СТАТЬЯ 159. Общие положения — Пенсиолог

1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

5. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

6. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

7. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания:

1. Значительным ущербом в части пятой настоящей статьи признается ущерб в сумме, составляющей не менее десяти тысяч рублей.

2. Крупным размером в части шестой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая три миллиона рублей.

3. Особо крупным размером в части седьмой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая двенадцать миллионов рублей.

4. Действие частей пятой — седьмой настоящей статьи распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Комментарий к Ст. 159 УК РФ

1. Мошенничество — форма хищения, для которой характерны все основные признаки хищения (см. комментарий к статье 158 УК). Отличительная черта мошенничества — способы завладения чужим имуществом. Ими являются обман потерпевшего или злоупотребление его доверием. Владелец имущества, иное лицо, уполномоченный орган власти, будучи введенными в заблуждение субъектом преступления относительно истинных его намерений, передают имущество или право на него виновному, другим лицам либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению ими права на него.

2. Обман — способ совершения хищения. Он заключается в сообщении потерпевшему заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях. Обман, например, может выразиться в предоставлении фальсифицированного товара, использовании обманных приемов при расчетах за товары и услуги. Обман может иметь место при игре в азартные игры, при имитации кассовых расчетов, любых иных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо умолчания о каких-либо сведениях) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.

3. Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью особых доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.

Злоупотребление доверием также имеет место в случаях принятия на себя лицом обязательств при заведомом отсутствии у него намерения их выполнить (например, получение физическим лицом кредита, аванса за выполнение работ, услуг, предоплаты за поставку товара, если оно не намеревалось возвращать долг или иным образом исполнять свои обязательства).

4. Объект мошенничества совпадает с родовым объектом хищения, это общественные отношения, складывающиеся в сфере распределения и перераспределения материальных благ.

5. Объективная сторона мошенничества заключается в завладении чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

Мошенничество может быть совершено только в отношении дееспособного лица, которое по своей воле передает имущество либо право на него виновному. Обман недееспособного (малолетнего, душевнобольного) и получение от него имущества квалифицируется как кража.

6. Мошенничество признается оконченным с момента поступления похищаемого имущества в незаконное владение виновного или других лиц, когда они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств этого имущества) пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.

Если мошенничество совершено в форме приобретения права на чужое имущество, преступление считается оконченным с момента возникновения у виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным (в частности, с момента регистрации права собственности на недвижимость или иных прав на имущество, подлежащих такой регистрации в соответствии с законом; со времени заключения договора; с момента совершения передаточной надписи (индоссамента) на векселе; со дня вступления в силу судебного решения, которым за лицом признается право на имущество, или со дня принятия иного правоустанавливающего решения уполномоченными органами власти или лицом, введенными в заблуждение относительно наличия у виновного или иных лиц законных оснований для владения, пользования или распоряжения имуществом).

В случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него.

Если одновременно с хищением одного имущества оно заменяется менее ценным имуществом, ущерб определяется в зависимости от стоимости реально изъятого имущества.

7. Субъект — любое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Субъективна сторона — прямой, как правило, конкретизированный умысел. О наличии умысла, направленного на мошенничество, могут свидетельствовать, в частности, заведомое отсутствие у лица реальной финансовой возможности исполнить обязательство или необходимой лицензии на осуществление деятельности, направленной на исполнение его обязательств по договору, использование лицом фиктивных уставных документов или фальшивых гарантийных писем, сокрытие информации о наличии задолженностей и залогов имущества, создание лжепредприятий, выступающих в качестве одной из сторон в сделке.

9. Вместе с тем перечисленные обстоятельства сами по себе не обязательно свидетельствуют о наличии мошенничества, поэтому в каждом конкретном случае должно быть достоверно установлено, что лицо, совершившее определенные действия, заведомо не намеревалось исполнять свои обязательства.

10. Мошенничество, совершенное с использованием подделанного этим лицом официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 УК и соответствующей частью комментируемой статьи 159 УК РФ.

11. Если подделавший официальный документ по независящим от него обстоятельствам не смог им воспользоваться, содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 327 и ч. 1 ст. 30 УК, ч. ч. 3 или 4 комментируемой статьи как приготовление к мошенничеству.

12. Если лицо изготовило поддельный документ с целью мошенничества, использовало его с этой целью, однако по независящим от него обстоятельствам не смогло изъять имущество потерпевшего либо приобрести право на чужое имущество, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 УК, а также ч. 3 ст. 30 УК и, в зависимости от обстоятельств конкретного дела, соответствующей частью комментируемой статьи.

13. Мошенничество, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК.

14. В случае создания коммерческой организации без намерения фактически осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющего целью хищение чужого имущества или приобретение права на него, содеянное полностью охватывается составом мошенничества.

15. Деяние лица, осуществляющего незаконную предпринимательскую деятельность путем изготовления и реализации фальсифицированных товаров, например спиртсодержащих напитков, лекарств, под видом подлинных, обманывающего потребителей данной продукции относительно качества и иных характеристик товара, влияющих на его стоимость, образует состав мошенничества и дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ не требует. В тех случаях, когда указанные действия связаны с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом фальсифицированных товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями комментируемой статьи и ст. 238 УК.

16. Не образует состава мошенничества тайное хищение ценных бумаг на предъявителя, т.е. таких ценных бумаг, по которым удостоверенное ими право может осуществить любой их держатель (облигация, вексель, акция, банковская сберегательная книжка на предъявителя или иные документы, отнесенные законом к числу ценных бумаг). Содеянное в указанных случаях квалифицируется как кража чужого имущества.

Последующая реализация прав, удостоверенных тайно похищенными ценными бумагами на предъявителя (т.е. получение денежных средств или иного имущества), представляет собой распоряжение похищенным имуществом и не требует дополнительной квалификации как кража или мошенничество.

17. Действия, состоящие в противоправном получении социальных выплат и пособий на основании чужих личных или иных документов (например, пенсионного удостоверения, свидетельства о рождении ребенка), квалифицируются как мошенничество при получении выплат (ст. 159.1 УК).

18. Если указанные в п. 17 документы виновным были предварительно похищены, его действия дополнительно квалифицируются по ч. 1 ст. 325 УК России (если похищен официальный документ) либо по ч. 2 этой статьи (если похищен паспорт или иной важный личный документ).

19. Как мошенничество квалифицируется безвозмездное обращение лицом в свою пользу или в пользу других лиц денежных средств, находящихся на счетах в банках, совершенное с корыстной целью путем обмана или злоупотребления доверием (например, путем представления в банк поддельных платежных поручений, заключения кредитного договора под условием возврата кредита, которое лицо не намерено выполнять).

20. В соответствии со статьей 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, т.е. находящиеся на счетах в банках денежные суммы могут использоваться в качестве платежного средства. Следовательно, с момента зачисления денег на банковский счет лица оно получает реальную возможность распоряжаться поступившими денежными средствами по своему усмотрению, например, осуществлять расчеты от своего имени или от имени третьих лиц, не снимая денежных средств со счета, на который они были перечислены в результате мошенничества. В указанных случаях преступление следует считать оконченным с момента зачисления этих средств на счет лица, которое путем обмана или злоупотребления доверием изъяло денежные средства со счета их владельца, либо на счета других лиц, на которые похищенные средства поступили в результате преступных действий виновного.

21. В случаях, когда указанные деяния сопряжены с неправомерным внедрением в чужую информационную систему или с иным неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации кредитных учреждений либо с созданием заведомо вредоносных программ для ЭВМ, внесением изменений в существующие программы, использованием или распространением вредоносных программ для ЭВМ, содеянное подлежит квалификации по ст. 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации», а также, в зависимости от обстоятельств дела, по ст. ст. 272 или 273 УК, если в результате неправомерного доступа к компьютерной информации произошло уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

22. Не образует состава мошенничества хищение чужих денежных средств путем использования заранее похищенной или поддельной кредитной (расчетной) карты, если выдача наличных денежных средств осуществляется посредством банкомата без участия уполномоченного работника кредитной организации. В этом случае содеянное квалифицируется как кража (ст. 158 УК).

Хищение чужих денежных средств, находящихся на счетах в банках, путем использования похищенной или поддельной кредитной либо расчетной карты квалифицируется как мошенничество с использованием платежных карт (ст. 159.3), причем только в тех случаях, когда лицо путем обмана или злоупотребления доверием ввело в заблуждение уполномоченного работника кредитной, торговой или сервисной организации (например, в случаях, когда, используя банковскую карту для оплаты товаров или услуг в торговом или сервисном центре, лицо ставит подпись в чеке на покупку вместо законного владельца карты либо предъявляет поддельный паспорт на его имя).

Само изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных или расчетных банковских карт квалифицируется по ст. 187 УК РФ. Изготовление лицом поддельных банковских расчетных либо кредитных карт для использования в целях совершения этим же лицом преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 или 4 комментируемой статьи 159 УК, следует квалифицировать как приготовление к мошенничеству с использованием платежных карт.

Если лицо использовало похищенную или поддельную кредитную либо расчетную карту, но по независящим от него обстоятельствам ему не удалось обратить в свою пользу или в пользу других лиц чужие денежные средства, содеянное, в зависимости от способа хищения, следует квалифицировать как покушение на кражу или мошенничество (ч. 3 ст. 30 УК и по соответствующей части ст. ст. 158 или 159.3 УК).

Сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, заведомо непригодных к использованию, образует состав мошенничества и подлежит квалификации по соответствующей части комментируемой статьи. В случае, когда лицо изготовило с целью сбыта поддельные кредитные либо расчетные карты, а также иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами, заведомо непригодные к использованию, однако по независящим от него обстоятельствам не смогло их сбыть, содеянное должно быть квалифицировано в соответствии с ч. 1 ст. 30 УК как приготовление к мошенничеству, если обстоятельства дела свидетельствуют о том, что эти действия были направлены на совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 или 4 комментируемой статьи или ч. 4 ст. 159.3 УК.

Это интересно:  Ликвидация ООО: причины, способы, порядок проведения и регистрации в ЕГРЮЛ

23. Поскольку билеты денежно-вещевой и иной лотереи не являются ценными бумагами, то их подделка с целью сбыта или незаконного получения выигрыша может быть квалифицирована как приготовление к мошенничеству при наличии в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ч. ч. 3 или 4 комментируемой статьи. В случае сбыта фальшивого лотерейного билета либо получения по нему выигрыша содеянное следует квалифицировать как мошенничество.

24. От мошенничества следует отличать причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ст. 165 УК). В последнем случае отсутствуют в своей совокупности или отдельно такие обязательные признаки мошенничества, как противоправное, совершенное с корыстной целью безвозмездное окончательное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или в пользу других лиц.

При решении вопроса о том, имеется ли в действиях лица состав преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 165 УК, необходимо установить, причинен ли собственнику или иному владельцу имущества реальный материальный ущерб либо ущерб в виде упущенной выгоды, т.е. неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено путем обмана или злоупотребления доверием.

Обман или злоупотребление доверием в целях получения незаконной выгоды имущественного характера может выражаться, например, в представлении лицом поддельных документов, освобождающих от уплаты установленных законодательством платежей (кроме указанных в ст. ст. 194, 198 и 199 УК) или от платы за коммунальные услуги, в несанкционированном подключении к энергосетям, создающим возможность неучтенного потребления электроэнергии или эксплуатации в личных целях вверенного этому лицу транспорта.

25. В случаях, когда обман используется лицом для облегчения доступа к чужому имуществу, в ходе изъятия которого его действия обнаруживаются собственником или иным владельцем этого имущества либо другими лицами, однако лицо, сознавая это, продолжает совершать незаконное изъятие имущества или его удержание против воли владельца имущества, содеянное следует квалифицировать как грабеж (например, когда лицо просит у владельца мобильный телефон для временного использования, а затем скрывается с похищенным телефоном).

26. Квалифицированные виды мошенничества урегулированы ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи 159 Уголовного кодекса РФ. Согласно ч. 2 таковыми являются: совершение мошенничества группой лиц по предварительному сговору; с причинением значительного ущерба гражданину.

27. Совершением мошенничества группой лиц по предварительному сговору признается деяние, осуществленное двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления (подробнее см. коммент. к ст. 158).

28. Мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину. О значительности ущерба, причиненного хищением гражданину, свидетельствует важность, существенность последствий преступления как для самого потерпевшего, так и для его семьи (подробнее см. коммент. к ст. 158).

29. Особо квалифицированными видами мошенничества (ч. 3 комментируемой статьи) являются мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере.

30. Под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, следует понимать должность лиц, обладающих признаками, предусмотренными п. 1 примеч. к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примеч. к ст. 201 УК (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).

Действия организаторов, подстрекателей и пособников мошенничества, присвоения или растраты, заведомо для них совершенных лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части ст. 33 и по ч. 3 комментируемой статьи.

Мошенничество, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи, дополнительная квалификация деяния по ч. 1 ст. 285 УК не требуется .
———————————
См.: Определение Судебной коллегии ВС РФ N 5-Д09-4.

31. Мошенничество в крупном размере. Согласно п. 4 примеч. к ст. 158 таковым признается завладение чужим имуществом на сумму свыше 250 тыс. руб. (подробнее см. коммент. к ст. 158).

32. Следующим уровнем особой квалифицированности мошенничества является завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием: организованной группой; в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение (ч. 4 комментируемой статьи).

33. Мошенничество, совершенное организованной группой. Под организованной группой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная группа отличается наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава участников группы, распределением ролей между ними при подготовке к преступлению и непосредственном его совершении (подробнее см. коммент. к ч. 3 ст. 35, ст. 158).

34. Мошенничество в особо крупном размере. Вопрос о наличии в действиях виновных квалифицирующего признака совершения мошенничества в особо крупном размере решается в соответствии с п. 4 примеч. к ст. 158 УК (подробнее см. коммент. к ст. 158).

По вопросам судебной практики по делам о мошенничестве Пленумом ВС РФ даны разъяснения в Постановлении от 27.12.2007 N 51.

35. К комментируемому уровню особо квалифицированного мошенничества отнесено деяние, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. Совершенно очевидно, что законодатель, усиливая в данном случае уголовную ответственность, исходил из высочайшей степени общественной опасности самого факта утраты гражданином жилья. Следовательно, основанием для квалификации действий, виновных по ч. 4 комментируемой статьи 159 УК России, как раз и является сам по себе факт утраты потерпевшим права на жилое помещение.

В данном случае на квалификацию не влияют ни характер мошеннических действий, ни их последовательность, ни уровень организации виновных лиц, ни реальная стоимость утраченного потерпевшим жилья.

По ч. 4 комментируемой статьи следует квалифицировать как совокупность действий виновных, заключающихся в непосредственном завладении жилыми помещениями потерпевших, так любые иные противоправные формы утраты гражданами прав на жилое помещение.

Например, лицо, рассчитывая улучшить свои жилищные условия, по договору передает свою квартиру в собственность застройщику, уполномоченные лица которого, несмотря на то что были обязаны в определенные сроки возвести для клиента новый дом (иное жилье), условия договора не исполнили, вырученные от реализации квартиры потерпевшего деньги похитили.

36. Иные квалифицированные виды мошенничества предусмотрены ст. ст. 159.1 — 159.6 УК. Данные деяния следует своевременно отграничивать от мошенничества, предусмотренного комментируемой статьей, поскольку уголовная ответственность за виды мошенничества, предусмотренные ст. ст. 159.1 — 159.6 УК, существенно смягчена.

Статья 159. Общие положения

государственное содействие системной организации нормирования труда;

применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой кодекс (КЗоТ) РФ специализируется на такой теме, как трудовые отношения между работниками и работодателями. Обладает приоритетным значением перед другими (находящимися в тесном взаимодействии с трудовым сотрудничеством) принятыми федеральными законами. Устанавливает основные принципы правового регулирования трудовых и других связанных с ними отношений. Запрещает дискриминации в сфере труда и принудительный труд. Описывает основания, позволяющие возникновение трудовых отношений. Регламентирует такие вопросы, как основные права и обязанности работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, обязанности работодателя относительно создания надлежащих условий, обеспечивающих нормальную деятельность своих работников и т.д.

Трудовой кодекс РФ был принят 21.12.2001 г.

Понравилась статья? Добавьте к себе:

С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости

С 1 июня 2018 года ФНС запустит сервис Прозрачный бизнес». Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% — посчитать пени бесплатно можно тут.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате — три месяца в подарок.

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

2019 год (II кв.)
апрель

пн вт ср чт пт сб вс
  • 1
    • Сдать декларацию 2-НДФЛ за работников в налоговую *годовая*
      Образец 2-НДФЛ
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за год*
      Образец 6-НДФЛ undefined
2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
    • Подтверждение вида в ФСС
16 17 18 19
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за I квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21
22 23 24
  • 25
    • Заплатить УСН *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за I квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26 27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за I квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Для ИП: Заплатить УСН *за год*
      Платежки и квитанции
    • Для ИП: Подать декларацию УСН *за год*
      Декларация УСН калькулятор+бланк
    • Сдать декларацию 3-НДФЛ ИП *годовую*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников за 3 месяца в налоговую.
      Образец 6-НДФЛ
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
май

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
июнь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
2019 год (III кв.)
июль

пн вт ср чт пт сб вс
  • 1
    • 111Заплатить ОПС ПФР за самого ИП(доп. 1%) *за прошлый год*
      Платежки, квитанции и калькулятор
2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за прош год*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за полугодие*
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
16 17 18 19
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за II квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21
22 23 24
  • 25
    • Заплатить УСН *за полугодие*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за II квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за II квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за II квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26 27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за II квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за II квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
  • 31
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за полугодие*
      Образец 6-НДФЛ
август

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
сентябрь

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
2019 год (IV кв.)
октябрь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за третий квартал*
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
16 17 18 19
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за III квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21 22 23 24
  • 25
    • Заплатить УСН *за 9 месяцев*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за III квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26 27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за III квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
  • 31
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за 9 месяцев*
      Образец 6-НДФЛ
ноябрь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
декабрь

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
  • 31
    • Заплатить ОПС ПФР за самого ИП (фиксированную часть) *за год*
      Платежки, квитанции и калькулятор

Сегодня: 09 августа, 19 г. пятница — 07:26:20 МСК

Статья 159 ТК РФ. Общие положения

государственное содействие системной организации нормирования труда;

применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Комментарии к ст. 159 ТК РФ

1. Нормирование труда — это процесс установления необходимых затрат труда и его результатов, оптимальной численности работников различных должностных категорий и групп, их удельных соотношений в общей численности персонала предприятия (организации), оптимальных соотношений между численностью работников и количеством единиц орудий труда (машин, механизмов, приборов, установок и проч.).

Коллективный трудовой процесс, основанный на разделении и кооперации трудовых функций (работ), объективно требует организации и измерения количества и качества труда, необходимого для производства единицы продукции (оказания услуг и т.п.), а также определения размера вознаграждения за труд каждого работника.

В связи с изменениями в организации оплаты труда функция нормы труда как меры его оплаты выходит за рамки государственного регулирования, становится прерогативой работодателя. При этом возрастает роль норм труда как средства распределения конечных результатов (прибылей) любого производства (по созданию материальных благ, оказанию услуг и др.) и стимулирования трудовой деятельности работников путем установления и внедрения комплексно обоснованных норм затрат труда (см. комментарий к ст. 160 ТК).

Не имея регулируемой зависимости с заработком работника, норма труда становится производственно необходимым временем для выполнения работы (функции) при условии соблюдения качества производимой продукции (услуг), т.е. призвана выполнять функцию регулятора производственного (трудового) процесса и обеспечивать эффективное использование материальных и трудовых ресурсов. В этом качестве нормы труда следует использовать для оперативного управления производством, определения трудоемкости изготовления продукции (оказания услуг), сравнительного анализа результатов труда работников, расчета роста производительности труда и эффективности производства, оценки уровня техники и технологии, уровня менеджмента конкретной организации.

В связи с повышением роли норм труда повышаются требования к их качеству, оптимальной напряженности при допустимой интенсивности труда, что свидетельствует о необходимости совершенствования нормирования, повышении экономического и социального значения норм труда в качестве меры труда.

Количественная и качественная мера труда или необходимые затраты рабочего времени на выполнение заданного объема работ (функций, услуг) при достигнутых в организациях организационно-технических условиях определяются путем нормирования и организации труда.

Организация труда определяет взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, взаимодействие работников между собой в процессе совместной трудовой деятельности, нормы и условия труда, методы и приемы выполнения трудовых процессов, необходимую профессионально-квалификационную подготовку к труду, производственную и трудовую дисциплину.

Организация труда, включающая нормирование трудовых затрат, основанная на достижениях технических, экономических, биологических, социальных и правовых наук, призвана обеспечить наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, снижение издержек производства, повышение производительности труда и в целом способствовать решению коммерческих и социальных задач в организации любой формы собственности и организационно-правовой структуры управления.

Основные направления организации труда — это выбор рациональных форм разделения и кооперации труда; подготовка и повышение квалификации кадров; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; внедрение эффективных методов и приемов труда; улучшение условий труда; соблюдение производственной и трудовой дисциплины; расширение сферы нормирования и применения обоснованных норм трудовых затрат. Для реализации их в современных условиях требуется системный подход при решении производственных, экономических и социальных задач (см.: Межотраслевые требования и нормативные материалы по организации труда, которые должны учитываться при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий, технологических процессов и оборудования. М., 1990). Так, с помощью норм трудовых затрат оцениваются и выбираются те или иные варианты организации труда, в частности формы его разделения и кооперации, оснащения, планировки и обслуживания рабочих мест, методы и приемы труда. Вместе с тем проектирование обоснованных норм трудовых затрат базируется на выборе рациональных форм организации труда, и рассчитанные таким образом нормы закрепляют эти формы, делают их обязательными.

Повышается экономическое значение норм затрат труда при определении цены на производимый товар (продукт, услугу) в условиях конкуренции и действия других факторов рыночной экономики.

При установлении цены рабочей силы, а именно цены труда каждого работника, наряду с оценкой его квалификации, сложности и условий труда необходимо определять количество рабочего времени (меры труда) и качество затраченного труда, учитывать степень его интенсивности, что повышает экономическую и социальную значимость нормирования труда.

2. Комментируемая статья гарантирует работникам содействие со стороны государства системной организации нормирования труда.

Государственная система управления трудом — это взаимосвязанная и целостная совокупность объектов и подсистем управления, направленная на решение конечной цели деятельности государства в сфере труда и трудовых отношений.

Гарантией реализации названной системы является создание инфраструктуры управления трудом, в том числе его организацией и нормированием, а также ее нормативно-методическое, информационное, кадровое и социально-правовое обеспечение.

Нормирование и организация труда — подсистема управления трудом, имеющая самостоятельное экономическое и социальное назначение. Объектами подсистемы являются сам труд, условия и результаты трудовой деятельности работников различных категорий и групп.

В настоящее время разрабатываются нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем в сфере нормирования труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 161 ТК).

Концепцией государственной политики в сфере труда предусматриваются основные направления совершенствования организации нормирования труда. Это демократизация управления нормированием труда, индивидуализация норм труда, социальное обоснование и регламентация вопросов нормирования труда в социальном партнерстве, совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы нормирования труда (см.: Зубкова А., Суетина Л. Нормирование труда в рыночной экономике // Человек и труд. 2000. N 2).

В рыночной экономике адресность решения вопросов нормирования и организации труда перенесена на уровень предприятия. Наряду с выбором номенклатуры и объемов производства продукции (количества оказываемых услуг и т.п.), организационно-правовых структур и форм управления и решения других хозяйственно-производственных вопросов, предприятиям предоставлена самостоятельность в установлении численности персонала, норм трудовых затрат (меры труда), в решении вопросов замены и пересмотра норм и других задач нормирования труда. В настоящее время комментируемой статьей установлено, что работа по совершенствованию нормирования труда является прерогативой работодателя.

Проблема индивидуализации норм труда решается в целях более полного использования трудового потенциала каждого работника, исходя из его реальных способностей, отношения к труду и личной материальной заинтересованности, отвечающих возможностям и интересам предприятия. Индивидуальная норма устанавливается конкретному работнику в соответствии с возможным повышением производительности (эффективности) труда по его инициативе и согласуется с работодателем в рамках трудового договора.

При введении индивидуальных норм труда сохраняется роль методов нормирования, используемых для определения их структурных элементов, что дает основания для их установления, контроля и пересмотра в соответствии с традиционной практикой (см. комментарии к ст. ст. 160, 162 ТК).

Социальное обоснование норм труда предусматривает учет (наряду с другими факторами) и оценку интенсивности труда и установление норм оптимальной напряженности (см. п. 4 комментария к ст. 162 ТК).

В целом интенсивность труда является социально-экономической и физиологической категорией. Показатели интенсивности труда — это временные характеристики использования рабочего времени (степень занятости работника активной работой); темп работы, т.е. скорость выполнения элементов трудового процесса в единицу времени; тяжесть труда, определяемая совокупностью показателей, характеризующих условия труда; зоны труда работников, т.е. количество одновременно обслуживаемых объектов, совмещаемых профессий и функций и т.п.

Как правило, способы и системы оценки интенсивности труда основываются на обосновании критериев нормального темпа работы (см.: Межотраслевые методические рекомендации по определению критериев интенсивности труда рабочих при выполнении ручных работ. М., 1989; Базовая система микроэлементных нормативов времени: Методические и нормативные материалы. М., 1989; и др.).

В отечественной практике за оптимальный принят темп работы, адекватный скорости выполнения базового микроэлемента «протянуть руку» с малой степенью контроля на расстояние 40 см со скоростью 93 см/с. Для его обоснования проведены психофизиологические исследования оценки утомляемости работников в производственных условиях различных отраслей. Интенсивность труда, заложенная в базовой системе микроэлементных нормативов времени, принята в качестве нормативной.

Проблема интенсивности труда тесно связана с уровнем напряженности норм трудовых затрат (показателем использования рабочего времени). Показатель напряженности нормы труда является обобщающим при оценке качества действующих норм. Оптимальная напряженность норм достигается при условии ее установления на уровне необходимых затрат рабочего времени (см. п. 4 комментария к ст. 162 ТК).

Регламентация вопросов нормирования труда в условиях социального партнерства регулируется многоуровневой системой, создающей правовую основу для установления, внедрения и пересмотра норм труда в соответствии с требованиями рынка, возможностями предприятий и, что не менее важно, с учетом экономических и социальных интересов работников. Стержнем системы коллективно-договорных отношений являются отраслевые тарифные соглашения.

Трудовое соглашение (договор) должно обеспечить конкретизацию решения трудовых вопросов при приеме на работу каждого работника с учетом его профессиональных характеристик и условий труда, а также вопросов организации трудовой деятельности работников, их занятости, оптимальной интенсивности труда и др.

3. Абзац 3 комментируемой статьи предусматривает применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с участием представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Основными задачами создания и внедрения системы организации нормирования труда на современном предприятии являются: рациональное использование трудовых ресурсов; повышение производительности (эффективности) труда работников за счет реализации факторов и резервов, связанных с разработкой, принятием и внедрением решений по организации и нормированию труда; решение современных проблем социального партнерства между работниками и работодателем.

Структурную схему системы организации нормирования труда на предприятии следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных подсистем (подсистемы управляемого объекта и управляющей подсистемы) и средств ее реализации.

Целью подсистемы управляемого объекта является информационное и нормативно-методическое обеспечение процесса нормирования труда работников предприятия. Объектами подсистемы, т.е. процесса нормирования труда, являются: нормы труда (их виды, показатели качества и основные функции); методы и способы установления обоснованных норм трудовых затрат; технические средства нормирования труда (см. комментарий к ст. 160 ТК).

Использование технических средств и компьютерных технологий как объекта подсистемы расширяет возможности нормирования труда. Получаемая при этом информация является более обоснованной и достаточно объективной для решения практических и теоретических задач (например, при разработке программного обеспечения решения того или иного вопроса и т.п.) организации, нормирования, оплаты труда работников и многих производственных задач. Кроме того, использование современных технических средств в нормативно-исследовательской работе повышает содержательность, качество и ответственность труда специалистов, занимающихся решением трудовых вопросов. К видам технических средств относятся приборы (часы, секундомеры одно-, двух-, многострелочные, современные хронометры и др.), аппаратура и устройства визуального и дистанционного управления (в том числе кино- и видеоаппаратура и проч.). В современных условиях целесообразно применять видеосъемку, обеспечивающую объективность и высокую точность регистрации всех элементов трудового процесса во времени и пространстве, а также определяющих его условий, полноту характеристик изучаемого процесса (траектория и скорость движения, расстояние перемещения предметов труда, последовательность и степень совмещения приемов, действий и движений и т.д.).

Для нормативно-исследовательской работы по труду целесообразно одновременно использовать хронометраж, видео- и киносъемку, а также отечественную базовую систему микроэлементных нормативов времени.

Целью управляющей подсистемы является реализация решений актуальных задач нормирования труда на предприятии в современных условиях. Нормирование труда рассматривается как вид деятельности служб и работников по труду. Задачей подсистемы является создание на каждом рабочем месте, производственном участке и предприятии в целом условий, обеспечивающих рациональную организацию трудовых процессов работников в пространстве (включая условия труда) и во времени на основе информации и нормативно-методических материалов. Основными объектами подсистемы являются: организационные структуры управления нормированием труда; формы управления нормированием труда; содержание и состав работ по нормированию труда; информационное (документационное) обеспечение нормирования труда.

Организационные структуры определяются общей структурой управления предприятием, характером, типом и объемом выпускаемой продукции и т.п., в целом — задачами производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Построение функционально-организационной структуры служб, занятых нормированием труда на предприятии, как правило, включает решение многих вопросов. Это распределение работ по нормированию труда между, например, отделом организации труда и заработной платы (либо отделом управления персоналом) и службами главного технолога и главного металлурга; службой организации труда и службой технико-экономического планирования, а также между отделом организации труда и заработной платы и информационно-вычислительным центром предприятия, между общезаводскими и цеховыми службами, между другими подразделениями предприятия в общей системе управления предприятием в целом.

Практически имеет место разнообразие функций и задач нормирования труда, возложенных на различные службы предприятия. В зависимости от масштаба предприятия и его организационной структуры служба по нормированию труда может иметь уровень управления, отдела, бюро (группы) и др. При отсутствии самостоятельных подразделений по нормированию труда рекомендуется пользоваться услугами консультационных и других фирм.

В настоящее время вопрос применения тех или иных организационных структур управления нормированием труда решается руководителем предприятия самостоятельно. Рекомендуется использовать специальную литературу, в которой рассматриваются функции и организационные структуры управления.

Формы управления нормированием труда определяются на каждом предприятии в зависимости от масштаба производства и организационной структуры управления.

Централизованная форма управления предусматривает сосредоточение нормативно-исследовательской работы, как правило, в отделе организации труда и заработной платы. Достоинствами ее являются возможность проведения единой политики в сфере организации нормирования труда и обеспечение оптимальной интенсивности труда и напряженности внедряемых норм трудовых затрат. Кроме того, при такой форме управления обеспечивается рациональное использование рабочего времени специалиста по нормированию труда и равномерная его загрузка, более эффективное использование его знаний и т.п. Централизованная форма управления целесообразна и в тех случаях, когда на предприятии недостаточно квалифицированных специалистов по организации и нормированию труда, так как позволяет эффективнее использовать имеющиеся кадры.

В практической деятельности предприятий могут иметь место 2 разновидности централизованной формы, характеризующиеся централизацией расчета норм трудовых затрат в отделе труда и заработной платы или в отделе главного технолога.

При первом варианте в отделах организации труда и заработной платы создаются бюро нормирования, специализирующиеся по видам работ. Работники бюро по поступающим к ним картам технологических процессов и другой информации заполняют технико-нормировочные карты и передают их для расчета трудоемкости в вычислительные центры. Порядок движения и оформления документов разнообразен и зависит от специфики и сложившейся организации производства.

При втором варианте в технологических отделах создаются группы нормирования труда, которые рассчитывают нормы трудовых затрат одновременно с разработкой технологических процессов. Такой подход к нормированию труда в значительной степени повышает ответственность технологов за экономичность разрабатываемых технологических процессов. Часто технологами выполняются и другие работы, такие как внедрение норм труда, подготовка материалов к пересмотру и замене действующих норм трудовых затрат, функции учета, анализа и составления отчетности по трудоемкости.

Внедрение в управление производством электронно-вычислительной техники создает широкие возможности для автоматизации расчетов норм и нормативов, учета их выполнения, а также для специализации работников на нормировании отдельных видов работ (функций), что способствует повышению качества разрабатываемых норм и нормативов и снижению трудоемкости их установления. В связи с этим внедрение централизованной системы может быть рекомендовано для различных по масштабу и характеру деятельности организаций.

В настоящее время многие специалисты и практики придерживаются мнения о необходимости шире использовать централизованную форму организации нормирования труда, вводить в состав ее служб специалистов различного профиля, в том числе конструкторов, технологов, физиологов, психологов наряду со специалистами по труду. Такой подход позволит устанавливать обоснованные производственно необходимые затраты рабочего времени начиная от операции до трудоемкости продукции на базе системы нормативов различной степени укрупнения.

Децентрализованная система организации нормирования труда предусматривает установление норм затрат труда непосредственно в цехах (иных структурных подразделениях предприятия). При этом отдел (подразделение) организации труда и заработной платы должен обеспечить методическую помощь в работе всем заводским службам, координацию работы всех служб по совершенствованию организации и нормирования труда всех категорий работников, снижению трудоемкости продукции. Система целесообразна на крупных предприятиях, как правило, со среднесерийными и мелкосерийными типами производства, где установление норм в централизованном порядке затруднительно. Система может быть эффективна только при условии укомплектования производственных подразделений квалифицированными кадрами по нормированию труда. При укрупненном нормировании труда (на основе типовых норм и укрупненных нормативов времени) установление норм может быть поручено работникам производственных подразделений, например мастеру, начальнику участка и др., при общей координации и методическом руководстве этой работой со стороны отдела труда и заработной платы.

Смешанная система организации нормирования труда имеет разновидности в зависимости от вариантов перераспределения функций между теми или иными службами предприятия. Вариант смешанной системы целесообразен на предприятиях со среднесерийным типом производства, когда установление норм на освоенную продукцию в основном производстве осуществляется в отделе труда и заработной платы, а на осваиваемую продукцию и разовые работы — децентрализованно, в цехах.

Состав и содержание работ по нормированию труда определяются основными функциями норм труда и задачами нормирования. Это оперативная, нормативно-исследовательская и прочая работа в сфере труда и трудовых отношений.

К работам оперативного характера относятся: расчет обоснованных норм труда на основе анализа и выбора оптимального варианта технологического и трудового процессов, рациональных приемов и методов труда, средств оснащения, систем обслуживания и планировки рабочих мест, режимов труда и отдыха, рациональных условий труда на каждом рабочем месте, а также тарификация работ и определение сдельных расценок за выполнение; контроль за своевременным внедрением устанавливаемых норм трудовых затрат и соблюдением предусмотренных ими организационно-технических условий и требований содержания и методов выполнения нормируемых процессов, организации труда на каждом рабочем месте. К оперативной работе относятся корректировка, замена и пересмотр действующих норм труда на основе оценки их качества, в том числе степени напряженности.

Содержанием нормативно-исследовательской работы по нормированию труда на предприятии являются: составление методик по нормированию новых видов работ; разработка местных нормативных материалов по труду; создание единой технико-нормировочной документации, отчетности и другой информации по труду; изучение использования рабочего времени и выявление резервов роста производительности (эффективности) труда, снижения издержек производства за счет внедрения соответствующих мероприятий по совершенствованию организации и нормирования трудовых процессов работников на рабочих местах; аттестация рабочих мест по основным уровням и показателям (в том числе аттестация норм трудовых затрат) и их рационализация.

При необходимости разработки местных нормативов по труду применительно к конкретным организационно-техническим условиям и составу работников рекомендуется использовать имеющиеся в теории и практике отечественного нормирования методические положения, а также различные виды нормативов по труду (см.: Разработка нормативных материалов для нормирования труда рабочих: Методические рекомендации. М., 1983). Организациям целесообразно создать централизованную службу по разработке нормативной базы по труду с учетом масштаба производства, уровня управления и других факторов. Это связано с растущей потребностью установления оптимально напряженных норм труда при оптимальной занятости и интенсивности труда работников. В случае отсутствия возможностей организовать такую службу представляется целесообразным привлекать к этой работе научно-исследовательские организации, специализированные нормативно-исследовательские центры, консультативные организации, имеющие соответствующий опыт нормативно-исследовательской работы. Рекомендуется шире использовать системы автоматизации нормирования. Фонды автоматизированного нормирования должны иметь в своем составе массивы нормативов по труду на машинных носителях, массивы входной информации для расчета норм и проектирования трудовых процессов, классификаторы, справочники и т.п. В этих условиях целесообразно создание служб автоматизированного нормирования в составе отдела труда и заработной платы или в виде самостоятельной структурной единицы.

Группа задач работы по нормированию труда связана с учетом нормированной и фактической трудоемкости продукта (услуг); обеспечением всех служб подготовки производства и управления информацией о нормируемых и фактических затратах в различных группировках; учетом, контролем и анализом состояния нормирования по основным показателям.

В работе по труду целесообразно шире применять методические и нормативные материалы. В качестве рекомендаций может быть использовано Положение об организации нормирования труда от 19 июня 1986 г. N 226/П-6 с учетом особенностей рыночных отношений на конкретном хозяйственном объекте (см.: Нормативные материалы по нормированию труда. М., 1986).

Информационное и документационное обеспечение решения вопросов организации нормирования и труда, состав и содержание, порядок движения и оформления документации по труду являются важным объектом управляющей подсистемы организации нормирования труда.

Источником необходимой информации, как правило, является производственная документация (документы учета кадров, паспорта оборудования и оснастки, технико-нормировочная документация, данные учета рабочего времени, выработки и заработной платы, календарные планы замены и пересмотра действующих норм трудовых затрат и др.). Производственная документация дополняется материалами изучения и измерения параметров условий труда, организации трудовых процессов работников и рабочих мест, а также результатами анкетных обследований, интервью и т.п.

Источники информации определяются производственными задачами, применяемыми предметами и средствами труда, характеристиками и особенностями технологических и трудовых процессов. Основными требованиями, предъявляемыми к информации по труду, являются достоверность, своевременность, систематизация, аналитическая обработка, динамика показателей и проч.

Систему показателей по труду необходимо разрабатывать в соответствии с государственными правовыми актами и другой справочно-законодательной документацией. Основными средствами реализации целей и постоянного функционирования системы организации нормирования труда на предприятии являются: обеспечение производства необходимой информацией и технологической документацией (технологическими картами, маршрутными технологиями, технико-нормировочными картами и др.); наличие аттестованных цехов, участков, рабочих мест по всем показателям и уровням, предусмотренным положением об аттестации и рационализации; наличие и использование нормативно-методической базы по организации и нормированию труда; применение современных технических средств изучения и измерения трудовых затрат, разработка программного обеспечения проблем нормирования труда и т.п.; обеспечение информационных связей внутри системы и между структурными подразделениями предприятия; наличие квалифицированных кадров по труду и системы их подготовки и повышения квалификации.

Системой организации нормирования труда в качестве одного из средств ее реализации должна быть предусмотрена аттестация рабочих мест, проводимая специалистами по труду при участии специалистов функциональных и структурных подразделений на основе принятия решений работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см.: Положение об аттестации, рационализации и планировании рабочих мест в машиностроении. М., 1988).

Аттестация рабочих мест — это совокупность мероприятий, включающих: комплексную оценку каждого рабочего места на соответствие его научно-техническому, организационному уровню, условиям труда и техники безопасности, обеспечивающим рост производительности труда и высокое качество продукции (услуг); анализ достигнутого уровня производства; выработку и принятие решений о дальнейшем использовании рабочих мест; определение направлений их рационализации.

В процессе аттестации каждое рабочее место оценивается по 3 уровням: техническому, организационному, условиям труда и техники безопасности — в соответствии с системой принятых показателей.

Оценка технического уровня рабочего места предусматривает: анализ прогрессивности технологического процесса и используемого оборудования; установление соответствия технологических процессов, оборудования, оснастки, инструмента и средств контроля требованиям обеспечения высокого качества продукции (работ); определение уровня прогрессивности производительности оборудования, технологической оснащенности рабочего места; соотношение фактической и проектной производительности, а также возможностей обеспечения производственной программы.

При оценке организационного уровня рабочего места анализируются: эффективность использования оборудования — по коэффициенту сменности; занятость работника — по уровню интенсивности труда в течение смены; рациональность планировки, т.е. соответствие ее нормам технологического проектирования и оптимальному размещению оборудования и оснастки; количество и комплектность организационной оснастки, прогрессивность ее конструкции и техническое состояние; рациональность обслуживания; соответствие форм организации труда технологическому процессу, характеру и объемам выполняемых работ, методам и приемам труда и др.

Среди показателей организационного уровня особое место занимает качество действующих норм труда (см. п. 4 комментария к ст. 162 ТК).

При оценке условий труда и техники безопасности на рабочем месте анализируются санитарно-гигиенические условия труда, объемы физического труда и степень тяжести, наличие монотонного труда, обеспеченность техники безопасности и норм охраны труда, подтверждение прав на использование льгот за условия труда.

Рекомендуется при аттестации рабочих мест использовать ГОСТы, ОСТы, нормы технологического проектирования, межотраслевые и отраслевые нормативы по труду, типовые проекты (карты) организации труда на рабочем месте, методику оценки тяжести работ, стандарты предприятий, специфические отраслевые нормативные материалы, в том числе нормативы производительности для основных типов рабочих мест.

При аттестации рабочих мест специалистов и других служащих оцениваются соответствие рабочего места типовому проекту организации труда, рациональность его планировки и оснащения средствами механизации, вычислительной техники и т.п., соответствие санитарно-гигиенических и эстетических условий труда нормативным требованиям, наличие документов для выполнения плановых заданий и обоснованности принимаемых решений. В процессе аттестации анализируется наличие норм времени, нормированных заданий, обслуживания, управляемости, должностных инструкций, а также соответствие квалификации работников сложности и характеру выполняемых работ.

Рационализация рабочих мест — это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использования.

С процессами аттестации и рационализации рабочих мест связаны их учет и планирование. Учет рабочих мест — это процесс определения их количества, классификация и группировка по видам и характеру использования, а также по категориям занятых на них работников. Планирование рабочих мест — это проведение расчета оптимального количества и структуры рабочих мест в целях обеспечения их сбалансированности с трудовыми ресурсами организации.

При проведении аттестации и рационализации рабочих мест необходимо рассчитывать экономическую эффективность каждого мероприятия, сопоставляя экономию от их внедрения с соответствующими расходами основного показателя прибыли на единицу затрат.

Для успешной реализации основной цели и конкретных задач системы организации нормирования труда на предприятии рекомендуется провести: оценку фактического состояния нормирования труда по основным показателям и оценку деятельности служб по труду; выбор структур и форм организации нормирования труда в зависимости от масштаба предприятия, системы управления и других факторов; анализ охвата нормированием трудовых процессов различных категорий и групп работников и возможностей расширения сферы нормирования труда; анализ качества действующих норм труда в целом по предприятию и на каждом рабочем месте; оценку имеющихся методических и нормативно-информационных материалов; оценку эффективности использования компьютерных технологий для нормирования, изучения и проектирования трудовых процессов.

4. Абзац 3 комментируемой статьи свидетельствует о роли коллективного договора при создании и применении системы нормирования труда в организации.

В коллективном договоре рекомендуется регламентировать процедурные вопросы введения новых и замены, пересмотра действующих норм труда и сроки их действия; перечни централизованно разработанных норм и нормативов по труду — обязательных или рекомендуемых для применения; вопросы использования единых квалификационных справочников и др.

В целях эффективного использования трудового потенциала работников и их социальной защиты в коллективных договорах следует предусматривать (оговаривать) оптимальный темп работы, который необходимо учитывать при установлении всех видов норм труда для различных категорий работников. В приложении к договору могут определяться порядок нормирования труда в период освоения производства, размеры коэффициентов освоения и сроки их введения.

Для того чтобы работа по совершенствованию нормирования труда, обозначенная рамками коллективного договора, была эффективной, необходимо не автоматическое ужесточение действующих норм труда по сравнению с предыдущим периодом, а проведение организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение организации производства и труда на каждом рабочем месте, в том числе их оснащения, обслуживания, планировки и т.п.

При заключении коллективного договора следует соблюдать принципиальные моменты правового регулирования в сфере нормирования труда и при необходимости вводить компенсационные и другие меры, защищающие интересы обеих сторон трудового соглашения.

В индивидуальных трудовых договорах конкретизируются обязанности наемных работников трудиться по установленным на уровне организации и отрасли прогрессивным нормам или индивидуальным нормам и обязанности работодателя по обеспечению адекватных установленным нормам условий и организации труда на каждом рабочем месте.

Статья 159 УК РФ «Мошенничество»: практика применения и положения уголовного закона, консультация адвоката по ст. 159 УК

Статья 159 УК РФ относится к преступлениям против собственности и предусматривает уголовную ответственность за хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотреблением доверием.

Наш практический опыт по защите прав клиентов и доверителей по уголовным делам о мошенничестве, позволяет предложить вниманию посетителей нашего сайта публикацию, в которой мы осветили положения уголовного закона и практику применения норм статьи 159 УК РФ «Мошенничество».

В основу настоящей статьи положены вопросы, касающиеся оснований и порядка привлечения к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ за совершение мошенничества, задаваемые нам клиентами на юридических консультациях и в форме обратной связи посетителями сайта нашего адвокатского кабинета.

Работая над статьей, мы основывались на анализе последних тенденций и изменений в уголовном праве и уголовно-процессуальном законодательстве, постановлениях Пленумов Верховного суда, приговорах судов первой инстанции по статье 159 УК РФ, а также практике и рекомендациям по делам о мошенничестве автора статьи — адвоката Андреева Алексея Викторовича .

Мы обязаны уведомить наших читателей, что настоящая публикация создана для их информирования о положениях закона и практике применения норм статьи 159 Уголовного кодекса, и не является нормативно-правовой базой для принятия самостоятельных процессуальных решений по делам о мошенничестве. Мы рекомендуем вам обратиться к специалисту – адвокату по делам о мошенничестве.

В публикации мы осветили следующие вопросы:

Статья 159 УК РФ положения Уголовного закона

Статья 159 УК РФ «Мошенничество» была введена в Уголовный закон Российской Федерации в 1996 году с принятием нового на тот момент Уголовного кодекса, вступившего в силу в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».

Части 1, 2, 3, 4 статьи 159 УК РФ в их нынешнем виде были введены в действие Федеральным законом № 162-ФЗ от 07.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Части 5, 6 и 7 статьи 159 были введены в Уголовный кодекс в 2016 году с принятием Федерального закона № 323-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».

Фактически до 2012 года статья 159 Уголовного кодекса была единственной нормой уголовного закона в Российской Федерации, предусматривающей ответственность за совершения мошеннических действий. Принятым 29 ноября 2012 года Федеральным законом № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в действие были введены квалифицированные составы мошенничества, к которым относятся:

Также указанным выше законом была введена в действие статья 159.4 УК РФ «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», которая впоследствии в 2014 году была признана Конституционным судом Российской Федерации противоречащей Конституции. В 2016 году Федеральным законом № 323-ФЗ взамен статьи 159.4 в статью 159 УК РФ «Мошенничество» были добавлены части 5, 6 и 7, предусматривающие ответственность за совершение мошенничества в сфере предпринимательства.

Статья 159 УК РФ «Мошенничество»

  • часть 1 статьи 159 УК РФ

  • часть 2 статьи 159 УК РФ

  • часть 3 статьи 159 УК РФ

  • часть 4 статьи 159 УК РФ

  • часть 5 статьи 159 УК РФ

  • часть 6 статьи 159 УК РФ

  • часть 7 статьи 159 УК РФ

Примечания к статье 159 Уголовного кодекса

Под хищением в статье 159 УК РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Статья написана по материалам сайтов: ipipip.ru, rulaws.ru, www.rulawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector