Судебно медицинская экспертиза авиационной травмы 2019 год

Глава 22. Транспортная травма, классификация транспортной травмы

В последнее десятилетие значительно возрос транспортный травматизм.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение безопасности движения и эксплуатацию транспорта (ст.263, 264, 268 УК РФ).

Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности, нередко вызывает большие трудности, поскольку они скоротечны и часто происходят при отсутствии свидетелей. Это предъявляет высокие требования к проведению судебно-медицинской экспертизы повреждений, возникших в результате транспортного происшествия. Результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления деталей происшествия.

В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств, принято выделять повреждения дорожно-транспортными средствами, авиационную и травму на водном транспорте.

Дорожно-транспортные средства делятся на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, автобусы и др.), и рельсовые (поезда, трамваи и др.).

Все повреждения, образующиеся при разных видах травмы, в зависимости от их диагностической ценности условно принять делить на специфические, характерные и нехарактерные.

К специфическим относятся контактные повреждения, образовавшиеся в месте соприкосновения частей транспорта с телом. В таких повреждениях отображаются форма, рисунок, а иногда и размеры, полностью или частично, определенных частей транспорта.

К характерным относятся такие повреждения, механизм образования которых соответствует механизму и фазам определенного вида травмы.

К нехарактерным относятся все остальные повреждения, не имеющие признаков, описанных в двух предыдущих группах.

Глава 23. Автомобильная травма

Автомобильная травма — повреждения, причиняемые наружными либо внутренними частями движущегося автомобиля или полученных пострадавшим при выпадении из него.

23.1. Виды автомобильной травмы

травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом),

травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля,

травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля

травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних его частей,

травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами,

комбинированные виды травмы.

При автомобильной травме повреждения у пострадавших могут возникнуть от удара и сотрясения тела, сдавления, растяжения и трения. Степень выраженности повреждений от каждого из указанных механизмов может варьировать в зависимости от особенностей конкретного случая.

23.1.1.Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом)

Этот вид автомобильной травмы встречается наиболее часто. Может быть переднее, боковое и столкновение с задней поверхностью автомобиля при движении его назад.

При столкновении с легковым автомобилем выделяют четыре фазы травмирования:

удар частями движущегося автомобиля с телом,

падение тела на автомобиль,

отбрасывание тела и падение его на дорогу,

движение тела по поверхности дороги (удар и трение телом о дорогу).

При столкновении с грузовым автомобилем отсутствует вторая фаза (падение тела на автомобиль).

В первой фазе отмечаются повреждения от удара частями автомобиля и сотрясения тела, во второй — в результате удара о корпус автомобиля, в третьей — вследствие удара тела о землю, в четвертую — трение.

В первой фазе возможны специфические повреждения мягких тканей в области головы, верхних и нижних конечностей — ссадины и кровоподтеки, раны, отображающие на коже форму строения, а иногда и размеры части бампера, радиатора, его облицовки, фары, ее ободка, болтов, гаек, других деталей автомобиля Бампер-повреждения» — бампер -ссадины, кровоподтеки, бампер-ушибленные раны, бампер-переломы берцовых и бедренных костей, резаные раны открытых частей тела.

В результате сотрясения тела возникают кровоизлияния в местах прикрепления внутренних органов, иногда разрывы связочного аппарата, отрывы сердца и селезенки. Повреждения позвоночника в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночного столба (1-2 фазы ) — «хлыстообразные» повреждения шейного отдела позвоночника (кровоизлияния в связочный аппарат, разрывы в области сочленения затылочной кости и первого шейного позвонка и связок, переломы остистых отростков, клиновидная компрессия и вывих тел позвонков, нарушение целости продолговатого и спинного мозга.

Часто наблюдаются повреждения головы (1, 2 и 3 фазы ) наряду с повреждением мягких тканей, т.е. возникают переломы костей свода и основания черепа, повреждения головного мозга.

Повреждения, образующиеся в третью фазу, располагаются обычно на стороне, противоположной месту первичного приложения силы.

В четвертой фазе образуются повреждения кожных покровов от скольжения о грунт (земля, асфальт — глубокие ссадины (царапины или поверхностные раны на спине, лице, коленях, локтях.)

23.1.2. Травма от переезда тела человека (пешехода) колесом автомобиля

Переезд как самостоятельный вид автомобильной травы встречается редко, чаще в сочетании с травмой от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом или с травмой от выпадения человека из движущегося автомобиля, т.е. комбинированная автомобильная травма.

Наиболее типичные повреждения возникают от удара, трения, растяжения и сдавления колесом и трения о грунт.

Специфическими для переезда загрязнениями и повреждениями являются отпечатки рисунка протектора колеса. Отпечатки-загрязнения можно обнаружить на одежде и теле, а отпечатки-повреждения на кожных покровах в виде ссадин и кровоподтеков, что позволяет устанавливать по отпечаткам рисунка протектора положение в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр колеса.

В подлежащей подкожной жировой клетчатке и мышцах наблюдаются обширные кровоизлияния, размозжения и разрывы, образуются отслоения кожи в виде «карманов», заполненных кровью, которые образуются в результате вращения и скольжения движущегося колеса.

При переезде через голову наблюдаются множестственным оскольчатым переломам костей черепа, размозжением и выдавливанием головного мозга из полости черепа, что сопровождается деформацией (сплющиванием) головы.

При переезде через грудную клетку возникают двустронние двойные и тройные прямые (по месту приложения) и непрямые переломы ребер, деформация грудной клетки, переломы грудины, повреждения внутренних органов (легких, сердца и др.).

При переезде через живот образуются параллельно расположенные растрескивания кожи «полосовидные ссадины» — от перерастяжения кожи при переезде через живот, поврежедения внутренних органов.

При переезде колесом через область таза возникают множественные переломы костей тазового кольца.

23.1.3. Травма от выпадения человека (пассажира, водителя) из движущегося автомобиля

Повреждения, которые возникают при этом виде травмы, зависят от вида падения, от места нахождения человека (в кабине или кузове), положения в момент удара о грунт, скорости автомобиля, высоты падения, особенностей поверхности, на которую падает человек, площади соприкосновения и др.

Чаще наблюдается выпадение пассажира из кузова. Повреждения образуются от удара о покрытие дороги и сотрясения тела имеют сходство с повреждениями при падении с высоты.

При ударе головой возникают многооскольчатые переломы черепа, ушибы мозга, кровоизлияния под оболочки мозга, травма шейного отдела позвоночника, повреждение внутренних органов вследствие сотрясения.

При падении на выпрямленные ноги переломы пяточных костей, вколоченные переломы бедренных костей компрессионные переломы позвоночника в поясничном и нижне-грудном отделах, разрывы и отрывы внутренних органов.

При на ягодицы переломы таза и компрессионные переломы поясничных позвонков, повреждения внутренних органов.

При соударении любой поверхностью тела возникают повреждения на стороне соударения. Характерны несоответствия наружных и внутренних повреждений.

23.1.4. Травма водителя и пассажира внутри автомобиля

Повреждения внутри автомобиля возникают чаще при столкновении движущегося автомобиля с другими транспортными средствами или неподвижными предметам, реже при опрокидывании автомобиля и его падении с высоты.

Основным механизмом образования повреждений у водителя и пассажира является удар о внутренние части салона и сотрясение тела.

Водитель плотно фиксирует свое тело, а тело пассажира переднего сидения менее устойчиво, поэтому травмируется значительно чаще.

При лобовом столкновении у водителя возникают повреждения о рулевое колесо, панель щитка приборов управления, ветровое стекло.

При ударах о рулевое колесо у водителя возникают ссадины и кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки — полулунные и дугообразные формы-отпечатки, разрывы кожи между 1- 2 пальцами кистей, ушибленные и рвано-ушибленные раны лица, резаные раны от осколков ветрового стекла, переломы костей лица, свода и основания черепа, повреждения головного мозга, переломы грудины и ребер, ушибы и разрывы сердца, легких. Кроме того, у водителя возникают переломы шейного отдела позвоночника, переломы костей стопы (плюсневых) при ударе о педали, повреждения в области нижних конечностей — ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы берцовых костей, надколенника, бедренных костей (при ударе о панель приборов).

У пассажира переднего сидения возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны лица, головы, переломы костей лицевого черепа, «хлыстообразные» повреждения шейного отдела позвоночника (при этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника, возникает разрыв передней продольной связки и межпозвоночного диска, перелом отростков и тел позвонков), резаные раны лица, кистей рук; переломы костей нижних конечностей, повреждения внутренних органов и др. Если тело было закреплено ремнями безопасности, то в области плечевого пояса, на груди и иногда животе могут образоваться полосовидные кровоподтеки, ссадины, иногда переломы ребер, ключиц, разрывы грудино-ключичных суставов.

23.1.5. Травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами

Самый редкий вид автомобильной травмы. Встречается при перевертывании и опрокидывании автомобиля, при вертикальном положении тела сдавление между частями автомобиля и другим транспортным средством или неподвижными преградами.

Повреждения определяются степенью сдавления, площадью контакта, быстроты и длительности, положением человека. Наиболее характерны следующие повреждения: уплощение сдавливаемой части тела, множественные закрытые двусторонние переломы грудной клетки, разрывы, размозжения внутренних органов, закрытые двусторонние переломы костей таза др.

23.1.6. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при автомобильной травме :

2. Являются ли обнаруженные повреждения характерными для автотравмы?

3. Каков конкретный вид автомобильной травмы (удар, переезд и т.д.)?

4. В каком положении находился пострадавший в момент получения повреждений по отношению к транспорту?

5. Какой частью автомобиля причинены повреждения?

6. Какова последовательность повреждений?

7. Какие из них прижизненные, какие посмертные?

8. Какова причина смерти?

9. Как давно наступила смерть?

10. Не страдал ли пострадавший заболеваниями органов зрения и слуха?

11. Не принимал ли пострадавший незадолго до наступления смерти спиртные напитки?

12. Какова группа и тип крови погибшего?

Глава 24. Рельсовая травма

К рельсовой травме относится железнодорожная и трамвайная травмы, которые по числу погибших и пострадавших выходят на второе место после автомобильной.

24.1. Виды рельсовой травмы

Различают следующие виды рельсовой травмы:

  • от удара по телу частями движущегося подвижного состава,
  • от переезда через тело колес рельсового транспорта,
  • от выпадения человека из движущегося поезда, от сдавления тела между частями подвижного состава и другими предметами,
  • травма пассажиров внутри вагонов при катастрофах

24.1.2. Травма от удара частями движущегося подвижного состава

Наиболее часто встречается травма от удара по телу частями движущегося подвижного состава и травма от переезда через тело колес рельсового транспорта.

Отличительной чертой рельсового транспорта является движение тяжелых механизмов по специальной колее, эти условия и определяют особенности рельсовой травмы.

При травме от удара по телу частями движущегося подвижного состава так удар приходится на значительную площадь и со значительной силой, то возникают обширные и тяжелые повреждения по всей поверхности тела пострадавшего: открытые многооскольчатые перломы костей черепа, двусторонние множественные переломы ребер, массивные кровоизлияния в мягких тканях, переломы лопаток, позвоночника, с повреждением позвоночника, множественные разрывы внутренних органов.

Наличие специфических повреждений от подножки сбрасывателя, фар, буферов и др. От удара этими частями на коже возникают рельефные ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, а на костях свода черепа дырчатые и вдавленные переломы, полностью или частично повторяющие контуры и размеры травмирующих поверхностей.

После удара поездом происходит отбрасывание тела, удар о железнодорожное полотно и скольжение по нему. Возникают повреждения тела на стороне, противоположной месту первичного удара. Возникают обширные загрязнения одежды и тела смазочными веществами, частями балластного слоя (песок, гравий, шлак и др.).От удара о рельсы и шпалы образуются переломы костей черепа, ребер, таза, плечевого пояса, повреждения внутренних органов.

24.1.3. Травма от переезда через тело человека колес рельсового транспорта

При переезде через тело колес железнодорожного транспорта возникают многообразные повреждения одежды и тела, в механизме образования которых лежит сдавление и размозжение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием колесного гребня (реборды), в результате чего происходят отделения и разделение частей тела. Часто при этом кожа не разделяется и образуется полоса давления и осаднения. Она в 2 раза шире (12-15 см.), чем полоса от головки рельса (6-7 см.)

Наиболее типичные повреждения при переезде через тело колес железнодорожного транспорта: полоса давления от колес, полоса давления от рельса, полоса обтирания, отделение головы от туловища (полное или неполное) разделение туловища, отделение конечностей, разрывы кожи конечностей от колес и др.

24.1.4. Травма от выпадения из движущегося поезда

Наблюдается при езде на крышах вагонах, на ступеньках, при спрыгивании на ходу, при выбрасывании человека из движущегося поезда. При этом возникают повреждения такие же, как и при падении с высоты, степень выраженности которых зависит от скорости движения поезда и расположения первичного удара о грунт.

Сдавление вагонами является редким видом повреждений. Тело может быть раздавлено между платформой и вагоном, между буферами или в автосцепном механизме. При этом происходит сильное сдавление, иногда с отпечатками на коже буферных тарелок или частей автосцепного механизма.

24.1.5. Травма внутри вагонов

При железнодорожных катастрофах мало изучена. Повреждения образуются от ударов о тупые твердые предметы, при падении с полок, со спинки сидений, сдавливание тела частями вагона и др. Осколки разбитых оконных стекол причиняют резаные раны.

24.1.6. Вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при рельсовой травме

2. Могли ли они быть причинены железнодорожным транспортом?

3. Причинены ли обнаруженные повреждения от удара частями движущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела был нанесен первичный удар?

4. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда?

5. В каком положении находился потерпевший в момент травмы?

6. Прижизненно или посмертно причинены повреждения?

7. Нет ли повреждений не связанных с железнодорожной травмой?

8. Какова причина смерти?

9. Когда наступила смерть?

10. Какое состояние здоровья погибшего, предшествующее железнодорожной травме? Не было ли заболеваний органов слуха и зрения?

11. Не употреблял ли погибший незадолго до смерти спиртные напитки?

12. Какова группа и тип крови погибшего?

Глава 25. Авиационная травма

25.1. Понятие об авиационной травме

Авиационная травма — комплекс повреждений, причиненных наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле, взрыве и воспламенении горючего.

Современные турбовинтовые и реактивные самолеты движутся с большой скоростью, высоким потолком полета, значительной вместимостью.

Причины авиакатастроф: технические неисправности, неблагоприятные погодные условия во время полета, при взлете и посадке и др.

25.2. Виды авиационной травмы

Повреждения при авиакатастрофах могут быть разделены на три основные группы: травма внутри самолета во время полета, травма внутри самолета при падении его ударе его о землю, травма частями самолета на земле.

25.3. Травма внутри самолета во время полета

Может быть вследствие взрыва, пожара, разгерметизации кабины и салона, катапультировании, столкновения с другим самолетом, птицей и др. Наиболее характерные изменения: ссадины, кровоподтеки, раны, переломы, разрывы одежды и обуви, отравление окисью углерода (образование карбоксигемоглобина), баротравма , признаки воздействия низкой температуры, компрессионные переломы позвоночника.

25.4. Травма внутри самолета при падении его на землю и ударе о землю

Причиняются тупыми твердыми предметами, окружающими летчика и членов экипаж. Могу возникнуть грубые разрушения тела с отрывом отдельных его частей, обширными разрывами и размозжениями мягких тканей, раздроблением костей, с размозжением внутренних органов с выбросом их наружу с внедрившимися частичками материалов разрушенного самолета.

25.6. Травма на земле вне самолета

Может быть причинена наружными частями самолета (от удара крыльями, переезда колесами самолета, травмы от воздействия струи реактивного двигателя, от воздействия лопастей пропеллера). Она может быть множественной, сходной с рублеными повреждениями (от лопастей), с ампутацией конечностей, отделением головы, разрубами туловища и др.

25.7. Вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме

1. Какова причина смерти пилота и других членов экипажа, пассажиров?

2. Какие повреждения обнаружены у членов экипажа и механизм их образования?

3. Каково положение тел членов экипажа и пассажиров в момент травмы?

4. Какова последовательность образования повреждений?

5. Каково состояние здоровья пилота и других членов экипажа?

6. Не обнаружено ли признаков отравления окисью углерода членов экипажа и пассажиров?

7. Имеются ли признаки прижизненного или посмертного воздействия пламени на членов экипажа и пассажиров?

8. Имеется ли наличие алкоголя у погибших?

9. Не обнаружено ли на трупах погибших огнестрельных, колото-резаных и других повреждений?

10. Какому члену экипажа, кому из пассажиров принадлежат обнаруженные останки, предметы снаряжения, одежды и обуви?

Глава 26. Травма водным транспортом

Возникает от действия различных видов судов и их частей: подводных крыльев, гребных винтов, тросов, якорей на тело человека, находящегося в воде.

В зависимости от того, какой частью транспортного средства они причинены раны могут быть одиночными, множественными, более или менее обширными.

При повреждении частями подводных крыльев возникают раны, похожие на воздействие острых или тупых рубящих предметов, иногда при действии подводных крыльев могут быть раны с осаднением краев, скальпированные раны и может быть отделение конечностей, расчленение тела, отделение головы.

Повреждения гребными винтами (лопасти винта имеют острые ребра) причиняют значительные повреждения: лоскутные раны с осадненными краями, переломы костей черепа, конечностей, разрывы внутренних органов.

От действия винтов маломерных судов возникают множественные веретенообразные, рубленые раны.

При сдавлении тела между пирсом и бортом судна имеет место удар тупым твердым предметом и сдавление тела. Для этого вида травмы характерно уплощение сдавливаемых частей тела, множественные переломы ребер, костей таза, размятие и разрывы внутренних органов и др.

Глава 6. Лабораторные методы исследования при транспортной травме

Судебная фотография запечатлевающая дает представление об общем виде транспортной травмы, характере травмы, следов на ни них и др.

Непосредственная микроскопия (стереомикроскопия) выявляются свойства повреждений на теле, одежде, наличие наложений и др.

Гистологическое исследование с целью определения характера и давности повреждения.

Контактно-диффузионный метод и метод эмиссионного спектрального анализа для выявления наличия металлов.

Исследование в ультрафиолетовых лучах инфракрасных лучах для выявления наличия маслянистых веществ и резины.

Судебно-химическое исследование для определения наличия этилового спирта.

[104] Авиационная травма.

[2017/03/14]

Авиационная травма — комплекс повреждений, возникающих в результате летного происшествия у членов экипажа и пассажиров летательного аппарата (самолета), а также лиц, находящихся вне его.

Основные повреждающие факторы при авиационной травме:
  • ударные инерционные нагрузки;
  • волна взрывных газов;
  • термические факторы;
  • химические факторы;
  • барометрические факторы;
  • встречный поток воздуха;
  • предметы в кабине самолета;
  • подвижные наружные части самолета;
  • неподвижные наружные части самолета;
  • твердый грунт, аэродромное покрытие.

При каждом виде авиационной катастрофы действуют присущие именно ему повреждающие факторы. Поэтому характер травм, обнаруженных у пострадавших, позволяет установить обстоятельства происшествия.

Виды авиационных травм, механизм образования и характер повреждений у пострадавших

Травма в воздушном полете

  • При столкновении самолета с летящими и неподвижными объектами повреждения возникают от действия механических факторов — ударного инерционного воздействия и от ударов о различные предметы интерьера кабины: приборную доску, штурвал, ручки и педали управления и др.
  • При взрыве повреждения обусловлены действием трех основных факторов взрывной травмы: взрывной волны, термического и химического воздействий. В зависимости от расстояния от центра взрыва травмирующее действие может оказать только часть этих факторов. При непосредственной близости к центру взрыва может наблюдаться почти полное разрушение тела. При пребывании в зоне, ближайшей к центру взрыва, на тело действуют термические и химические факторы, повреждения проявляются ожогами. На большом расстоянии от центра взрыва действуют взрывная волна и вторичные снаряды, повреждения представлены поверхностными ссадинами, кровоподтеками, ушиб- ленными ранами и изолированными закрытыми переломами.
  • При пожаре помимо термического действия на организм оказывают действие и химические повреждающие факторы, происходит образование карбоксигемоглобина.
  • При сгорании синтетические полимеры разлагаются на высокотоксичные формальдегид, винихлорид и др., которые вызывают отравление. Отравление может возникнуть из-за загрязнения воздуха выхлопными газами, парами авиационного топлива.
  • Разгерметизация салона вызывает повреждения вследствие барометрического воздействия, от ударного действия встречного потока воздуха, действия низкой температуры.
  • При катапультировании образуются повреждения от умеренного инерционного воздействия, действия барометрических факторов и встречного потока воздуха, от ударов о наружные части самолетов.

Травма при падении самолета на землю

  • Удар самолета о землю вызывает множественные травмы тела с переломами костей и размозжениями мягких тканей, разрывы и раз мозжения внутренних органов, разрушение тела на множество частей, вплоть до отдельных обрывков тканей. Важное значение для следствия имеет определение позы пилота в момент летной катастрофы.
  • При активной рабочей позе кисти и стопы пилота находятся в плотном контакте с рычагами управления. От действия ручки управления образуются повреждения на передней поверхности правого предплечья, правой кисти. От действия рукоятки управления двигателем образуются повреждения на левой кисти, ушибленные раны на обоих предплечьях и переломы локтевых костей от раздавливания между рукояткой управления, двигателем и приборной доской. В деформированных деталях рычагов управления и приборной доски ущемляются кусочки тканей. От действия педалей управления образуются повреждения стоп и подошв обуви. В деформированные педали внедряются частицы обуви.
  • При изготовочной позе для катапультирования кисти находятся на ручках или поручнях, стопы — на подножках катапультного уст- ройства. От действия ручек и поручней катапультного устройства возникают симметричные повреждения кистей, а частицы кожи обнаруживаются в ручках и поручнях устройства.
  • Удар самолета о землю с последующим взрывом и(или) пожаром вызывает повреждения от действия взрывной волны, термического и химического воздействий.

Травма при положении самолета на земле

  • При взрыве характер повреждений определяется мощностью взрыва, удаленностью погибшего от центра взрыва.
  • При пожаре выраженность повреждений зависит от интенсивности пожара.
  • При положении пострадавшего вне самолета повреждения образуются от переезда колесами шасси, удара крылом, удара лопастями винта, термического и механического действия струи реактивного двигателя с последующим падением тела и ударом о твердое аэродромное покрытие, от засасывания в реактивный двигатель (повреждения образуются в основном от механического действия).

Комбинированные варианты обстоятельств происшествия:

  • пожар в полете с последующим падением самолета на землю;

— столкновение в воздухе с летящим или неподвижным объектом с последующим взрывом и падением самолета.

Авиационная травма.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ

  • Адвокатский запрос, запрос граждан.
  • Копии первичных медицинских документов.
  • Протоколы патологоанатомического вскрытия.
  • Результаты ранее проведённых судебно-медицинских экспертиз и др.
  • Выписки из медицинских учреждений.
  • Результаты инструментальных и лабораторных методов исследования (рентгеновские снимки и др.)
  • Консультативные заключения специалистов.
  • Протоколы следственных действий.
  • Материалы уголовных и гражданских дел.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ

  • Консультация граждан по любым экспертным вопросам.
  • Консультация сотрудников адвокатуры о перспективности уголовных и гражданских дел.
  • Постановка вопросов для назначения любых видов медицинских экспертиз (судебно-медицинской, судебно-психиатрической).
  • Консультация по качеству оказания медицинской помощи и решению вопросов о назначении экспертных исследований.
  • Консультация работников страховых компаний.
  • Консультации по правовым вопросам в системе здравоохранения и защите прав граждан при получении медицинской помощи.
  • Решение вопросов по содержанию в условиях изолятора подозреваемого/обвиняемого.
Пиголкин Ю.И. +7 (916) 146-22-01
Бычков А.А. +7 (967) 237-60-80
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Ценовая политика устанавливается индивидуально после первичного обращения и зависит от сложности, вопросов, разрешаемых при исследовании, а также от количества специалистов, необходимых для привлечения к производству экспертных исследований.

Мы предоставляем скидки на проведение экспертиз и исследований следующей категории граждан:

  • Инвалидам, пенсионерам, ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям России, студентам, действующим военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, многодетным матерям и иным слоям населения по усмотрению руководства Центра.
  • Постоянным клиентам центр предоставляет систему скидок, а также специальные программы на проведение экспертиз и исследований.

Подробную информацию о стоимости проведения экспертиз и исследований и возможности предоставлении скидок Вы можете уточнить у наших специалистов.

Контактные данные:

Руководитель отдела судебно-медицинской экспертизы
Пиголкин Юрий Иванович.
Профессор член-корреспондент РАН

Судебно-медицинская экспертиза транспортных травм;

Введение.

Омск 2007

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

Г.

А.А. Кузнецов

Полковник милиции

По дисциплине «Судебная медицина и судебная психиатрия»

для курсантов, обучающихся по специальности

по теме №4 «Транспортная травма. Огнестрельные повреждения»

План:

1. Судебно-медицинская экспертиза транспортных травм: стр. 3

а) автомобильной; стр. 3

б) железнодорожной; стр. 8

в) воднотранспортной; стр. 9

г) авиационной. стр. 10

2. Огнестрельные повреждения. стр. 10

Заключение стр. 28

Литература

1. Судебная медицина: Учебник под ред. Крюкова В.Н. – М.: Медицина, 1990.

2. Судебная медицина: Учебник под ред. Томилина В.В. – М.: Юридическая литература, 1987.

3. Судебная медицина: Учебник/ Под ред. проф. Г.А. Пашиняна, проф. Г.М. Харина.– М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001.

4. Гурочкин Ю.Д., Витер В.И. Судебная медицина. Курс лекций. – М.: Право и закон, 2004.

Большинство транспортных аварий и катастроф, сопровождающихся человеческими жертвами, происходит в течение очень короткого промежутка времени, часто при отсутствии свидетелей или когда показания свидетелей крайне противоречивы. Это весьма затрудняет расследование происшествия. Поэтому проведение судебно-медицинской экспертизы в таких случаях наряду с другими видами экспертизы (криминалистической, автотранспортной и т.д.) имеет большое значение.

В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств принято выделять повреждения, причиняемые дорожно-транспортными средствами, средствами водного транспорта, авиационную травму.

В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные средства делят на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы) и рельсовые (поезда, трамваи).

А) Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы.

Смертность от автотравм стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Для разрешения вопросов, связанных с установлением и механизмом автомобильной травмы, нередко применяется комплексная экспертиза с участием судебно-медицинских, автотехнических экспертов, криминалистов, судебных химиков и т.д.

Установление характера повреждения и механизма их образования при автотранспортных происшествиях производится с помощью осмотра места происшествия, исследования одежды пострадавшего, осмотра и вскрытия трупа, исследования вещественных доказательств, осмотра автомашины и проведения следственного эксперимента.

При осмотре места происшествия могут быть обнаружены следы от колес автомобиля на грунте, следы торможения автомобиля, следы краски от автомашины или предметов, которыми она загружена, следы масла, бензина, части и детали автомобиля, отломавшиеся на месте происшествия в связи с аварией. По этим следам и предметам можно в ряде случаев установить не только модель (марку), но и конкретный экземпляр автомашины. Не меньшее значение в этом отношении имеет осмотр трупа на месте происшествия и нахождение на окружающих предметах следов крови, волос, мозгового вещества, позволяющих в ряде случаев представить картину происшествия.

На месте происшествия необходимо установить местоположение, позу и взаиморасположение трупа по отношению к автомашине, ее следам и окружающим предметам, произвести точные измерения соответствующих расстояний, а также измерить длину тела трупа.

При осмотре трупа необходимо тщательно осмотреть одежду и обувь. Обнаружение следов протектора автомашины на одежде позволяет судить о том, что имел место переезд пострадавшего колесами. Нахождение на подошвах обуви следов скольжения о дорожное покрытие свидетельствует о наезде (столкновении) автомашины со стоящим или идущим пешеходом, а по направлению этих следов можно говорить о том, с какой стороны произошел наезд. Обнаружение на одежде повреждений, следов крови, краски, отпечатков выступающих частей автомобиля в ряде случаев помогает определить вид и механизм автомобильной травмы.

Естественно, что тщательный осмотр трупа, его одежды и обуви невозможен в людных местах. В таких случаях труп после фотосъемки и отражения его контура отправляют в морг, где производится детальный осмотр. При транспортировке трупа нужно принять меры, исключающие получение дополнительных загрязнений и повреждений одежды и кровных покровов.

При наружном осмотре трупа необходимо отражать вид и характер повреждений, их локализацию, величину, взаимное расположение, а также их расстояние от подошв, что может помочь в решении вопроса о виде автомобиля.

Различают следующие виды автомобильных травм:

1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком.

2. Травма от переезда тела колесами автомобиля.

3. Травма при выпадении из движущегося автомобиля.

4. Травма в кабине автомобиля.

5. Травма в результате сдавления телами между частями автомобиля и другими предметами или преградами.

6. Комбинированные виды автомобильной травмы.

Первый вид автотравмы слагается из четырех фаз:

1) столкновение выступающей частью автомашины с пострадавшим;

2) падение последнего на автомобиль;

3) отбрасывание тела и падение пострадавшего на землю;

4) скольжение по земле.

В первой фазе образуются повреждения местные от удара выступающими частями автомашины и общее сотрясение тела, во второй – в результате удара телом о корпус автомобиля, в третьей – вследствие соударения о дорожное покрытие при падении потерпевшего, эти повреждения располагаются обычно на стороне, противоположной месту первичного приложения силы. В четвертой фазе повреждения одежды и кожных покровов образуются от скольжения пострадавшего по грунту.

Различают следующие повреждения и следы:

— специфичные для автомобильной травмы;

— характерные для автомобильной травмы;

— нехарактерные для автомобильной травмы.

К специфичным проявлениям автомобильной травмы относятся отпечатки частей автомашины в виде следов повреждения и следов наложения. Они имеют своеобразную форму и рисунок, отображающие конструктивные особенности характерных деталей автомашины. Специфичность определяется тем, что они встречаются в связи с автодорожным происшествием и не наблюдаются при травмах иного происхождения.

К ним относятся отпечатки протектора шины колеса, отпечатки облицовки радиатора (молдингов), отпечатки фар, их ободков, подфарников, некоторых болтов крепления.

При переезде тела колесами автомобиля отпечаток протектора шины на коже может наблюдаться в виде следов повреждения или следов наложения. Следы повреждения обычно представлены ссадинами и кровоподтеками.

Следы протектора на одежде обычно имеют характер следов-наложений, отображающих выступающие его детали, а в результате вдавливания одежды между выступающими частями протектора встречаются следы в виде объемного рисунка. При подозрении на автомобильную травму одежду необходимо внимательно осматривать как до, так и после снятия с трупа.

Характерные повреждения возникают часто и имеют выраженные особенности, свойственные автомобильной травме. Они обнаруживаются как при наружном осмотре, так и при внутреннем исследовании трупа.

Наружные повреждения возникают от удара бампером, от перерастяжения мягких тканей или вследствие волочения тела.

При бампер-повреждениях, обычно возникающих на нижних конечностях, образуются линейные или дугообразные ссадины и кровоподтеки кожных покровов, а иногда и рвано-ушибленные раны, располагающиеся обычно поперек кости конечности. Ссадины могут отображать грани бампера или одну из них, а кровоподтеки часто приобретать прямоугольную или неправильную удлиненную форму. Рвано-ушибленные раны чаще встречаются на передней поверхности голени вследствие более близкого расположения кости, чем на задней ее поверхности.

В месте повреждения мягких тканей возникают своеобразные переломы костей голени или бедра (бампер-переломы) с трещинами или отломками клиновидной формы (ромбовидной), вершина которого указывает направление движения автомобиля. В зависимости от скорости, массы и направления травмирующего воздействия, положения конечности, анатомических особенностей кости на данном участке вместо клина могут возникать косой или оскольчатый перелом.

Локализация бампер-повреждений зависит от высоты расположения бампера и от позы пострадавшего в момент столкновения с автомобилем. В связи с этим такие повреждения могут наблюдаться как на одной, так и на обеих конечностях, на одном или на разных уровнях от подошвенной поверхности стоп. Для решения вопроса о позе пострадавшего в момент столкновения важно измерить расстояние от подошвенной поверхности стоп (с поправкой на толщину подошвы и каблука до уровня нижнего и верхнего краев каждого бампер-повреждения).

При наезде автомобиля с последующим скольжением тела по дорожному покрытию (после отбрасывания тела) характерными являются обширные осаднения и кровоподтеки в виде полос с наличием на них множественных параллельных царапин (следы скольжения).

Сходные повреждения могут возникать и в тех случаях, когда тело перетаскивается по грунту транспортным средством. Возникающие при этом повреждения кожи получили название следов волочения.

Рваные раны линейной формы могут причиняться некоторыми частями автомобиля – болтами, крюками, кузовом, дверными ручками, боковым зеркалом, подножкой и др. В подобных случаях в ранах могут оказаться следы металла, краски, кусочки стекла, смазки и др., что важно бывает подтвердить путем лабораторного исследования.

В настоящее время в связи с обязательным применением ремней безопасности при автомобильных авариях могут наблюдаться характерные повреждения, причиняемые этими ремнями, в виде кровоизлияний и осаднений полосовидной формы, а иногда переломов подъязычной кости, ребер и грудины по ходу ремней. В связи с конструктивной особенностью ремней безопасности при оценке повреждений важно иметь сведения о конструкции ремня, точках его фиксации, расположении замка ремня и других его особенностях.

Нехарактерные повреждения – это повреждения, которые причиняются при автодорожном происшествии, но по существу аналогичны тем, которые наблюдаются при тупой травме любого происхождения и по своим свойствам указывают либо на удар тупым твердым предметом, либо на падение тела на твердую поверхность.

Комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза. Экспертиза позволяет более обоснованно разрешать сложные вопросы о взаимном расположении потерпевшего и транспортного средства, о причинении повреждений данным транспортным средством и отдельными его частями, о скорости и направлении движения транспортного средства, о том, кто управлял транспортным средством. К участию в таких комплексных экспертизах помимо судебных медиков и экспертов-автотехников, при необходимости, должны быть привлечены специалисты в области транспортной трасологии, теоретической механики.

Б) Железнодорожная травма.

Различают повреждения, возникающие при перекатывании колес подвижного состава через тело, и повреждения, образующиеся при ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела на полотно железной дороги. К разновидностям такой травмы относят сдавление тела между буферами вагонов, падение с движущегося состава и повреждения, полученные внутри вагона.

Вследствие перекатывания нескольких колес через тело могут произойти отделение головы от туловища, разделение туловища и расчленение конечностей.

При ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела специфичными повреждениями являются скольжения. Следы волочения образуются в момент протаскивания тела по железнодорожному полотну.

При сдавлении вагонами (или их частями) возникают повреждения в виде отрывов, разрывов, смещения органов, наличия множественных переломов ребер, позвоночника, лопаток.

Осмотр места происшествия при железнодорожной травме может быть затруднен в связи с тем, что труп проволакивается на много сотен метров (и даже километров) от места происшествия выступающей частью подвижного состава. В процессе волочения может произойти расчленение трупа, и отдельные его части будут находиться на значительном расстоянии друг от друга.

При осмотре трупа очень важно зафиксировать позу и расположение трупа по отношению к железнодорожному пути, насыпи, а также характер повреждений и загрязнений одежды и трупа. Если же осмотру подвергают железнодорожный состав, то выявляют следы и характер брызг крови, наложений в виде кусочков мягких тканей и внутренних органов, а также частиц одежды.

В) Воднотранспортная травма.

Этот вид травмы возникает от действия подводных крыльев, гребных винтов, якорей, при сдавлении тела человека между бортом и причалом.

Повреждения причиняемые частями подводных крыльев быстродвижущихся судов, напоминают раны от воздействия некоторых рубящих предметов. При этом наблюдается осаднения по краям ран и скальпирование кожных покровов.

Повреждения гребными винтами образуется при засасывании человека струей воды под судно. При судебно-медицинском исследовании трупа наряду с повреждениями можно выявить признаки утопления, которые могли явиться причиной смерти.

Г) Авиационная травма. Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений причиняемых наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле.

При авиационных происшествиях необходимо решить комплекс вопросов, среди которых главными являются: установление рабочих действий экипажа, установление причины смерти экипажа и пассажиров, а также воспроизведение их позы.

Осмотр места происшествия, трупов и их частей при авиационной катастрофе представляет особые сложности и проводится бригадой экспертов. При этом фиксируются особенности расположения трупов и их частей по отношению к самолету и отдельным его частям, состояние одежды, определяют принадлежность отдельных частей трупу.

Особое внимание уделяют повреждениям, обнаруженным у членов экипажа, отпечаткам частей приборов управления на теле и одежде.

Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы , страница 6

1. Установление состояния здоровья членов экипажа самолетов (вертолетов) до и во время полета. Выявление у них заболе­ваний, решение вопроса о возмодности и характере их прояв­лений во время полета (разрыв аневризмы сосудов моэга, при­ступ стенокардии, перфорация язвы желудка и т.д.).

2. Выявление возможного воздействия на членов экипажа и пассажиров во время полетд каких-либо неблагоприятных фактеров (кислородное голодание, резкие перепады давления, динамические перегрузки; т.д.).

3. Выявление алкогольного опьянения, приема наркотических, снотворных и др. веществ у членов экипажа и пассажиров.

4. Выявление повреждений, не связанных с авиационной травмой (огнестрельные, колото-резаные и т.д.).

5. Определение причины и времени наступления смерти. Установление наличия, характера, механизма и последовательности образования повреждении.

6. Установление прижизненности повреждений, прижизненности попадания в пламя.

7. Установление места нахождения и позы членов экипажа в мо­мент травмы.

8. Установление основного направления травмирующего воздей­ствия.

9. Идентификация трупов и их останков.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА АВИАЦИОННОЙ ТРАВМЫ

1. В связи с большой сложностью и нередко очень большим объ­емом работы, как правило, назначается комиссионная или комплексная судебно-медицинская экспертиза с участием судебно-медицинских экспертов, имеющих опыт экспертизы авиационной травмы, специалистов авиационной медицины, представителей инженерно-технических служб и др.

2. Соблюдают следующую последовательность (этапы) проведения экспертизы:

а) Изучение обстоятельств данного происшествия и докумен­тации на погибших членов летного экипаж и пассажиров. При этом выясняют, какое летное задание (полет) выпол­няв экипаж самодета, в каких условиях оно выполнялось:

время, место, высота полета, метеорологические условия и т.д.; какие действия выполняли члены экипажа в поле­те до и во время развития аварийной обстановки; состо­яние здоровья членов летного экипажа до полета по дан­ным медицинских документов, свидетельству родственна крови сослуживцев и т.д.; наличие у членов экипажа и пассажиров индивидуальных особенностей, примет и т.д., которые могут быть использованы при идентификации лич­ности (стоматологический статус, костные мозоли и др.).

б) Осмотр места происшествия (аварии, катастрофы).

При осмотре необходимо установить место падения самодета, взаиморасположение самолета, его частей трупов и их останков, наличие внедрения в тело деформированных и разрушенных частей самолета, ущемление в конструкциях самолота тела, одежды, их частей и обрывков, расположе­ние следов крови, волос, кусочков тканей и одежды на обломках самолета и местности, состояние, повреждения и загрязнения снаряжения и одежды членов экипажа и пасса» жиров, состояние систем жизнеобеспечения самолета; сле­дует подробно описать трупные явления, описать и сфото­графировать повреждения тела.

в) Ознакомление с устройством кабины и пассажирского сало­на однотипного самолета.

При изучении особенностей конструкции кабина и салона однотипного самодета необходимо установить местоположение и поэычленов экипажа, особенности их действий во время поя ста, выявить детали и конструкции, которые мо­гут дать контактные повреждения (при необходимости по -лучить консульта ции у соответствующих специалистов). При наеэдах самодета установить высоту от эемли кромки крыла и других выступающих частей самодета. При переез­дах — особенности рисунка протектора колес шасси.

г) Судебно-медицинское исследование трупов и их останков

При наружном исследовании особое внимание уделяется повреждениям, позволяющим судить о месте расположения, рабочей позе и действиях членов экипажа в момент удара самолота о землю, наличию следов воздействия пламени, нефтепродукт ов, токсических веществ, признакам приживненности повреждений и т.д. Повреждения одежды и тола должны быть сфотографированы по правилам масштабной съемки.

При внутреннем исследовании обращают внимание на на-дичие, характер и прижиэненность всех выявленных поврем дений. Устанавливают механизм и последовательность об -разования повреждений. Выявляют заболевания у членов экипажа и дают им оценку. Выявляют индивидуальные особенности и приметы, пригодные дм идентификации личное ти. Берут материал для дополнительных исследований.

д) Проведение дополнительных исследований.

При проведении дополнительных исследований во всех случаях проверяют наличие в тканях трупа алкоголя, кар боксигемоглобина, по показаниям — наркотиков, снотвор­ных и других ядов и медикаментов. Применяют рентгено -графию для выявления наличия и характера повреждений костей скелета, инородных тел и т.д. Устанавливают групповые особенности крови и сопоставляют ее с кровью, кусочками тканей и др., обнаруженными на частях самолета и местности. Проводят гистологическое исследование для установления заболеваний, прижиэненности и давнос­ти (время) образования повреащений. Применяют люминис-центные и другие исследования для выявления нефтепродуктов на одежде и теле. При обнаружении на одежде и теле загрязнений красками, лаками, нефтепродуктами и др. устанавливают их происхождение.

При необходимости проводят идентификацию неопознан­ных, обезображенных и расчлененных трупов. Устанавливают количество лиц, пострадавших в авиационном проис­шествии.

е) Оформление результатов экспертизы (составление заключения).

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Статья написана по материалам сайтов: www.xn--d1aacvh2afk8g.xn--p1ai, studopedia.su, vunivere.ru.

»

Это интересно:  Знаменитые люди, которые погибли в автокатастрофах
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
1 +7 (916) 146-22-01
2 +7 (499) 390-97-03
3 info@sumedx.ru
4 08.00-22.00
5 Россия, Москва,​ 119435, ул, Россолимо, д. 17.