Принимаем на работу после службы в армии

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Парень отслужил в рядах российской армии. После службы решил вернуться на своё прежнее предприятие, откуда был уволен в связи с уходом в армию. Он обратился в декабре 2015 года, через неделю после возвращения из армии. Ему сказали, чтобы пришел после Нового года. Он пришел после нового года, его не принимают на работу, опять просят прийти позже. Правомерно ли это? Что делать? Парень с высшим образованием, работал инженером. До призыва в армию никаких замечаний и нареканий не было. Спасибо.

Этот работник был уволен либо по п.3 ст.77 ТК РФ, но с указанием уважительной причины — призыв на военную службу, либо по п.1 ст.83 ТК РФ призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

В ТК РФ не предусмотрено, что при увольнении по этому основанию, после службы в ВС бывшему работнику обязаны предоставить прежнее место работы.

Однако, в п. 5 ст.23 Закона о статусе военнослужащего предусмотрено:

Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

— предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

— сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

— преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

— предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, что вопрос, что это за организация, если это государственная организация, то законом это предусмотрено.

А если организация коммерческая, то это должно быть закреплено ее ЛНА, в коллдоговоре, в трудовом договоре работника.

Если коммерческая организация, и в ее ЛНА это не предусмотрено, то принять работника она может уже исходя из своих возможностей на текущий период, т.е. наличие вакантных должностей.

И, любой гражданин имеет право обратиться к любому работодателю с просьбой о трудоустройстве. И в случае отказа, может потребовать письменное обоснование.

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования (ст.64 ТК РФ).

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ФИО, такого-то числа обратился к «…» (указываете название организации работодателя и его организационно-правовую форму собственности (ООО, ИП, ОАО и т. д.) с просьбой о трудоустройстве.

Прошел собеседование, заполнил анкету на прием, предоставил копии таких-то документов.

В результате, в оформление трудовых отношений мне было отказано.

В соответствии со ст.64 ТК РФ в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней после получения данного заявления, прошу дать мне обоснованный письменный ответ о причинах отказа в заключении со мной трудового договора и оформлении трудовых отношений.

Напоминаю, что за нарушение трудового законодательства работодатель несет административную ответственность по ст.5.27 КоАП РФ.

Заявление вы подаете следующими способами (на выбор):

— через секретариат, отдел кадров (персонала) организации, чтобы на втором экземпляре вам поставили входящий номер и отметку должностного лица о приеме данного заявления;

— заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения;

— через курьерскую службу;

— с почты факсом или электронным письмом (если есть официальный электронный адрес).

«Работник» вернулся с военной службы. Какие положены гарантии?

Статьи по теме

В нашей фирме по ремонту и обслуживанию автомобилей в основном трудятся мужчины, причем в большинстве своем — молодежь. Иногда кто-то увольняется в связи с призывом в армию, но чаще мы принимаем на работу тех, кто уже отслужил. Недавно приходит наш бывший работник и заявляет, что мы обязаны принять его на прежнее место. Мы хорошо помним, как год назад увольняли его по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Но его безапелляционное требование нас смутило, хотя его бывший начальник смены и просит принять его на работу. А если бы такой работник оставил о себе не совсем добрую память? То и в этом случае мы обязаны были бы снова заключить с ним трудовой договор? Не хотелось бы!

Сразу отметим, что составить полную картину льгот и гарантий работников, прошедших военную службу по призыву, невозможно. Кроме федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы трудового права, льготы и гарантии таким работникам могут устанавливаться законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за счет своих бюджетов. Более того, дополнительные льготы, гарантии, права могут устанавливаться работникам, отслужившим военную службу по призыву, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

ПРИМЕР

Отдельные гарантии и льготы для отслуживших по призыву жителей г. Москвы установлены Законом г. Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка».

Поэтому мы рассмотрим только те гарантии и льготы, которые установлены федеральными органами власти и обеспечиваются из федерального бюджета.

Необходимо иметь в виду и то, что к военнослужащим, проходящим (проходившим) военную службу по призыву, приравниваются и сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходившие действительную срочную военную службу, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (письмо Минтруда России от 23.06.1999 № 4190-ВР).

А теперь рассмотрим те дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, которые предусматривает трудовое законодательство для граждан, уволенных с военной службы по призыву.

Для начала заметим, что, закрепив в Конституции РФ и федеральных законах воинскую обязанность и военную службу по призыву, государство взяло на себя и заботу о трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, предусмотрев в ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих) их права и гарантии по трудоустройству (поиску работы). Более того, п. 6 данной статьи установлено, что в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. При этом соответствующие органы должны исходить из того, что исполнение гражданином конституционной обязанности военной службы влечет за собой обязанность государства обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, уволенных с военной службы по призыву.

Наша справка

В нормативных правовых актах нет понятия «государственная организация». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.1 1.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ. Типами государственных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Итак, с учетом положений вышеназванных законов к государственным организациям необходимо относить:

  • унитарные федеральные государственные и казенные предприятия;
  • унитарные государственные и казенные предприятия субъектов РФ;
  • государственные компании и корпорации;
  • государственные автономные, бюджетные и казенные учреждения и т. д.

А теперь о конкретных гарантиях.

Гарантия 1. Если работник до призыва работал в государственной организации, то ему гарантируется сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в ту же организацию и на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу (п. 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих).

Обратите внимание: муниципальные предприятия к категории «государственные организации» не относятся.

Кроме того, законодательством не предусмотрена обязанность работодателя после окончания военной службы по призыву принять на работу бывшего работника и в коммерческую организацию . В этих случаях все будет зависеть от желания и возможностей работодателя, а также от той «памяти», которую оставил о себе бывший работник. Если до призыва работник хорошо зарекомендовал себя, был «ценным» сотрудником и если его место все еще свободно или имеется подходящая вакантная должность, то у него есть все шансы снова работать в прежней организации и даже на прежней должности.

ВАЖНО!

Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя (кроме государственных организаций)после окончания военной службы по призыву принять на работу бывшего работника

Гарантия 2. Независимо от того, где работал гражданин до призыва на военную службу (в государственной, коммерческой или иной организации), органами государственной службы занятости ему предоставляется работа в государственных организациях с учетом его специальности в первоочередном порядке .

Это интересно:  Перечень Льгот Для Инвалидов 2 Группы В Москве

Гарантия 3. Если у работодателя предусмотрены выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентная надбавка к оплате труда, предоставление социальных гарантий, связанных со стажем работы в организации, время военной службы по призыву зачитывается в непрерывный стаж работы у этого работодателя (один день военной службы за два дня работы). Но есть одно условие такого зачета: перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не должен быть больше одного года. И только ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, срок службы по призыву зачитывается независимо от продолжительности перерыва.

Гарантия 4. Гражданам, уволенным с военной службы, в том числе и по призыву, и членам их семей устанавливается преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников . Это означает, что при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается упомянутым гражданам наравне с категориями работников, указанных в ч. 2 ст. 179 ТК РФ.

Гарантия 5. Пункт 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих предусматривает и такую гарантию, как предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством .

Постановлением Правительства РФ от 25.11.1998 № 1394 установлено, что материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы, предоставляется организациями, финансируемыми в бюджетном порядке, за счет и в пределах ассигнований, выделяемых на оплату труда, а другими организациями — за счет собственных средств. Такая материальная помощь предоставляется не позднее трех месяцев после принятия на работу гражданина по его личному заявлению (пример 1) в размере, устанавливаемом организацией по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами, но не менее 500 рублей. На основании заявления работника работодатель издает приказ по личному составу о выплате материальной помощи (пример 2).

Гарантия 6. Гражданам, уволенным с военной службы, не позднее месячного срока с момента обращения предоставляются места для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности этих учреждений . Конечно, эта гарантия более актуальна для уволенных с военной службы по контракту, но и для уволенных после призыва может быть использована, например, при изменении места жительства после увольнения.

Гарантия 7. Отдельно в Законе о статусе военнослужащих предусмотрена гарантия гражданам, поступающим на работу в органы государственной власти, по зачету времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы. Зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в этом случае производится независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Гарантия 8. В соответствии с п. 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих и в целях обеспечения социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, Правительство РФ постановлением от 26.06.1999 № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» установило, что с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы, в том числе в связи с окончанием срока военной службы (по призыву), в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

Резюме

Право поступления после увольнения с военной службы в ту же организацию и на должность не ниже занимаемой до призыва предоставляется только гражданам, работавшим до призыва на военную службу в государственных организациях. Для коммерческих организаций и муниципальных предприятий такая обязанность работодателя не предусмотрена.

В случае увольнения таких граждан с работы и последующего их поступления на работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда независимо от срока перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений. Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

Подписывайтесь на журнал Всё для кадровика: просто, практично, полезно»

ПРИМЕР 1

Заявление работника о предоставлении материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством

Подъемные после армии при устройстве на работу. Принимаем на работу после службы в армии

Здравствуйте! Человек имеет диплом о среднем проф. образовании по квалификации «Учитель адаптивной физической культуры» по специальности «Адаптивная физ.культура», получен диплом 25.04.2013г. Ушел в армию с 05.05.2013 по 05.05.2014. Сейчас устраивается на работу, на должность воспитатель (по физкультуре). Можем или должны ли мы платить ему за «молодого специалиста». Если да, то как это оформить? Спасибо!

Ответ

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 23.03.2004 N 172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы», молодыми специалистами считаются лица не старше 35 лет, непосредственно (не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы — независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трех лет. При этом статус молодого специалиста продлевается (на срок до трех лет) в случае призыва на военную службу.

Таким образом, если работник не старше 35 лет, и будет выполнять норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), ему нужно установить 15-процентную доплату к ставке заработной платы как молодому специалисту.

Подробности в материалах Системы:

1. Нормативная база: Постановление Правительства Москвы от 23.03.2004 N 172-ПП (ред. от 27.11.2007) «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»

8. В целях закрепления в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы молодых специалистов:*

8.1. Установить, что для целей настоящего постановления, а также в иных случаях, когда нормативными правовыми актами города Москвы предоставление мер социальной поддержки связывается с наличием статуса «молодой специалист», молодыми специалистами считаются лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы — независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трех лет.

(п. 8.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1002-ПП)

8.2. Статус молодого специалиста продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:

Призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

Направление на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;

Поступление в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации;

Предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

(п. 8.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1002-ПП)

8.3. Установить 15-процентную доплату к ставке заработной платы (без учета дополнительной нагрузки) молодого специалиста для компенсации 50% стоимости проездного билета.

(п. 8.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1002-ПП)

8.4. Разрешить Департаменту образования города Москвы выплачивать выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, поступившим на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), после их трудоустройства единовременное пособие для организации бытовых условий в размере 20 тысяч рублей за счет накопительных средств Департамента образования города Москвы начиная с 1 сентября 2005 г.

(п. 8.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1002-ПП)

Самые важные изменения этой весны!

  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году
  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.
  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.
  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
Это интересно:  Что такое депозит при съеме квартиры - страховой депозит

Согласно ч. 1 и 2 ст. 70 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

Согласно ч. 4 ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, об испытании.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Основываясь на приведенных законоположениях, можно сделать следующие выводы.

1. Для молодых специалистов (лиц, указанных в ч. 3 ст. 70 ТК РФ) испытание при приеме на работу не устанавливается.

2. В трудовой договор могло быть включено условие об испытании, но если оно не ухудшает положение работника, а условие об испытании, включенное в трудовой договор с молодым специалистом, ухудшает его положение, поскольку снижает гарантии при расторжении трудового договора (ст. 71 ТК РФ).

3. Включив в трудовой договор условие об испытании, работодатель не исполнил обязанность по соблюдению трудового законодательств, в частности, требования ч. 3 ст. 70 ТК РФ.

4. Призыв работника на военную службу является обстоятельством, не зависящим от воли сторон, и является основанием для прекращения трудового договора (его расторжение, увольнение работника), а не собственное желание работника. В первом случае сохраняется статус молодого специалиста (он может после армии вернуться в прежнем статусе), а во втором случае — нет.

Таким образом, работодатель нарушил трудовые права работника, включив в трудовой договор условие об испытании. А поскольку такой договор с работником не соответствует закону, то он является оспоримой сделкой (п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ), т.е. может быть оспорен в суде.

В течение трех месяцев с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите трудовых прав, предъявив следующие требования:

признать трудовой договор от *** заключенным на неопределенный срок;

расторгнуть трудовой договор по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон);

признать запись в трудовой книжке за № *** от **** недействительной;

обязать ответчика (работодателя ***) внести запись в трудовую книжку о расторжении трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с призывом на военную службу;

обязать ответчика (работодателя ***) произвести окончательный расчет;

обязать ответчика (работодателя ***) передать сведения и внести взносы на лицевой счет работника, открытый в фондах в соответствии с законодательством РФ (ПФР, ФФСС, ФФМС и др.);

взыскать с ответчика (работодателя ***) в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме *** руб. Госпошлина не взимается.

Помимо обращения в суд, работник может обратиться с соответствующем заявлением в Гострудинспекцию своего региона (по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства руководитель может быть оштрафован от 1 до 5 тыс. руб., юридическое лицо — от 30 до 50 тыс. руб.).

Лицам, уволенным с военной службы по призыву (альтернативной службы), гарантируется:

1) сохранение рабочего места после окончания военной службы по призыву (альтернативной службы);

2) выплата единовременной матпомощи в случае приема на прежнее место работы после окончания срочной военной службы (альтернативной службы);

3) предоставление первого рабочего места после окончания военной службы по призыву (альтернативной службы).

Рассмотрим особенности предоставления таких гарантий.

Если работник ранее трудился у нанимателя

Гарантия N 1 «Сохранение рабочего места »

Прежний наниматель обязан принять на работу лиц после военной службы по призыву или альтернативной службы в течение трех месяцев со дня :

— следующего за днем окончания состояния на военной службе (прохождения альтернативной службы);

— восстановления трудоспособности или установления инвалидности (когда она препятствует поступлению на работу), если травма была получена или лицо заболело в период прохождения военной службы по призыву (альтернативной службы).

По истечении данного срока такое лицо гарантию теряет.

Кто должен предоставить

Обязанность принимать на работу лиц, уволенных с военной службы по призыву (альтернативной службы), закреплена только для государственных организаций .

На заметку
Под государственными организациями понимаются унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

В организациях частной формы собственности аналогичная гарантия может быть закреплена в коллективном договоре (ином ЛНПА). В таких случаях наниматель также будет обязан принять на работу лиц, уволенных с военной службы по призыву (альтернативной службы).

Гарантия по сохранению рабочего места распространяется не на всех лиц, которые проходили воинскую службу. Так, бывший наниматель обязан принимать на работу лиц, уволенных:

1) с военной службы по призыву, которая подразделяется:

— на срочную военную службу;

— военную службу офицеров по призыву;

2) альтернативной военной службы.

Соответственно, если гражданин служил, например, по контракту, то на него данная гарантия распространяться не будет.

Для получения данной гарантии гражданин обязан письменно уведомить нанимателя. Форма такого уведомления не установлена. В нем целесообразно отразить сведения о том, что до призыва на военную службу гражданин работал у этого нанимателя, а также о периоде воинской службы.

Срок направления уведомления нанимателю законодательством не установлен. Так как гарантия предоставляется в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву (альтернативной службы), полагаем, что уведомление может быть направлено в течение данного срока.

Отметим, что при приеме на работу такого лица наниматель должен предоставить должность, равноценную занимаемой работником до призыва на военную службу (направления на альтернативную службу) . При этом обязанности уволить работника, который уже трудится в данной должности, у нанимателя нет. Соответственно, наниматель должен принять лицо, уволенное с военной службы по призыву (альтернативной службы), в случае наличия в штате вакантной должности, равноценной занимаемой работником до призыва на военную службу (направления на альтернативную службу).

В случае если у нанимателя отсутствует необходимая вакансия, он вправе предложить другие имеющиеся вакансии.

Особенности для молодых специалистов

Напомним, что к молодым специалистам относятся выпускники, направленные на работу:

— по распределению, — в течение срока обязательной работы по распределению ;

— по перераспределению, — в течение срока обязательной работы по перераспределению ;

— в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), — в течение срока обязательной работы .

Если с военной службы по призыву (альтернативной службы) уволился молодой специалист, наниматель, к которому он обратился, обязан трудоустроить его в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией.

Когда это сделать невозможно, по требованию молодого специалиста наниматель обязан письменно известить его о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения .

Обратите внимание!
Отказывая лицу, обучавшемуся на основании договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в повторном приеме на работу, нужно учитывать содержание данного договора. Согласно его условиям нанимателя могут обязать, например, возместить государству расходы, затраченные на обучение специалиста .

Гарантия N 2 «Выплата единовременной матпомощи »

Наниматель обязан выплатить единовременную матпомощь уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы .

Кто должен предоставить

Данная гарантия предоставляется всеми нанимателями независимо от их формы собственности.

Единовременная матпомощь предоставляется лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы .

Единовременная матпомощь выплачивается в размере не менее одной минимальной заработной платы .

Обратите внимание!
Так как законодательством установлен только минимальный размер такой матпомощи, наниматель в коллективном договоре, ином ЛНПА организации может предусмотреть больший размер.

Порядок оформления и сроки выплаты данной матпомощи законодательством не определены. Полагаем, наниматель вправе не требовать от работника заявления о выплате матпомощи. Достаточно будет оформить соответствующий приказ. По нашему мнению, наниматель вправе указанную матпомощь выплатить вместе с зарплатой.

Это интересно:  Как проверить остаток кредита в Каспий банке?

Если принимаем на первое рабочее место

Гарантия N 3 «Предоставление первого рабочего места »

Наниматель обязан принять на первое рабочее место молодых специалистов, бывших военнослужащих срочной военной службы, уволенных из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, а также граждан, уволенных с альтернативной службы (далее — бывшие военнослужащие).

Кто должен предоставить

Данная гарантия предоставляется всеми нанимателями независимо от формы собственности.

После окончания срочной военной службы, альтернативной службы наниматель обязан принять на первое рабочее место :

— бывших военнослужащих, которые пришли устраиваться на работу в счет брони от органов по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту их жительства;

— выпускников государственных учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения, т.е. молодых специалистов.

Данная гарантия не предоставляется выпускникам, которые получили справку о самостоятельном трудоустройстве, а также гражданам, которые уволены с военной службы по контракту или военной службы офицеров по призыву.

Он различается в зависимости от лица, имеющего на него право.

1. Бывшие военнослужащие для получения данной гарантии должны предоставить нанимателю броню.

Необоснованный отказ в приеме на первое рабочее место бывшим военным, направленным на работу в счет брони, запрещен. В связи с этим, если предоставить первое рабочее место невозможно, наниматель обязан по требованию письменно известить их о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения .

На заметку
При невозможности предоставления бывшим военнослужащим первого рабочего места по полученной профессии (специальности) из-за отсутствия потребности в таких специалистах им может быть предложена с их согласия работа по смежной, родственной или иной профессии (специальности) с учетом общественных потребностей, выполнение которой требует профессионального обучения .

2. Молодые специалисты обязаны:

— письменно уведомить нанимателя о своем прибытии или неприбытии для трудоустройства за два месяца до окончания срока службы ;

— представить свидетельство о направлении на работу.

На заметку
В случае невозможности трудоустроиться по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, молодому специалисту необходимо обратиться в учреждение образования за перераспределением или получением справки о самостоятельном трудоустройстве .

Наниматель при невозможности предоставить молодому специалисту место работы в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией по его требованию обязан письменно известить его о мотивах отказа не позднее трех дней после обращения . Кроме того, обоснование отказа также целесообразно направить в учреждение образования, чтобы решить вопрос о перераспределении выпускника в другую организацию .

Обратите внимание!
Предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин за необоснованный отказ в приеме на работу :
гражданина, направленного органами по труду в счет брони;
выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 декабря 2007 г. N 1702

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОЛУЧИВШИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
ИЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

30. Молодой специалист обязан прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в свидетельстве о направлении на работу, и отработать по распределению срок, установленный в пункте 5 настоящего Положения.
В срок работы по распределению молодого специалиста засчитываются:
период службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;
(в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)

период нахождения после окончания учреждения образования в отпуске по уходу за ребенком и ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет;
время работы у другого нанимателя (в случае перераспределения).
Наниматель обязан принять на работу прибывшего по направлению молодого специалиста и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.
31. Молодой специалист, который до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия в организацию призывается на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, письменно уведомляет об этом учреждение образования и нанимателя.
За два месяца до окончания срока службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь молодой специалист письменно уведомляет нанимателя о своем намерении работать по направлению по окончании срока службы.
Если молодой специалист, призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, не намерен трудоустраиваться по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, по окончании службы, он обращается в учреждение образования за перераспределением или получением справки о свободном трудоустройстве.
Выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование на основе договора на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь до либо после его трудоустройства, по окончании службы обязан доработать срок отработки после окончания учреждения образования.
(п. 31 в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)
(см. текст в предыдущей редакции)

ТО ЕСТЬ — в п. 30 говорится что срок службы защтитывается в срок работы по распределению (независ от того- успел он прибыть на раоту или нет)
То есть — он должен отработать у вас = срок распределения минус срок службы

Сотрудника после службы в армии не принимают на прежнее место работы. Правомерно ли это?

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Парень отслужил в рядах российской армии. После службы решил вернуться на своё прежнее предприятие, откуда был уволен в связи с уходом в армию. Он обратился в декабре 2015 года, через неделю после возвращения из армии. Ему сказали, чтобы пришел после Нового года. Он пришел после нового года, его не принимают на работу, опять просят прийти позже. Правомерно ли это? Что делать? Парень с высшим образованием, работал инженером. До призыва в армию никаких замечаний и нареканий не было. Спасибо.

Этот работник был уволен либо по п.3 ст.77 ТК РФ, но с указанием уважительной причины — призыв на военную службу, либо по п.1 ст.83 ТК РФ призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

В ТК РФ не предусмотрено, что при увольнении по этому основанию, после службы в ВС бывшему работнику обязаны предоставить прежнее место работы.

Однако, в п. 5 ст.23 Закона о статусе военнослужащего предусмотрено:

Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

— предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

— сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

— преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

— предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, что вопрос, что это за организация, если это государственная организация, то законом это предусмотрено.

А если организация коммерческая, то это должно быть закреплено ее ЛНА, в коллдоговоре, в трудовом договоре работника.

Если коммерческая организация, и в ее ЛНА это не предусмотрено, то принять работника она может уже исходя из своих возможностей на текущий период, т.е. наличие вакантных должностей.

И, любой гражданин имеет право обратиться к любому работодателю с просьбой о трудоустройстве. И в случае отказа, может потребовать письменное обоснование.

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования (ст.64 ТК РФ).

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ФИО, такого-то числа обратился к «…» (указываете название организации работодателя и его организационно-правовую форму собственности (ООО, ИП, ОАО и т. д.) с просьбой о трудоустройстве.

Прошел собеседование, заполнил анкету на прием, предоставил копии таких-то документов.

В результате, в оформление трудовых отношений мне было отказано.

В соответствии со ст.64 ТК РФ в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней после получения данного заявления, прошу дать мне обоснованный письменный ответ о причинах отказа в заключении со мной трудового договора и оформлении трудовых отношений.

Напоминаю, что за нарушение трудового законодательства работодатель несет административную ответственность по ст.5.27 КоАП РФ.

Заявление вы подаете следующими способами (на выбор):

— через секретариат, отдел кадров (персонала) организации, чтобы на втором экземпляре вам поставили входящий номер и отметку должностного лица о приеме данного заявления;

— заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения;

— через курьерскую службу;

— с почты факсом или электронным письмом (если есть официальный электронный адрес).

Статья написана по материалам сайтов: www.pro-personal.ru, www.adminpz.ru, taktaktak.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector