой распространенный миф касательно афроамериканского антисемитизма состоит в том, что это лишь форма протеста против несправедливо устроенного общества. Еще в 1967 году знаменитый афроамериканский писатель Джеймс Болдуин опубликовал на страницах «Нью-Йорк таймс» статью «Негры не любят евреев, потому что они не любят белых», где пытался этот тезис доказать: евреи, по его мнению, такие же «эксплуататоры» негров, как и прочие белые, и напрасно набиваются в друзья к черным. Но, несмотря на весь талант Болдуина, это не так. Черные антисемиты выделяют евреев из общей массы «ненавистных белых» — хотя бы уже тем, что создали о евреях свою собственную мифологию ненависти, использующую антисемитские стереотипы, позаимствованные у белых расистов и неонацистов.

Да, антисемитизм в черной среде проповедуют экстремисты, вроде Халида Абдула Мухаммада. Однако их выступления в кампусах и за их пределами пользуются популярностью, редкий черный интеллектуал позволяет себе выступить с критикой афроамериканского антисемитизма. Даже те черные интеллектуалы, которые известны своим либерализмом, осуждением расовых предрассудков и изоляционизма, нападают на евреев за «неискренность» их участия в движении за гражданские права в 1950–1960-х годах и оценивает роль евреев в нем отрицательно. Вот Джулиус Лестер: «Евреи самодовольно гордятся своей репутацией либералов, они лезут вон из кожи, чтобы доказать, что они всегда были на переднем крае борьбы за расовое равенство. Когда они постоянно напоминают нам о своей роли, мы понимаем, что они соболезнуют нам и хотят от нас благодарности, а не реализации принципов справедливости и человечности. Евреи считают себя либералами. Черные считают их патерналистами.

Черные разрушили ту систему отношений с еврейской общиной, которая была раньше, те отношения, в которых мы были жертвами патернализма и который есть не что иное, как благожелательный расизм».

Говоря об эгоистических мотивах евреев в движении за гражданские права, Лестер и ему подобные авторы имеют в виду голоса черных избирателей, поданные за кандидатов-евреев, и особенно желание, чтобы афро-американцы поддержали Израиль.

Разновидностью мифа об эгоистических мотивах евреев являются обвинение евреев в патернализме и идея о том, что евреи увели движение негров за гражданские права в ложном направлении. Евреи, пишет Лестер, оказали помощь черным на своих условиях: афроамериканцы должны согласиться на роль младших партнеров; они также соглашаются на тот путь, те темпы и те цели борьбы, которые предлагают белые (а именно евреи). Это евреи навязали неграм такую форму борьбы, которая устраивает белых.

О каких путях борьбы и ее целях говорят эти авторы? Во времена Мартина Лютера Кинга негритянское движение пошло мирным, ненасильственным путем, его целью была интеграция в широкое общество Америки. Сегодня черные националисты такой выбор тактики и целей приписывают евреям. Значит, они хотели чего-то другого? Насилия? Полной изоляции от «белой» Америки? Судя по выступлениям «Нации ислама» — да.

ЛЕХАИМ — ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Статья написана по материалам сайтов: public.wikireading.ru, rg.ru, www.lechaim.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector