Расчет по экологии в 2019 году

1. Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 N 1709 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»

Скорректированы требования к содержанию заявлений о выдаче и о переоформлении лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами

Устанавливается, что в заявлении о выдаче и в заявлении о переоформлении лицензии заявитель, помимо прочего, указывает виды отходов I — IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I — IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых заявитель предполагает осуществлять лицензируемые виды деятельности.

Согласно ранее действовавшей редакции в заявлении было необходимо указывать наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов.

2. Информация Минприроды России «О плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении твердых коммунальных отходов»

Минприроды России рассмотрены особенности исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Разъяснены, в частности, вопросы, касающиеся:

  • видов НВОС, за которые взимается плата;
  • круга лиц, обязанных вносить плату за НВОС;
  • перечня отходов, относящихся к ТКО;
  • порядка оплаты услуг по обращению с ТКО;
  • порядка определения платежной базы платы за НВОС;
  • механизма исчисления размера платы за НВОС;
  • порядка и случаев применения коэффициентов к ставкам платы за НВОС;
  • определения отчетного периода в отношении внесения платы за НВОС;
  • сроков и порядка внесения платы;
  • органа, ответственного за осуществление контроля за исчислением и внесением платы за НВОС;
  • допустимости корректировки размера платы за НВОС, зачета и возврата излишне уплаченной платы за НВОС;
  • ответственности за невнесение, несвоевременное внесение или внесение в неполном размере платы за НВОС;
  • порядка учета лиц, обязанных вносить плату;
  • механизма категорирования и учета объектов НВОС;
  • условий прекращения обязанности по внесению платы за НВОС;
  • порядка представления декларации о плате за НВОС;
  • условий представления декларации о плате на бумажном носителе;
  • особенностей представления декларации в отношении объектов, находящихся на территории нескольких субъектов РФ и нескольких объектов, находящихся на территории
  • одного субъекта РФ и принадлежащих одному лицу;
  • порядка подтверждения отсутствия негативного воздействия на окружающую среду на объекте.

3. Письмо Росприроднадзора от 21.12.2018 N ВС-06-02-31/28928 «О применении коэффициента 1,04»

При расчете размера платы за НВОС за 2019 год применяются ставки НВОС на 2018 год с коэффициентом 1,04

Отмечается, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что в 2019 году применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (за отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год (за отчетный период с 01.01.2018 по 31.12.2018), с использованием дополнительного к иным коэффициентам коэффициента 1,04.

4. Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, не будет проводиться в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019

Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, не осуществляется в отношении объектов капитального строительства в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу, или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до указанной даты, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством о недрах до указанной даты проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Также уточнено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в установленные сроки (с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно, либо до 1 января 2025 года для юрлиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий) допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в указанные сроки.

Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов.

срок проведения государственной экологической экспертизы сокращен с 3 месяцев до 2 месяцев;
из перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня исключена проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

5. Федеральный закон от 25.12.2018 N 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

Установлен ряд особенностей перехода субъектов РФ к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами

Федеральным законом, в частности, определяется:

порядок деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или при досрочном прекращении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО;
возможность использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих необходимой документации, предусмотренной законодательством РФ;
возможность не применять положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2022 года на территориях г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя.

6. Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 N 1630 «О приостановлении действия некоторых актов Правительства Российской Федерации»

До 1 июля 2019 года отложен срок оснащения транспортных средств отдельных категорий аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

Приостановлено до указанной даты действие Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2018 N 153.

7. Федеральный закон от 27.12.2018 N 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

В отношении работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — религиозными организациями, специальная оценка условий труда проводиться не будет

Установлено, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

8. Федеральный закон от 27.12.2018 N 505-ФЗ «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях

Ранее при выявлении события правонарушения государственный инспектор был не вправе привлечь правонарушителя к административной ответственности, а протокол и сопутствующие материалы направлялись им уполномоченному на рассмотрение вышестоящему должностному лицу. Тем самым процедура взыскания административного штрафа необоснованно затягивалась.

Теперь настоящим Федеральным законом установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также органов, осуществляющих государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, в пределах своих полномочий вправе, в том числе, государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также государственные инспектора субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

9. Письмо Минприроды России от 11.12.2018 N 12-50/10263-ОГ «О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами»

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО, если в установленных для них нормативах образования отходов и лимитах на их размещение отражены ТКО

Отмечается, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с ТКО и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Операторы по обращению с ТКО и региональный оператор по обращению с ТКО обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность оператор.

Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

В соответствии с Законом об отходах, заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны все собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Одновременно с этим, согласно ЖК РФ, собственники жилых домов или его части обязаны обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Таким образом, обязанность заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в многоквартирном доме, собственниках частных домов, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях указанных домов.

Однако, применительно к индивидуальным предпринимателям и организациям в соответствии с Законом об отходах устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В случае если в указанных лимитах и нормативах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

10. Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Обязанность по осуществлению уборки мест погрузки ТКО возложена на регионального оператора по обращению с ТКО

Одновременно с этим уборка мест погрузки исключается из перечня работ по содержанию имущества общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме.

Устанавливается, что расходы на уборку мест погрузки ТКО, учитываемые при установлении тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО не могут превышать сметную стоимость погрузочных работ, определенную с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, умноженную на 1% общего объема и (или) массы ТКО, в отношении которых осуществляются погрузочные работы.

Также уточняется, что под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

11. Приказ Минприроды России от 11.10.2018 N 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52926

Утверждена форма декларации о негативном воздействии на окружающую среду

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающими в силу с 1 января 2019 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация включает в себя сведения:

  • о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) и осуществляемой им деятельности;
  • виде и объеме производимой продукции (товаров);
  • о реализации природоохранных мероприятий;
  • об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду;
  • массе выбросов загрязняющих веществ;
  • массе сбросов загрязняющих веществ;
  • массе или объеме образования и размещения отходов;
  • о программе производственного экологического контроля.

К декларации должны быть приложены расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.
Заказать разработку декларации НВОС вы можете у нас, в фирме Эколс.

Также приводится порядок заполнения декларации.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в Росприроднадзор, в отношении иных объектов — в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Декларация подлежит представлению один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

12. Приказ Минприроды России от 11.10.2018 N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52927

Утверждена форма комплексного экологического разрешения для лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду, будут обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор.

Согласно Приказу, в заявке на получение комплексного экологического разрешения указываются:

  • сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, подающем заявку;
  • код (при наличии) и наименование объекта, в отношении которого требуется получение разрешения;
  • общие сведения о производимых товарах, используемых ресурсах;
  • сведения об авариях и инцидентах на объекте, в отношении которого требуется получение разрешения;
  • расчет технологических нормативов;
  • расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и
  • II классов опасности);
  • обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
  • проект программы производственного экологического контроля;
  • иные сведения.
Это интересно:  Страховой стаж для больничного 2019

На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Росприроднадзором будет выдаваться комплексное экологическое разрешение, в котором указываются сведения о:

  • лице, которому выдано разрешение;
  • объекте, на которое выдано разрешение;
  • установленных технологических нормативах;
  • установленных нормативах допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • нормативах допустимого сброса высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • нормативах допустимого сброса веществ в водный объект для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов;
  • нормативах образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • требованиях к обращению с отходами производства и потребления;
  • программах производственного экологического контроля;
  • программах повышения экологической эффективности;
  • временно разрешенных выбросах загрязняющих веществ;
  • временно разрешенных сбросах загрязняющих веществ.

Приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

13. Минприроды России от 12.11.2018 N 12-50/09326-ОГ «Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды»

Действующим предприятиям для получения комплексного экологического разрешения необходимо произвести расчет нормативов допустимых выбросов и допустимых сбросов только для радиоактивных, высокотоксичных, мутагенных, канцерогенных веществ

Отмечается, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предприятиям, эксплуатирующим объекты I категории НВОС, необходимо получить комплексное экологическое разрешение. Для получения указанного разрешения необходимо направить заявку, которая, помимо прочего, должна содержать расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также проект программы производственного экологического контроля.

Комплексное экологическое разрешение, выданное Росприроднадзором, должно содержать в том числе технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; согласованную программу производственного экологического контроля.

Таким образом, действующим предприятиям, отнесенным к объектам I категории НВОС, для получения комплексного экологического разрешения необходимо произвести расчет нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ. Проект программы производственного экологического контроля рассматривается в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения.

14. Минприроды России от 29.11.2018 N 12-50/09872-ОГ «О реализации положений Закона N 89-ФЗ»

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в помещениях многоквартирных жилых домов и частных домовладениях, обязаны заключить договор на вывоз ТКО

Разъясняется, что ТКО — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе производства и потребления физическими лицами, а также товары, утратившие потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги оператора по обращению с ТКО.

Кроме того, согласно положениям ЖК РФ, собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в многоквартирных домах и собственниках частных домовладений, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и частных домовладений.

15. Минприроды России от 29.11.2018 N 12-50/09882-ОГ «По вопросу разработки природоохранной документации»

Плату за НВОС в отношении строящихся объектов должны вносить строительные организации

Отмечается, что с 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ставящие необходимость разработки и утверждения природоохранной документации в зависимость от категории НВОС, присвоенной объекту при постановке на государственный учет.

В связи с этим отмечается, что объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду может являться объект капитального строительства и (или) иной объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Таким образом, объектом НВОС может быть как объект капитального строительства, так и иной объект.

В ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, строительные площадки могут рассматриваться в качестве объекта НВОС.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Вместе с тем, в форме соответствующей заявки, утвержденной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554, отсутствует перечень сведений, необходимых для постановки на учет строящихся объектов.

Также действующим законодательством не урегулирован порядок актуализации сведений (снятия с учета) для таких объектов НВОС, в том числе после ввода построенного объекта в эксплуатацию.

Таким образом, в настоящее время вопросы постановки на государственный учет строящихся объектов не урегулированы.

Лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Поскольку сама строительная организация является юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим хозяйственную или иную деятельность, то при наличии собственных (либо арендуемых) объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, данной организацией осуществляется исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

16. Минприроды России от 30.11.2018 N 12-50/09939-ОГ «Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды»

Минприроды России разъяснило, по каким формам представлять результаты расчетов нормативов допустимых выбросов, сбросов

Минприроды России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года для объектов II категории по уровню воздействия на окружающую среду вступает в силу обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду. Декларация будет представляться 1 раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Проверка сведений, изложенных в декларации, будет проводится в рамках государственного экологического надзора. При этом в настоящее время не предусмотрены первичные сроки представления декларации, однако Минприроды России готовятся изменения в законодательство, устанавливающие обязанность первичного представления декларации в срок до ближайшего завершения срока действия разрешительной природоохранной документации.

В настоящий момент не определены требования к форме представления результатов расчета нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, являющихся приложением к декларации о воздействии на окружающую среду. В связи с этим Минприроды России рекомендует представлять результаты расчетов нормативов допустимых выбросов, сбросов по формам, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)» и Приказом МПР России от 17.12.2007 N 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Кроме того, сообщается, что Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривается отмена действия разрешений на выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, а также нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданных в установленном порядке до 1 января 2019 года.

17. Постановление Правительства РФ от 30.11.2018 N 1452 «О внесении изменений в Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»

Уточнен состав данных, предоставляемых Росприроднадзором и региональными органами власти в фонд данных государственного экологического мониторинга

Определено, что Росприроднадзор и указанные органы власти предоставляют информацию о результатах государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения о которых включены в соответствующий федеральный и региональный государственные реестры соответственно.

Ранее в перечне передаваемых данных также значились результаты федерального и регионального экологического надзора и производственного контроля в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих такому надзору.

18. Письмо Роснедр от 21.08.2018 N 03-30/12302 «О правах пользования недрами»

Роснедра обращают внимание заявителей на необходимость правильного оформления документов, представляемых для получения права пользования недрами для добычи подземных вод

Разъясняется, в частности, следующее:

  • заявочные материалы подаются в территориальный орган Роснедр, а в отношении участков недр, расположенных на территории нескольких федеральных округов, — в Роснедра;
  • в случае представления некомплектной заявки поступившие материалы возвращаются заявителю в установленный срок;
  • заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью заявителя (при наличии) и подписана заявителем либо уполномоченным лицом заявителя (с приложением документа, подтверждающего полномочия представителя);
  • заявка должна содержать предложения заявителя по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, а также описание этого участка недр;
  • в описании участка недр заявителю необходимо указать местоположение, площадь испрашиваемого участка, координаты и номера угловых точек испрашиваемого участка, эксплуатационный (или намеченный к эксплуатации) водоносный горизонт;
  • обозначение границ участка недр на плане (карте) необходимо предоставлять в наглядном масштабе, позволяющем рассчитать площадь испрашиваемого участка, по возможности на топографической основе;
  • целевое назначение подземных вод должно быть обосновано в заявке расчетом водопотребления, произведенным в соответствии с нормативными документами с указанием ссылок на эти документы.

Также отмечается, что заявочные материалы, поступившие в Роснедра до 18 мая 2018 года, подлежат возврату или актуализации.

19. Письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 N АА-10-01-32/19160 «О направлении информации»

При наличии лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, получение дополнительно лицензии на обращение с отходами при осуществлении указанных видов деятельности не требуется

Указывается, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ), ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению установлены ст. 13.1 Федерального закона N 89-ФЗ и регулируются Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370, а также Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369.

В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов является отдельным лицензируемым видом деятельности. Также лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Группа отходов «лом и отходы черных и цветных металлов» включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, и виды отходов, входящие в состав указанной группы, имеют различные классы опасности от II класса опасности до V.

Таким образом, поскольку предусмотрено лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, получение дополнительно лицензии на обращение с отходами при осуществлении указанных видов деятельности не требуется.

При этом, если в процессе указанной деятельности образуются иные отходы I — IV классов опасности, не являющиеся ломом черных и цветных металлов, обращение с такими отходами осуществляется в общем порядке, предусмотренном Законом N 89-ФЗ.

20. Письмо Росприроднадзора от 04.10.2018 N ВС-04-03-36/21106 «О постановке объектов железнодорожного транспорта на государственный учет»

Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду только при условии осуществления на указанном объекте соответствующей хозяйственной и иной деятельности

Отмечается, что в соответствии с пп. «г» п. 3 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее — Критерии), объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Таким образом, в случае соответствия деятельности юридического лица на объекте коду деятельности ОКВЭД, например, п. 52.2 р. Н: деятельность транспортная вспомогательная, такой объект соответствует II категории.

Вместе с тем гараж, внутренний проезд, тоннель не являются отдельным объектом негативного воздействия II категории, но могут входить в состав объекта негативного воздействия (располагаться на его территории).

В связи с этим правомерным является отнесение объектов негативного воздействия, включающих элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта, к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду только при условии осуществления на указанном объекте соответствующей хозяйственной и иной деятельности.

Кроме того, отмечается, что снятие объекта негативного воздействия с государственного учета осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов негативного воздействия, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572. Иных оснований для снятия объекта негативного воздействия с государственного учета действующим законодательством не предусмотрено.

21. Приказ управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 30.11.2018 N 12 «О внесении изменений в приказ управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 03.07.2017 N 5 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»

(Источник: консультант Плюс)

Установлено, что для категорий объектов, не предусмотренных перечнем категорий объектов, на которых образуются твердые коммунальные отходы, за исключением объектов жилищного фонда Ленинградской области, используются Ориентировочные нормы накопления твердых бытовых отходов отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений в городах РСФСР (для укрупненных расчетов и планирования), указанные в таблице 2 приложения 7 Рекомендаций по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР 09.03.1982.

Это интересно:  Как получить выплату за рождение ребенка матери - 2019 - 2020

Кроме того, нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении категории объектов жилищного фонда относительно муниципальных образований (групп муниципальных образований) Ленинградской области изложены в новой редакции. Теперь указанные нормативы определены в зависимости от категории объектов: жилищный фонд; многоквартирные дома; индивидуальное жилищное строительство (ранее — от группы муниципального образования).

Плата за НВОС – 2019

plata_za_nvos_-_2019.jpg

Похожие публикации

Плата за НВОС взимается с юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в результате которой образуются отходные материалы. Вред окружающей среде наносится тремя способами (ст. 16 закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002):

воздушными выбросами, приводящими к загрязнению атмосферного воздуха (источником выбросов являются стационарные объекты);

жидкими отходами, загрязняющими водные ресурсы;

отходами производства и потребления.

Ставки платы за негативное воздействие 2019 года

Обязательства в пользу бюджета начисляются по итогам каждого года. Рассчитанная сумма к уплате отражается в декларационной форме.

Ставки платы за НВОС на 2018 год зафиксированы в Постановлении от 13.09.2016 г. № 913. Тарифы утверждены отдельно для каждого вида загрязняющих веществ в расчете на тонну выбросов. Особенности тарификации выбросов в 2019 году указаны в правительственном Постановлении от 29.06.2018 г. № 758. Например, по выбросам в виде минерального масла в 2018 году действовал тариф 45,4 руб. за тонну. Это означает, что в 2019 году его надо применять в размере 47,22 руб. (45,4 х 1,04).

Утверждены и новые ставки платы за негативное воздействие – они вводятся Постановлением № 758 по выбросам в виде твердых коммунальных отходов, отнесенных к группе малоопасных (4 категория):

в 2018 году тариф был зафиксирован на уровне 95 руб. за каждую тонну отходов;

в 2019 год стоимость платы возросла до 194,5 руб.;

на 2020 год запланировано увеличение ставки до 293,9 руб. за тонну с последующим ежегодным ростом тарифов (до 791,3 руб. к 2025 г.).

Плата за НВОС в 2019 году – законодательные изменения в экологическом сегменте

Ряд изменений, вступающих в силу с начала 2019 года, прописан в законе от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ. Появляются понятия «временно разрешенных выбросов» и «временно разрешенных сбросов». Плата за НВОС в 2019 году должна вычисляться с учетом временных нормативов, установленных для отдельных источников загрязнения при проведении мероприятий по повышению эффективности локальных экологических программ, но они не применяются к отходам 3 и 4 категории опасности.

С 2019 года вводится новый документ — «Комплексное экологическое разрешение», действующее в отношении объектов 1 категории. Для его получения субъект хозяйствования должен подавать специальные заявки по каждому источнику загрязнения с приложением расчетов по технологическим нормативам, обоснования выведенных норм и проекта программы экологического контроля.

Также, с 2019 г. начинается действие «Декларации о воздействии на окружающую среду», которая будет подаваться раз в семь лет субъектами, ведущими деятельность на объектах 2 категории.

Расчет платы за НВОС

Плата за негативное воздействие производимых субъектом предпринимательства отходов на окружающую среду определяется с учетом положений ст. 16.3 закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Расчет обязательств осуществляется налогоплательщиками самостоятельно. В отдельных случаях могут применяться понижающие коэффициенты к ставкам НВОС:

нулевой коэффициент по операциям размещения отходов 5 класса, получаемых в добывающей промышленности (если для размещения отходных масс используются искусственные полости в горных породах);

0,3 – если субъект хозяйствования не превысил норматив образования отходов и отправил их на собственные объекты размещения отходного сырья;

0,5 – применяется к отходам 4 и 5 класса, если они были получены в результате утилизации выбросов от добычи или переработки сырья, размещенных на отходных площадках ранее;

0,67 – если произведена процедура размещения отходных масс 3 класса, которые были получены при обезвреживании отходов 2 категории;

0,49 – в отношении обезвреженных отходов 3 класса, в результате чего образовались отходы 4 уровня опасности;

0,33 – по операциям размещения отходов 4 категории, если они были получены в ходе обезвреживания отходов 2 уровня опасности.

Из платы за НВОС вычитаются суммы расходов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду (документально подтвержденные и внесенные в согласованный с госорганами план мероприятий по охране окружающей среды).

Пример расчета

Предприятие занимается размещением отходов умеренного уровня опасности (3 категория). По итогам 2019 года было размещено отходов в объеме 55,6 тонн, что не превысило нормативную величину.

Плата НВОС 2019 будет исчисляться следующим образом (ставка, действовавшая в 2018 году, умножается на коэффициент 1,04): 1327 руб. за тонну х 1,04 = 1380,08 руб. за тонну.

Перечислить плату за прошедший отчетный год необходимо не позже 1 марта следующего года.

Ставки экологического сбора и нормативы утилизации

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормативы переработки, ставки экологического сбора — все это утверждает Правительство. Обратите внимание, что с уплаты сбора за 2018 год действуют новые ставки. А в июне 2019 года ужесточилась ответственность за отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов и деклараций о количестве выпущенных товаров из перечня товаров, подлежащих утилизации.

Экологический сбор и нормативы утилизации: общие понятия

Для начала определимся, кто платит экологический сбор и что такое нормативы утилизации. В РФ утвержден перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р и включает 46 групп товаров и 8 групп упаковки, начиная с текстильных изделий, заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования с нормативами. Они утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р и рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается при расчете выполненных нормативов. В Письмах Росприроднадзора также звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок товаров, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила норматив утилизации за 2018 год, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Формулы расчета

Те поставщики, которые самостоятельно не занимаются обработкой, могут выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экологический сбор. Размер платы рассчитывается по формуле:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну, которую утверждает Правительство (Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, в прошлом году частично выполнила норматив утилизации, для экологического сбора (2018 г.) расчет будет другим:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания уплатит экологический сбор либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Ставка экологического сбора и норматив утилизации 2019

Наименование группы товаров

Ставка экологического сбора, руб. за 1 тонну

Аналитика Аналитические обзоры

Экологические нормативы с 1 января 2019 года: какие документы будут необходимы предприятиям?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

С 1 января 2019 года в силу вступает новый крупный пакет поправок в Закон об охране окружающей среды[1], который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Основными идеями грядущих изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени экологической опасности их деятельности.

Также новая система предусматривает снижение административных барьеров для малых предприятий, исключение требования о получении экологических разрешений для большинства субъектов предпринимательской деятельности, совершенствование государственного администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

О том, каким образом будет выглядеть нормирование в области охраны окружающей среды с 1 января 2019 года и о чем необходимо знать предприятиям, читайте далее.

Категоризация объектов негативного воздействия на окружающую среду

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам установления экологических нормативов, необходимо упомянуть, что на первых этапах экологической реформы была внедрена система категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). Именно в зависимости от категории эксплуатируемого объекта будет определяться необходимый перечень разрешительной и отчетной документации.

Данное нововведение ознаменовало переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит.

Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, разрешительная экологическая документация должна разрабатываться в отношении каждого отдельного объекта исходя из предусмотренного для него правового режима.

При осуществлении учета необходимо понимать, что один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

В период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет.

В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.

Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев[2], при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:

I категория — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету. При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев[3]. Все остальные объекты подлежат включению в региональные реестры.

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин «наилучшая доступная технология» (далее — НДТ).

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для каждой из предусмотренных областей специальной организацией[4], осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий, разработан Информационно-технический справочник по НДТ.

С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

Нормирование объектов отдельных категорий

(i) Комплексное экологическое разрешение для объектов I категории

Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов
I категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

нормативы допустимых физических воздействий;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

требования к обращению с отходами производства и потребления;

согласованную программу производственного экологического контроля;

срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

соблюдение установленных нормативов и лимитов;

отсутствие задолженности по плате за НВОС;

своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;

выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

По смыслу пункта 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, при наличии у предприятия нескольких объектов I категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов II, III или IV категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта I категории не включаются.

Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.

Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.

Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.

В настоящее время проекты Приказов Минприроды РФ об утверждении соответствующих технологических показателей, а также об утверждении правил разработки технологических нормативов НДТ ожидают регистрации в Минюсте РФ.

Предполагается, что они начнут действовать с 1 января 2019 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов
I категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.

Поскольку технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данную программу не предусмотрено.

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов I категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов I категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.

(ii) Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:

декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;

информацию о реализации природоохранных мероприятий;

информацию о программе ПЭК.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Декларация представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Действующие правила и методические рекомендации по разработке НДС, НДВ, НООЛР, вероятно, будут скорректированы в части сроков, на которые данные нормативы должны быть рассчитаны (в настоящий момент срок составляет 5 лет).

Сроки предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в настоящее время не установлены. Данный вопрос, а также форма декларации, требования к ее оформлению, порядок и сроки подачи будут урегулированы в ближайшее время нормативными актами Минприроды РФ.

Вместе с тем, если сфера деятельности объекта II категории входит в область применения НДТ, при наличии соответствующих отраслевых справочников и утвержденных технологических показателей НДТ владельцы таких объектов вправе получить КЭР. В таком случае для объекта II категории дополнительно будут установлены технологические нормативы, а предоставление декларации о воздействии на окружающую среду не потребуется.

Если соблюдение нормативов допустимых выбросов и/или нормативов допустимых сбросов при эксплуатации объекта II категории в настоящий момент не представляется возможным, на период поэтапного достижения нормативов владельцы объектов утверждают план мероприятий по охране окружающей среды.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Так же как и программа повышения экологической эффективности для объектов I категории, план мероприятий по охране окружающей среды должен быть реализован не более чем за 7 лет. Исключений из настоящего правила не предусмотрено.

Аналогично, в отношении объектов II категории сохраняется необходимость проведения ПЭК, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП. Первые отчеты по результатам ПЭК должны быть предоставлены до 25 марта 2019 года.

(iii) Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов III категории

К III категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Признаком отнесения объекта к III категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев[6].

Учитывая, что такие объекты причиняют достаточно низкий вред окружающей среде, для них будет предусмотрена специальная упрощенная система нормирования.

Нормативы допустимых выбросов, допустимых сбросов для объектов III категории рассчитываются лишь в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Выбросы и сбросы веществ иных классов опасности, а также размещение отходов всех классов опасности признаются для объектов III категории осуществленными в пределах нормативов.

Вместе с тем для владельцев объектов III категории сохраняется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем видам воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов).

Для целей исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

По смыслу пункта 8 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды, такой отчетностью будут служить отчеты по результатам ПЭК, проведение которого для объектов III категории сохраняется. Также владельцы указанных объектов все еще будут должны сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП.

Интересно, что пункт 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды не устанавливает в отношении выбросов/сбросов веществ I и II класса опасности повышающих коэффициентов платы за НВОС в случае, если такие выбросы/сбросы были осуществлены сверх рассчитанных нормативов.

Аналогично объектам II категории, в случае, если при эксплуатации объекта III категории невозможно осуществить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, то в отношении такого объекта должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды, предусматривающий поэтапное достижение нормативов. Срок реализации плана не может превышать 7 лет.

(iv) Деятельность на объектах IV категории не нормируется

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от:

разработки нормативов выбросов и сбросов вредных веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

предоставления отчетности о массах или объемах осуществленных выбросов и сбросов, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

разработки программы ПЭК;

внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

проведения плановых проверок соблюдения экологического законодательства.

В законе отсутствуют четкие указания по поводу того, в какой форме при указанных условиях должны будут предоставляться сведения о массах и объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ, объемах образованных и размещенных отходов. Вероятно, на объекты IV категории в таком случае будет распространяться режим предоставления данной информации в уведомительном порядке, предусмотренный для объектов III категории.

Временно разрешенные выбросы и сбросы

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, помимо непосредственно программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и плана мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий), на объектах НВОС будут устанавливаться временно разрешенные выбросы (ВРВ) и/или временно разрешенные сбросы (ВРС).

ВРВ и ВРС будут устанавливаться на период выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов.

Для объектов, которые выводятся из эксплуатации, включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются.

В отношении объектов I категории ВРВ и ВРС будут устанавливаться на основании КЭР.

Для объектов II и III категорий необходимо будет получать разрешение на ВРВ и ВРС. В настоящий момент порядок выдачи таких разрешений не установлен.

Действие ранее установленных нормативов и выданных разрешений с 1 января 2019 года

Поскольку большой объем ключевых, с точки зрения процедуры, подзаконных нормативных актов все еще не принят, что исключает в настоящий момент возможность осуществить полноценный переход на новую систему нормирования, возникает острый вопрос о действии разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г.

Применительно к объектам I категории данный вопрос разрешен непосредственно в статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешительные документы на выбросы и сбросы, а также на образование отходов и их размещение, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Исходя из этого, срок действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г., для объектов I категории автоматически продлевается до дня получения КЭР. Данное правило применяется и к объектам II категории, входящим в область применения НДТ, владельцы которых также решили оформить КЭР.

Разрешительная документация для объектов II и III категории действует до окончания установленного в ней срока.

Как указывалось выше, для объектов II категории в настоящее время сроки подачи декларации о воздействии на окружающую среду не урегулированы. Вместе с тем, как следует из проекта Приказа Минприроды РФ об утверждении формы такой декларации[7], планируется, что декларация должна быть предоставлена не позднее даты окончания срока действия одного из следующих разрешительных документов[8], в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше:

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, независимо от срока действия документации, владельцы объектов II и III категорий могут перейти на новую систему нормирования непосредственно после 1 января 2019 года.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что согласно разъяснениям Росприроднадзора новая система нормирования предусматривает дифференцированный подход к вопросу государственного регулирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и не содержит отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов, а также лимитов на их размещение.

Таким образом, выдача разрешений на выбросы/сбросы загрязняющих веществ (за исключением разрешений на ВРС и ВРВ, а также разрешений на выбросы/сбросы радиоактивных веществ[9]), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для всех категорий объектов не предусмотрены.

На наш взгляд, новая система нормирования действительно упростит деятельность малого бизнеса и приведет к снижению административного давления на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности в конечном итоге должен поспособствовать развитию промышленной отрасли, в том числе, побудив организации к внедрению современных технологий производства.

В то же время определенное число принципиально важных вопросов новой системы все еще остается неурегулированным. В отсутствие подзаконных нормативных актов, устанавливающих технологические показатели, формы документов и заявлений, требования к ним, а также регулирующих процедурные вопросы, многие природопользователи пока что лишены возможности осуществить переход.

Для минимизации негативных правовых рисков в будущем, владельцам объектов НВОС, срок действия разрешительной документации которых в ближайшее время истекает, уже сейчас рекомендуем позаботиться о вопросах нормирования, при необходимости обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также активно следить за новостями на сайтах контролирующих органов.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[2] Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

[3] Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

[4] Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 1508, в качестве такой специальной организации определено ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики».

[5] Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[6] Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

[8] По вопросу срока подачи декларации, установленного в проекте Приказа Минприроды РФ, получено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, которое мотивировано неточностью формулировки. В связи с этим, вероятно, момент подачи претерпит изменения.

[9] См. Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ».

Статья написана по материалам сайтов: spmag.ru, ppt.ru, www.vegaslex.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
30
ноября