Таможенный расклад Казахстана — Блог о логистике и перевозках

Глав­ный та­можен­ник стра­ны Ма­жит Есен­ба­ев обе­ща­ет об­легчить жизнь предп­ри­нима­телям. На гра­нице долж­ны ос­тать­ся предс­та­вите­ли толь­ко двух го­сор­га­нов, а па­кет тре­бу­емых раз­ре­шитель­ных до­кумен­тов сок­ра­тит­ся с 50 до че­тырёх. Та­мож­ня го­това от­ка­зать­ся от неп­ро­филь­ных функ­ций и про­вес­ти то­таль­ную чист­ку кад­ров. Кам­нем претк­но­вения ос­та­ёт­ся толь­ко сис­те­ма уп­равле­ния рис­ка­ми. Ком­мерсан­ты се­ту­ют, что она по-преж­не­му ори­ен­ти­рова­на на на­пол­не­ние бюд­же­та лю­бой це­ной и ча­ще все­го – за счёт биз­не­са.

Глав­ный та­можен­ник стра­ны Ма­жит Есен­ба­ев обе­ща­ет об­легчить жизнь предп­ри­нима­телям. На гра­нице долж­ны ос­тать­ся предс­та­вите­ли толь­ко двух го­сор­га­нов, а па­кет тре­бу­емых раз­ре­шитель­ных до­кумен­тов сок­ра­тит­ся с 50 до че­тырёх. Та­мож­ня го­това от­ка­зать­ся от неп­ро­филь­ных функ­ций и про­вес­ти то­таль­ную чист­ку кад­ров. Кам­нем претк­но­вения ос­та­ёт­ся толь­ко сис­те­ма уп­равле­ния рис­ка­ми. Ком­мерсан­ты се­ту­ют, что она по-преж­не­му ори­ен­ти­рова­на на на­пол­не­ние бюд­же­та лю­бой це­ной и ча­ще все­го – за счёт биз­не­са.

Сок­ра­тить пе­речень раз­ре­шитель­ных до­кумен­тов, тре­бу­емых в пунк­тах про­пус­ка на гра­нице, обе­ща­ют к на­чалу сле­ду­юще­го го­да. Но уже в сен­тябре доб­ро на пе­ресе­чение гра­ницы долж­ны да­вать толь­ко две служ­бы – та­можен­ная и пог­ра­нич­ная. При­чём не иск­лю­чено, что кад­ро­вый сос­тав та­мож­ни омо­лодит­ся. Вслед за вне­оче­ред­ной ат­теста­ци­ей пра­во­ох­ра­нитель­ных под­разде­лений ко­мите­та в июле стар­ту­ет ат­теста­ция всех та­можен­ни­ков. Впер­вые с 2006 го­да мы­тарей про­верят на профп­ри­год­ность. Ма­жит Есен­ба­ев не иск­лю­ча­ет, что мно­гие его кол­ле­ги до кон­ца го­да ли­шат­ся на­сижен­ных мест. Ро­та­ция кад­ров уже на­ча­лась. За не­на­доб­ностью зак­ры­то 15 та­мо­жен­ных пос­тов.

– Я ду­маю, что мы и даль­ше бу­дем сок­ра­щать, но лю­ди не ли­шились ра­боты, а прос­то пе­редис­ло­циро­ваны на внеш­ние гра­ницы. Там си­ту­ация на са­мом де­ле очень слож­ная, – со­об­щил глав­ный та­мо­жен­ник.

Ра­бота­ющие на са­мом слож­ном ка­захс­тан­ско-ки­тай­ском участ­ке меж­ве­домс­твен­ные груп­пы про­ана­лизи­рова­ли не­допо­лучен­ную при­быль. Так, в ап­ре­ле 2011 го­да в бюд­жет пос­ту­пало 8 ты­сяч дол­ла­ров с од­ной 20-тон­ной фу­ры, в те­невую кас­су шло 22 ты­сячи. В этом го­ду ком­мерсан­ты го­товы пе­речис­лять в каз­ну до 40 ты­сяч дол­ла­ров, раз­мер те­невой кас­сы сни­жен до 15 ты­сяч. Но та­мож­ня расс­чи­тыва­ет по­лучать 70 ты­сяч дол­ла­ров, пол­ностью уст­ра­нив те­не­вые схе­мы.

– Я, встре­ча­ясь с участ­ни­ками ВЭД, пре­дуп­ре­дил, что ес­ли бу­дут ка­кие-то те­невые сбо­ры, а мы об этом од­нознач­но уз­на­ем, то мы под­ни­мем ин­ди­катор на сум­му те­нево­го сбо­ра. Я ду­маю, не име­ет смыс­ла со­бирать те­невую кас­су, на­до прос­то ра­ботать в отк­ры­тую, – за­яв­ля­ет Ма­жит Есен­ба­ев.

При этом Ка­захс­тан уже до­гово­рил­ся с Ки­та­ем об об­ме­не пред­ва­ритель­ной ин­форма­ци­ей для со­пос­тавле­ния дан­ных по та­можен­ным дек­ла­раци­ям и све­дени­ям, за­яв­ленным участ­ни­ками ВЭД. За­коно­пос­лушным биз­несме­нам обе­ща­ют воз­можность в те­чение 45 ми­нут пе­реме­щать свой груз в пунк­тах про­пус­ка на гра­нице и та­можен­ную очист­ку то­вара в те­чение 1 дня. На­руши­телей вне­сут в чёр­ный спи­сок и бу­дут про­ве­рять по пол­ной.

ИГ­РА В ОД­НИ ВО­РОТА

С 17 июня на тер­ри­тории Та­можен­но­го со­юза вве­дено обя­затель­ное пред­ва­ритель­ное ин­форми­рова­ние о то­варах, вво­зимых ав­тотранс­пор­том. Предп­ри­нима­телей про­сят за­ранее отп­рав­лять в та­мож­ню ин­форма­цию о за­вози­мом гру­зе по элект­рон­ной поч­те. Вре­мя та­можен­но­го оформ­ле­ния при этом долж­но сок­ра­тить­ся до 2-х ча­сов, ес­ли груз не вы­зовет по­доз­ре­ний. Но без них, как пра­вило, не об­хо­дит­ся. Биз­нес про­дол­жа­ет жа­ловать­ся на то, что сис­те­ма уп­равле­ния рис­ка­ми наст­ро­ена на то­таль­ную про­вер­ку гру­зов. При этом та­можен­ни­ки не объ­яс­ня­ют участ­ни­кам ВЭД всех тон­кос­тей её ра­бо­ты, ссы­ла­ясь на кон­фи­ден­ци­аль­ность ин­фор­ма­ции.

– В сис­те­му уп­равле­ния рис­ка­ми, пусть она зак­ры­тая, нуж­но за­ложить пра­виль­ные па­рамет­ры, что­бы она на са­мом де­ле поз­во­ляла вы­яв­лять тех, кто на­руша­ет та­можен­ное за­коно­датель­ство, – за­яв­ля­ет де­путат ма­жили­са Ека­те­ри­на Ни­ки­тинс­кая.

– Она, не­сом­ненно, нуж­на. Но в той ме­ре, в ко­торой она ре­али­зова­на, эта сис­те­ма не впол­не от­ве­ча­ет сво­ему пред­назна­чению. Ана­лиз об­ра­щений предп­ри­нима­телей по­казал, что про­фили рис­ка сра­баты­ва­ют толь­ко на та­можен­ную сто­имость. Воз­можно, не­об­хо­димо до­рабо­тать сис­те­му, – счи­та­ет за­мес­ти­тель пред­се­дате­ля прав­ле­ния НЭП «Со­юз «Ата­ме­кен» Али­хан Мам­бе­та­лин.

– Это не сис­те­ма уп­равле­ния рис­ка­ми, а сис­те­ма ум­но­жения рис­ков предп­ри­нима­телей. Наз­вать это сис­те­мой во­об­ще слож­но. В меж­ду­народ­ных нор­мах про­писан ал­го­ритм, есть от­ветс­твен­ность та­можен­но­го слу­жаще­го. То есть его ли­бо вы­гонят, ли­бо наг­ра­дят за то, что он уве­личил этот конт­роль. А у нас инс­пек­тор не не­сёт ни­какой от­ветс­твен­ности, – го­ворит пред­се­датель со­вета Ас­со­ци­ации та­мо­жен­ных бро­ке­ров Ген­на­дий Шес­та­ков.

Та­мож­ня неп­реклон­на. По сло­вам Ма­жита Есен­ба­ева, сис­те­ма уп­равле­ния рис­ка­ми уже до­каза­ла свою эф­фектив­ность и бу­дет при­менять­ся и впредь. Бо­лее то­го, ак­цент ра­боты сис­те­мы бу­дет пе­рене­сён на неф­те­газо­вый сек­тор, зо­лото­добы­чу, та­бач­ный и вин­но-во­доч­ный сек­то­ры. В то же вре­мя он приз­нал, что ин­форма­ци­он­ная сис­те­ма Та­можен­но­го ко­мите­та по ви­не не­доб­ро­совест­ных под­рядчи­ков про­дол­жа­ет да­вать сбои. В ре­зуль­та­те предп­ри­нима­тели не всег­да ус­пе­ва­ют вов­ре­мя сдать та­мо­жен­ные дек­ла­ра­ции и не­сут ад­ми­нист­ра­тив­ную от­ветс­твен­ность.

– К со­жале­нию, на­ша ин­форма­ци­он­ная сис­те­ма не­ус­той­чи­во ра­бота­ет. Мы го­товы при­нес­ти свои из­ви­нения. Мы сей­час по раз­ра­бот­чи­кам очень серь­ёз­но раз­би­ра­ем­ся. Они не сов­сем доб­ро­совест­ны­ми ока­зались, – со­об­щил пред­се­датель Ко­ми­те­та та­мо­жен­но­го конт­ро­ля.

Что ка­са­ет­ся раз­мы­той от­ветс­твен­ности сот­рудни­ков та­можен­ной служ­бы, то шесть ус­луг ко­мите­та уже вклю­чены в ре­естр го­сударс­твен­ных ус­луг. Стан­дарты на та­кие ус­лу­ги, как та­можен­ная очист­ка, вы­пуск то­варов и осу­щест­вле­ние без­бу­маж­но­го та­можен­но­го дек­ла­риро­вания, про­ходят пос­лед­нюю ста­дию сог­ла­со­ва­ния с го­сор­га­на­ми.

– С мо­мен­та их ут­верж­де­ния каж­дый участ­ник внеш­не­эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти смо­жет са­мос­то­ятель­но оце­нивать, нас­коль­ко тот или иной сот­рудник соб­лю­да­ет дан­ные стан­дарты, вклю­чая сро­ки и вре­мя ока­зания ус­луг. До кон­ца го­да их пе­реве­дут в элект­рон­ный фор­мат, – уве­ря­ет за­мес­ти­тель пред­се­да­те­ля Та­мо­жен­но­го ко­ми­те­та Игорь Тен.

В то же вре­мя се­год­ня Ко­митет та­можен­но­го конт­ро­ля ока­зыва­ет 64 го­сударс­твен­ные ус­лу­ги. Так что прос­тор для воль­ной трак­товки за­кона и про­яв­ле­ния фан­та­зии у «на­ход­чи­вых» та­можен­ни­ков по­ка есть. Но, сле­ду­ет от­дать долж­ное но­вому ру­ководс­тву ко­мите­та, он ста­новит­ся все мень­ше. К при­меру, функ­ции по взи­манию НДС и ак­ци­за пе­реда­ют­ся в На­лого­вый ко­митет. Это из­ба­вит предп­ри­нима­телей от обя­зан­ности сда­вать от­чётность сра­зу в два го­су­дарс­твен­ных ор­га­на и сде­ла­ет про­це­ду­ру бо­лее проз­рач­ной.
Источник: Мегаполис

Доставка грузов из Китая через Казахстан

Доставка грузов из Китая через Казахстан может выполняться автомобильным транспортом или по железной дороге. Транзитное время доставки из Китая через Казахстан с отправлением из Урумчи, Иву на Москву автотранспортом составляет 10 – 14 дней. По маршруту могут отправляться как контейнерные, так и сборные грузы.

Груз из Китая через Казахстан следует по следующей схеме:

  • с фабрики в любом регионе КНР (в том числе Гуанчжоу, Шеньчжень и др. регионов юга страны) за счет фабрики или силами грузополучателя до консолидационного склада в Урумчи или Иву;
  • с консолидационного склада через Чугучак – Бахты и далее через Казахстан до Новосибирска или Москвы.

Срок доставки груза из Китая через Казахстан – 1 – 2 дня на перевозку по КНР до Иву, Урумчи, 10 – 14 суток – из Урумчи до пункта назначения в РФ (Москва, Новосибирск, Самара, Ростов-на-Дону и т.д.). Стоимость доставки автомобильным транспортом по указанному маршруту – около 280 долларов США за 1 кубометр.

Это интересно:  Как снизить кадастровую стоимость квартиры

Доставка товаров из Китая через Казахстан в составе сборного груза предполагает ожидание в Иву (Урумчи) формирования партии – как правило, на этой уходит еще 2 – 4 дня. Логистические компании также могут оказывать дополнительные услуги по забору товаров со складов отправителей (фабрик), информированию о состоянии груза (в том числе в форме фото- и видеоотчетов).

Доставка из Китая через Казахстан в Москву может выполняться автомобильным транспортом, по железной дороге и в смешанном сообщении по прямому маршруту или через Новосибирск, Екатеринбург (стоимость перевозки 40 футового контейнера из Китая в Москву). При доставке в Москву и другие регионы РФ потребуется проверка оформления транспортных и сопроводительных документов, терминальная обработка грузов, сертификация товаров (по необходимости), таможенное оформление.

Стоимость автомобильной доставки грузов из Китая через Казахстан составляет до $6500 за 1 тн. Через РК ввозят достаточно дорогие грузы, например, одежду, обувь, подшипники, электронику, бытовую технику. Перевозка из Китая в Россию через Казахстан железнодорожным транспортом обойдется от $2,5/кг и занимает 18 – 25 дней.

Ж/д перевозки из Китая через Казахстан

Из Китая к Казахстану подходит более 20 ж/д путей, однако на территории РК все они сливаются в одну дорогу, образуя логистическое «бутылочное горлышко», где товар может простоять несколько дней в заторе («пробке»). Ж/д грузоперевозки из Китая через Казахстан выгодно отличаются от автомобильных тем, что на железной дороге практически исключены случаи пропажи грузов (в то время как при автоперевозке известны случаи, когда из 3 – 4 машин до границы с РФ не доходила ни одна).

Ввоз на территорию Китая по железной дороге осуществляется через пункт пропуска Алашанькоу (автомобильным транспортом – Зимунай, Чугучак). Стоимость грузоперевозки железнодорожным транспортом по Китаю ниже, чем по России, поэтому маршрут через Казахстан оказывается выгоднее, чем через Уссурийск, Забайкальск с отправкой из Суйфэньхэ (см. перевозка сборных грузов из Китая в Москву по ж/д, ж/д перевозки небольших грузов из Китая, стоимость ж/д доставки контейнера из Китая в Москву).

Вне зависимости от способа доставки, Казахстан и его «сухопутные порты» (пункты ввоза на китайско-казахстанской границе) представляют особое удобство для ведения внешнеэкономической деятельности:

  • в Урумчи находится множество торгово-выставочных комплексов, местный бизнес сносно говорит по-русски, а требование к минимальной отгрузочной партии в несколько раз меньше, чем в Пекине, Гуанчжоу, Гонконге и других регионах КНР;
  • Казахстан входит в ЕАЭС, что позволяет проводить таможенное оформление в пункте прибытия на территорию РК (на практике, однако, речь идет о внутренних таможенных постах РК, а не пограничных пунктах, но, тем не менее, это все равно удобнее МТТ и ВТТ);
  • при выборе условий поставок DAF и DAP снижается влияние транспортной составляющей на размер таможенной стоимости и, как следствие, таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов).

Блог о логистике

Таможенные пошлины на ввоз в Россию применяются для финансового пополнения страны и во избежание конкуренции между внутренними производителями и иностранными. Пошлина в обязательном порядке выплачивается за груз, который подлежит продаже.

Прежде чем уточнять порядок оформления экспорта товаров, нужно учесть некоторые особенности:

Доставка груза из Китая с таможенным оформлением – посильная задача для таможенно-логистической компании, так как нужно соблюсти ряд формальностей.

Мультимодальные перевозки представляют собой комплексную услугу по транспортировке груза разными видами транспорта. Для этого вида перевозок составляется комплексный маршрут для максимально оперативной доставки.

Пожарный сертификат соответствия подтверждает тот факт, что заявленная продукция соответствует нормам пожарной безопасности. Чтобы получить сертификат, нужно провести проверки и испытания (индивидуально для каждого вида товара). Перечень требований можно найти в соответствующем ГОСТе.

Холодильный склад предназначен для хранения груза при определенной температуре (от -5 до +5 градусов). Такая среда необходима, чтобы предотвратить появление бактерий, грибков и других опасных микроорганизмов. К тому же, благодаря таким температурным условиям, товары хранятся дольше, чем на обычном складе и при этом не замораживаются. Найти склад, соответствующий стандартам хранения, можно в Москве.

Сертификат соответствия ФСТЭК (Федеральная служба по экспортному и техническому контролю) представляет собой документ, который подтверждает тот факт, что объект соответствует установленным нормам, выдается федеральной структурой.

Логистика является неотъемлемой частью любого торгового предприятия. Ее основные функции заключаются в том, чтобы доставить продукцию от продавца к покупателю с наименьшими затратами и в самые короткие сроки.

Вид деятельности «логистика» сочетает в себе много разных, сложных процессов. Это и выбор поставщика и перевозчика с последующим заключением контрактов, это аналитическая работа с покупательскими сегментами, взаимодействие с органами таможни, работа с покупателями, с сырьем и складами и многое другое.

Ежегодно в России и по всему миру общественности предоставляются результаты оценивания, по которым составляется рейтинг 3PL операторов.
3PL представляет собой обеспечение клиента совокупностью услуг по перевозке товаров.

Складская логистика представляет собой управление всеми запасами на предприятии, их движением, распределением и учетом на складах. Она очень тесно связана с транспортной логистикой, так как участвует в доставке груза потребителю.

Таможенными называют ряд отношений, которые контролируются таможенным правом. Объектом выступают отношения, относящиеся к транспортировке продукции через госграницы.

Временный ввоз – это таможенная процедура, позволяющая использовать определенное время на территории Таможенного союза грузы, ввезенные из-за границы. При этом товары не облагаются таможенными пошлинами (полностью или частично), а затем обязательно подвергаются реэкспорту (вывозу ввезенного иностранного груза).

Транспортный контейнер – это металлическая емкость для перевозки грузов. Основой конструкции служит гофрированная сталь, с особыми крепежами по сторонам и специальными плоскими пазами внизу для перевозки ее вилочным погрузчиком.

Если вы имели дело с внешней торговлей, то наверняка слышали термин «инкотермс», расшифровка которого звучит как «словарь базисных международных правил, которые однозначно трактуют термины, что применяются в международной торговле».

Платежная карточка, благодаря которой можно оплачивать таможенные сборы разных типов, называется таможенной. Она содержит микрочип для проведения безналичных расчетов с органами таможенной службы при помощи терминалов на пограничных постах. Система «Таможенная карта» появилась в 2000 году, а на сегодня ее бесперебойное функционирование налажено уже по всей РФ.

Для подтверждения соответствия товаров нормам и требованиям стандартов, действующих на территории России необходимо проходить процедуру сертификации продукции. Ее проведение может быть выполнено в добровольном или обязательном порядке. Орган, который уполномочен выдать сертификат качества и соответствия — аккредитованный центр сертификации. Его цель подтвердить качество продукции.

Транспортировка товаров из категории скоропортящихся выполняется при соблюдении особого температурного режима и наличия спецтранспорта с рефрижератором или изотермической будкой. Не каждый производитель имеет такой. Поэтому обеспечить надлежащую термоизоляцию и вентиляцию при перевозке температурных грузов нет возможности. Но что делать в такой ситуации?

Это интересно:  Расписка о получении денег в долг срок возврата

Таможенными называют правоохранительные органы, которые осуществляют таможенную деятельность. Структура содержит в себе: гос-й таможенный комитет, таможенные управления регионального уровня, таможни и таможенные посты России.

Склады временного хранения, или СВХ, нужны для помещения в них грузов на время проведения всех таможенных процедур на границе до момента их выдачи. О том, кто владеет хранилищем, что можно в него помещать, какие бумаги нужно предоставить, каковы сроки его содержания и что можно делать с грузом в этот период – читайте далее.

141400, М.О., г. Химки, Вашутинское ш., д.20, корп.1

E-mail:
info@gksvt.ru (услуги ответственного хранения и внутрироссийского транспорта)
kvt@severtrans.ru (услуги ВЭД)
03@severtrans.ru (услуги ВЭД)

Транспортно-логистическая система Казахстана: реалии и перспективы

Цель исследования провести комплексный обзор различных аспектов развития транспортно-логистической системы Казахстана и определить перспективы ее дальнейшего развития в соответствии с современными международными трендами в области транспорта и логистики.

Методология – при написании статьи использованы общенаучные методы и приемы, в том числе методы эмпирического исследования, теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования.

Оригинальность/ценность важность работы заключается в том, что логистика и транспорт являются одним из приоритетных направлений реализации Стратегии «Казахстан-2050». Ценность работы заключается в ее актуальности, учитывая географическое положение страны, и тот факт, что ряд международных организаций рассматривают Казахстан как стратегического игрока в вопросах формирования международных коридоров. Можно с уверенностью заявить, что транспорт в Казахстане – один из приоритетных аспектов развития.

Выводы реализация транспортно-транзитного потенциала Республики Казахстан выступает как отдельный аспект задач по формированию основы для качественного прорыва в экономическом развитии страны. Данный аспект требует создания современной эффективной транспортно-логистической системы. По мнению автора, одним из инструментов обеспечения международных стандартов логистического сервиса является реализация «принципа 5С» – скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность.

В современных глобальных условиях логистика играет ключевую, а в некоторых случаях определяющую роль в индустриальном развитии стран. В ряде стран правительство сделало ставку именно на развитие логистики как основного фактора стимулирования индустриального развития. Глава государства Н.А. Назарбаев неоднократно называл развитие транспортной логистики одной из важнейших задач, стоящих перед экономикой Казахстана. Так, на 25 пленарном заседании Совета иностранных инвесторов он объявил о начале реализации проекта «Казахстан – Новый Шелковый путь» и отметил, что Казахстан намерен стать крупнейшим транзитным и логистическим хабом региона, «мостом» между Европой и Азией. Позже в своем Послании «Казахстан-2050» Глава государства определил одним из приоритетных направлений развитие транспорта и логистических услуг: «Транспортная инфраструктура – это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества… Необходимо развивать сектор логистических услуг. Прежде всего, речь идет о максимальном использовании территории Таможенного союза для транспортировки наших грузов» [1].

По рейтингу наиболее объективного на сегодняшний день международного показателя оценки уровня развития логистики – LPI (Logistics Performance Index), рассчитываемого Всемирным банком, Казахстан по результатам 2014 г. занимает 86 место из 160 стран мира (лидирует Германия, Китай на 17-м, Россия – на 94-м) [2]. Исследование состояния современной логистической системы Казахстана позволяет выявить комплекс проблем как в развитии инфраструктуры, так и технологий, информационной поддержки, создания единого информационного пространства.

Расходы на логистику в нашей стране очень велики и в разы превышают уровень развитых стран. Так, сегодня в Казахстане доля логистических издержек может достигать до уровня 25% от стоимости конечной продукции. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%, в Китае – 14%, в странах ЕС на уровне 11%, в США и Канаде – 10% и т.д. В результате экономика Казахстана вынуждена нести транспортную нагрузку в два раза больше чем в развитых странах. По показателю грузоемкости экономика Казахстана примерно в 5 раз менее эффективна. Так, на каждую единицу ВВП в долларовом исчислении приходится не менее 9 тонно-километров работы транспорта, а в странах Европейского Союза грузоемкость составляет менее 1 тонно-километра [3].

В настоящее время существующие объемы транзита очень низки в сравнении с казахстанским транзитным потенциалом. Потенциал нашей страны оценивается в сумму порядка более 2 млрд. долл. США в год. Сейчас же реально республика получает порядка 800 млн долл. США. Через Казахстан в основном следуют грузопотоки регионального транзита: между Россией и Центральной Азией, Китаем и Центральной Азией. Практически не освоен транзит между странами Юго-Восточной Азии и Россией, государствами Европы [3].

Тем не менее, в настоящее время в этой сфере наметились положительные перспективы. Казахстан, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет достаточный потенциал быть значимым звеном трансконтинентального моста Европа Азия. В республике уже создана достаточно развитая сеть транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан по трем приоритетным направлениям: Россия, страны Европы и Балтии; Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; Страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция.

Для реализации транзитно-транспортного потенциала Казахстана, Правительство РК планирует инвестировать в транспортную инфраструктуру к 2020 г. до 58 млрд. долл. В частности, акцентируется внимание на новых маршрутах, проходящих через территорию Казахстана. Транзитные коридоры позволяют значительно сократить расстояние. К примеру, при осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в два раза по сравнению с морским путем.

С учетом реализации этих мероприятий, а также строительства в 2014 г. железнодорожных линий Жезказган – Бейнеу, Карс – Ахалкалаки между Грузией и Турцией, ввода в эксплуатацию железнодорожного тоннеля Мармарай через пролив Босфор значительно возрастает потенциал транспортного коридора в этом направлении. Это будет способствовать увеличению грузопотока между рынками Китая, Турции и Южной Европы.

В сфере автомобильных дорог Казахстан участвует в строительстве международного трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай, другими словами, в возрождении Великого шелкового пути, так как значительная часть отрезка этого коридора пролегает по территории нашей страны: общая протяженность пути – 8445 км, протяженность по территории Казахстана составляет 2787 км.

Еще одной важной программой в планах развития транзитного потенциала является проект создания СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», предполагающий строительство аэропорта, сухого порта, железной дороги Жетыген – Хоргос, автодороги и прямого сообщения с морским портом Актау. Хоргос располагается вдоль важнейшего международного транспортного коридора Запад – Восток с дальнейшим выходом на МТК Север-Юг на западе страны.

Для эффективного управления и развития МЦПС «Хоргос» и морского порта Актау ведется партнерство с DP World – оператором морских терминалов, занимающим третье место в мире по величине. Оператором контейнерного сервиса является совместное предприятие YuXinOu (Chongqing) Logistics Сo.Ltd., учредителями которого стали дочерние компании АО «НК «КТЖ», ОАО «РЖД», Deutsche Bahn AG, МЖД КНР и муниципалитет г. Чунцина.

Создана компания по управлению сетью государственных аэропортов ТОО «Airport Management Group» с участием стратегического партнера – Zurich Airport International AG. Переданы государственные пакеты акций аэропортов Астаны, Костаная, Кокшетау и Петропавловска. Lufthansa Consulting провело исследование аэропортов для ТОО «Airport Management Group».

Это интересно:  «Сбербанк» ввел новые правила денежных переводов с карты на карту

Реализация вышеперечисленных направлений способствует увеличению грузопотоков между Европой и Азией, что содействует увеличению доходов в бюджеты транспортных компаний и государственный бюджет Казахстана.

Во всем мире логистика сама по себе является очень прибыльным сегментом. Мировой рынок транспортной логистики оценивается в 2,7 трлн. долл. США, т. е. порядка 7% мирового ВВП. В развитых странах доля транспортной логистики составляет на уровне 13-14% от ВВП. Так, в Ирландии этот показатель достигает 14,2%, в Сингапуре – 13,9%, Гонконге – 13,7%, в Германии 13,0% и т.д. Это свидетельствует о том, что страны уделяют особое внимание развитию данного сектора как одного из источников национального дохода. В Казахстане этот показатель приблизительно равен 8% [3].

С созданием ЕАЭС появились общий рынок, единые тарифы. В связи с чем на сегодняшний день при выборе стратегических маршрутов одним из актуальных является маршрут зоны Таможенного союза, создание транспортно-логистической базы для развития хозяйственных связей внутри Единого экономического пространства. Проводится работа по созданию объединенной транспортно-логистической компании железных дорог Казахстана, Беларуси и России. Объединение транспортно-логистических активов трех стран позволит предлагать на рынке транзитных перевозок интегрированную целостную услугу по доставке товаров со «сквозными» тарифными и технологическими условиями клиентам по территории Единого экономического пространства.

Логистический рынок давно поделен между крупными игроками, и совместной задачей в рамках ЕАЭС является привлечение иностранных игроков для продвижения транзитного потенциала территории. С учетом высокой конкуренции на рынке клиентам необходимо предоставлять сервис международного уровня. Одним из ключевых факторов реализации на глобальном транспортно-логистическом рынке является ускоренное развитие необходимых компетенций. Для этого требуется прорывное решение. Таким решением является привлечение мировых лидеров в транспортно-логистический бизнес.

Развитие транспортной логистики – это государственная задача. К 2016 г. Казахстан должен стать торговым, логистическим, деловым хабом всего Центрально-Азиатского региона. Для достижения поставленной цели, прежде всего, необходимо сформировать стратегическое видение по развитию транспортной логистики. Национальная транспортно-логистическая система Казахстана должна основываться на трех ключевых принципах. Первый из них заключается в продвижении и позиционировании Казахстана как экономного и низко-затратного альтернативного транзитного коридора между Юго-восточной Азией – Китаем – Центральной Азией – Европой.

Во-вторых – устранение физических и нефизических барьеров и уменьшение затрат на транспортный и логистический компонент, чтобы повысить конкурентное преимущество национального экспорта и импорта.

И, третье – увеличение доли транспортного компонента в ВВП посредством добавленной стоимости услуг в транспортном и логистическом секторах.

Успешная реализация принципов национальной транспортно-логистической системы Казахстана, на наш взгляд, должна предполагать использование в логистике «зеленых» технологий и переход на «зеленую» логистику, как неотъемлемую часть «зеленой» экономики.

«Зеленая» логистика, основываясь на экологически безопасных «зеленых» логистических технологиях, призвана решить проблему снижения влияния выбросов автомобильного транспорта на загрязнение воздуха [4].

Разработка «зеленых» технологий в логистике напрямую зависит от состояния транспорта, поэтому очень важно транспорт и транспортную инфраструктуру Казахстана привести в соответствие международным требованиям.

Как показало исследование «SMART 2020», проведенное некоммерческой организацией «The Climate Group», благодаря поддержке новых информационных и коммуникационных технологий до 2020 г. можно снизить выбросы углекислого газа по всему миру на 15% и сэкономить на энергии 600 млрд. евро. Отраслевая ассоциация BITKOM отмечает вторичные эффекты, за счет которых «умные» информационные технологии позволят сэкономить в пять раз больше углекислого газа, чем требуется для реализации этих технологий.

Благодаря инновационным методикам управления ресурсами «зеленые» решения, основанные на применении «умного» логистического программного обеспечения, позволяют реализовать принципы зеленой логистики на всех уровнях: от внутрипроизводственной оптимизации до усовершенствования взаимодействия между разными точками и предприятиями, а также разработки и планирования цепей поставок.

Программное обеспечение «Green through IT» позволяет реализовать зеленые решения. Миссия «умного» перспективного логистического программного обеспечения «Green through IT» – зеленые решения благодаря информационным технологиям.

К примеру, при управлении парком транспортных средств, планировании перевозок и организации рейсов с помощью системы управления транспортировкой PSI-tms, можно более эффективно использовать возможности транспортировки, избежать порожних рейсов и недоукомплектованных перевозок. Интегральная система планирования и управления PSI-global разработана для отображения, анализа, управления и оптимизации многоступенчатых, многомодальных логистических сетей, она предназначена для постоянного контроля и анализа логистических процессов, создания стоимости и в явной форме предоставляющая функции оптимизации по экологическим параметрам. С помощью функции определения затрат и выбросов вредных веществ или многомодальной оптимизации логистических цепей можно сопоставить аспекты расходов и обслуживания с экологическими критериями (например, постоянством и сокращением выбросов вредных веществ) и добиться оптимальных соотношений в зависимости от желаемых условий и параметров.

Транзитный потенциал Казахстана необходимо рассматривать как точку экономического роста страны. Для этого нужно обеспечить повышение привлекательности и создание самой современной эффективной транспортно-логистической системы в СНГ. А также совершенствование транспортнологистических операций на любом виде транспорта с учетом предоставления широкого спектра услуг, предложения конкурентоспособных тарифов; дальнейшее совершенствование коридоров для транзитных грузопотоков на постоянной линейной основе, где будут четко определены сроки прохождения, стоимость и систематичность использования данных коридоров; организация и разработка оптимальных условий и инфраструктуры для входящих и выходящих грузопотоков с последующим локальным распределением до конечных пунктов назначения и т. д.

С учетом стратегического расположения между емкими рынками Европы и Азии в первую очередь необходима активизация торговых потоков, которые придадут импульс инвестиционным процессам. Логистический каркас должен стать привлекательным для иностранных инвесторов с целью организации производства на нашей территории и последующей продажи нашим соседям. В целом, современная логистика Казахстана должна представлять собой интегрированный комплекс, призванный предоставить необходимый объем количественных и качественных услуг, обеспечить беспрепятственную транспортировку в любые направления, на любые расстояния, для любых товаров и услуг. Кроме того, как и другие инфраструктурные системы, логистическая система должна вносить свою лепту в повышение конкурентоспособности отечественной продукции путем сокращения времени доставки, снижения стоимости, диверсификации пунктов назначения и т.д. При этом, логистика должна оставаться прибыльной, самоокупаемой с высоким уровнем реинвестирования в собственное развитие.

Одним из инструментов обеспечения международных стандартов логистического сервиса является реализация «принципа 5С» – скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. Внедрение «принципа 5С» позволит не только улучшить показатели эффективности отрасли, но и даст возможность добиться синергетического эффекта.

Статья написана по материалам сайтов: southlog.ru, www.severtrans.ru, articlekz.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector