Паспорт готовности к отопительному сезону

Одним из наиболее важных периодов в работе любой управляющей организации – это подготовка к отопительному сезону и получение паспорта готовности многоквартирного дома (далее – МКД) к нему. Сложность проведения такой подготовки и получения паспорта готовности к отопительному сезону (далее – паспорт) зачастую зависит от отношений управляющей организации (УО) с ресурсниками и (или) органом местного самоуправления (ОМСУ).

Согласно действующим нормам законодательства, а именно: Правилам содержания общего имущества, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – правила 491), Правилам и нормам эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстрой РФ № 170 от 27.09.2003 г. (далее – Правила 170), Минимальному перечню работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г. (далее – Перечень 290) установлен большой объем обязательных работ, которые должна выполнить управляющая организация в порядке подготовки инженерных систем МКД к отопительному сезону.

Но на этом подробно останавливаться не будем, а рассмотрим вопрос о наличии правовых оснований у ресурсоснабжающей организации (далее – РСО) и комиссии ОМСУ для отказа в выдаче паспорта готовности дома к отопительному сезону из-за долгов перед РСО. Процесс выдачи паспорта готовности иногда становится очередным средством манипуляции со стороны РСО, с помощью которого ресурсники пытаются как-то влиять на управляющие организации для первоочередного получения оплаты за коммунальную услугу, ведь платежи в РСО -наиглавнейшая цель существования и работы УО.

Порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения установлен Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее – Приказ 103).

Как сказано в пункте 1 Приказа 103, указанные правила разработаны во исполнение Федерального закона № 190-ФЗ от 27.10.2010 года «О теплоснабжении» (далее — закон 190).

В силу части 6 статьи 20 Закона 190 проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

То есть, в Законе 190 определены основные принципы и требования к оценке готовности объектов к отопительному сезону. Только вот неясно, каким образом наличие или отсутствие задолженности перед РСО у потребителей может повлиять на то, готовы ли объекты потребителей к отопительному сезону. Вряд ли от отсутствия долгов перед РСО такие теплопотребляющие установки потребителей станут более готовыми к отопительному сезону.

Ну, странных и несправедливых норм законов в нашей стране немало, хотя к этому и невозможно привыкнуть. И при столкновении с такими нормами каждый раз возникает внутреннее чувство вопиющей несправедливости. Но справедливость, особенно в законодательстве в сфере ЖКХ, существует только для РСО и надзорных органов, но никак не для управляющих организаций.

Исходя из пункта 2 Приказа 103 проверка готовности объектов к отопительному сезону осуществляется органами местного самоуправления, которые являются уполномоченными для этого органами. Но на практике очень часто результат таких проверок зависит напрямую от РСО.

Согласно пункту 5 Приказа 103 комиссии для проверки готовности объектов к отопительному сезону должны быть образованы либо Органами местного самоуправления, либо Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В комиссию входят представители ОМСУ, могут также включаться представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

Согласно пункту 7 Приказа 103 результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1. В пункте 8 Приказа 103 указано, что при наличии замечаний акт составляется с соответствующими замечаниями и с указанием сроков их устранения.

Основаниями выдачи паспорта готовности является подписанный акт проверки при условии готовности объекта к отопительному сезону, а также, в случае наличия замечаний — при условии устранения таких замечаний (пункт 9 Приказа 103).

Если паспорт готовности не получен до 15 сентября текущего года (крайний срок для потребителей – пункт 10 Приказа 103), то в дальнейшем паспорт вообще не выдается потребителю. А по результатам повторной проверки после устранения замечаний составляется только повторный акт комиссии.

Пунктом 16 раздела IV Приказа 103 предусмотрено, что должно быть проверено в целях оценки готовности потребителей к отопительному периоду уполномоченным органом. Этот пункт содержит 17 требований к потребителям тепловой энергии.

Однако в пункте 17 указаны только подпункты 8, 13, 14 и 17 пункта 16, за несоблюдение которых потребителю выдается акт с приложением Перечня замечаний со сроками их устранения. До их устранения паспорт готовности не выдается.

Такими требованиями являются:

подпункт 8 — наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

подпункт 13 — наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

подпункт 14 — отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

подпункт 17 — надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Приказу 103.

ВС РФ и Апелляционная коллегия ВС РФ в Апелляционном определении от 28 марта 2017 г. № АПЛ17-26 признали пункт 16 Приказа 103 действующим и не противоречащим законодательству.

Основными доводами заявителя были следующие: что перечень и форма документов, подтверждающих наличие задолженности, Правилами не предусмотрены, что указывает на неопределенность оспариваемой нормы и возможность ее неоднозначного толкования, являются несостоятельными.

Однако ВС РФ и вышестоящий апелляционный суд отказал в удовлетворении заявления, указав: «…В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни (в том числе и возмездная реализация энергии, формирующая задолженность потребителя) подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом законодательство о бухгалтерском учете не содержит ограниченного перечня первичных учетных документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни, а устанавливает лишь их обязательные реквизиты. Среди прочих реквизитов первичный учетный документ должен, в частности, отражать содержание факта хозяйственной жизни, а также величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.

Таким образом, подтверждение задолженности допускается любыми первичными учетными документами.

Действующее правовое регулирование и правоприменительная практика к документам, подтверждающим задолженность по договору (например, по договору займа, кредитному договору, договору энергоснабжения, договору на оказание услуг связи, договору аренды, договору на коммунальное обслуживание), относят документы, содержащие письменное подтверждение наличия задолженности (например, в ответе на претензию, в подписанном сторонами акте сверки расчетов)».

То есть, исходя из логики высшего суда, если управляющая организация не признает долг в ответе на претензию, не подпишет акт сверки, а также не будет вступившего в законную силу решения суда, задолженность перед РСО нельзя считать установленной. Таким образом, управляющим организациям надо ни при каких обстоятельствах не подписывать акты сверки, акты приемки работ (услуг), не признавать наличие задолженности никаким иным способом. Вот тогда основания для замечаний по невыполнению этого условия в акте комиссии не будет, а паспорт готовности должен быть получен при отсутствии иных замечаний.

Хотя и так понятно, что данный пункт Приказа 103 пролоббирован именно ресурсоснабжающими организациями при разработке и принятии закона 190 и Приказа 103.

Но возникает вопрос: если на этом основании откажут в выдаче паспорта готовности, то откуда у управляющей организации должны появиться (по — щучьему желанию, наверное, по мнению РСО) дополнительные средства для погашения задолженности в очень короткий срок перед РСО для получения паспорта готовности, если ранее эти средства она оплатить в установленные сроки не смогла? В любом случае, это будут собранные деньги в качестве платы за содержание общего имущества либо иные средства, но также конкретно целевые: оплаченные за другой период либо за другие коммунальные услуги… Но этот вопрос волнует РСО и суды в последнюю очередь, по крайней мере, ответа на него ни в законе, ни в решении Верховного суда нет. А если еще УО будет привлечена к ответственности в виде штрафа за отсутствие паспорта, то возможность оплатить задолженность перед РСО еще будет и отодвинута.

Тут возникает еще один вопрос: если замечание не будет устранено, то в МКД не будет включено отопление совсем!? Тем более, в Законе 190 и Приказе 103 не содержит понятие отказа в выдаче паспорта готовности к отопительному сезону. То есть, обжаловать отказ проблематично.

Хорошо еще, что существует такая «плетка» для РСО в виде Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Ресурсники очень не любят, когда управляющие организации обращаются туда с жалобами. Поэтому при невыдаче паспорта готовности к отопительному сезону по спорным основаниям, а впоследствии — несвоевременное начало отопительного сезона в некоторых МКД может служить основанием для негативных последствий для РСО со стороны УФАС в виде привлечения к ответственности и (или) выдаче предписаний в связи со злоупотреблением РСО доминирующим положением на рынке.

Судебные споры по обжалованию отказов выдаче паспорта готовности отсутствуют, в основном имеются решения антимонопольных органов в отношении незаконных действий РСО в связи с злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

Однако и для управляющих организаций отсутствие паспорта готовности также может служить основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ, а также основанием для выдачи предписания со стороны ГЖИ.

Аналогичные судебные акты:

В Постановлении облсуда указано, что принцип презумпции невиновности мировым судьей и судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу должностного лица, не усматривается. Причина невыдачи паспорта готовности – наличие спорной задолженности, рассмотрение дела по которой уже находилось в арбитраже. УО не признавало данный долг и по нему РСО в дальнейшем отказалось от иска. И так как все эти обстоятельства подтверждены позже 15 сентября, то после оформления повторного акта комиссии, паспорт не был выдан. Однако, несмотря на вышеназванные доводы в решении ВС РФ, а также отсутствие признанной или установленной задолженности (РСО решило, что им должны), НО (!) — суд не нашел неустранимых сомнений. Это-Россия, детка!

Вот так бывает. Про косяки РСО в начислениях за свои услуги все мы знаем не понаслышке и как сотрудники управляющих организаций, и как потребители-собственники. Можно со стопроцентной убежденностью сказать, что ошибающихся ПСО в пользу УО не существует, а наоборот – практически все РСО по всей стране. И очень повезет, если дело в арбитраже будет рассматривать судья, который имеет желание и порядочность разобраться, действительно ли долг в предъявленном размере имеется и потребовать от РСО его документально доказать (не только одними выставленными счетами-фактурами!), а не выносит решение по «внутреннему убеждению», что УО всегда не права, а РСО всегда права. Многое зависит, конечно, и от профессионализма юристов управляющих организаций.

Это интересно:  На какой срок семья признается малоимущей

«…Суд первой инстанции удовлетворил заявление Товарищества, признав оспариваемое предписание неисполнимым, так как соответствии с пунктом 10 Правил подготовки и проведение отопительного сезона в Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.06.2008 № 177, срок выдачи паспортов готовности ограничивается периодом до 15 сентября текущего года, который на момент выдачи предписания истек.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы и представленного отзыв, выслушав мнение представителя Комитета, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3.18. Правил подготовки и проведение отопительного сезона в Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.06.2008 № 177 (далее — Правила № 177), готовность жилых зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортами готовности, которые оформляются до 15 сентября на основании актов проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией и актов общего осмотра многоквартирных домов, оформленных по результатам осеннего осмотра зданий и внутридомовых систем.

Согласно пункту 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее — Правила N 103), сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии.

Пунктом 12 Правил № 103 установлено, что организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Проанализировав вышеприведенные положения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок, установленный Правилами № 103, является пресекательным, после которого паспорт готовности к отопительному сезону в текущий отопительный период не выдается».

Таким образом, паспорт готовности к отопительному сезону либо будет выдан, либо нет, но зависит это зачастую не от действующих норм закона, а от отношений в регионе между конкретными РСО и УО. А в нормативном регулировании имеется пробел, так как такое понятие, как «отказ в выдаче паспорта готовности», действующее законодательство не содержит.

А если замечания к акту будут устранены после 15 сентября – его вообще не выдадут в силу Приказа 103, а УО, как показала приведенная судебная практика, все равно может быть привлечена к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ, несмотря на устранение замечаний.

Кроме того, законодательно также не установлена норма, которая позволила бы управляющей организации получить дубликат паспорта готовности. То есть, при его утрате законных правовых оснований для получения дубликата не имеется. Однако в случае возбуждения административного дела имеет смысл истребовать доказательства выдачи этого документа и (или) его копии на основании запроса суда, если сделать это добровольно ОМСУ или РСО отказывается.

Лоббирование монополистами — ресурсниками своих интересов достигло в нашей стране невероятных размеров. Свои финансовые интересы РСО всегда ставят в приоритет даже в таком, казалось бы, сугубо техническом вопросе, как подготовка объектов к отопительному сезону.

А рассмотренный критерий – отсутствие долгов перед РСО, как основание в невыдаче паспорта готовности МКД к отопительному сезону, также является еще и дополнительным способом манипулирования и давления на управляющие организации. Видимо, навечно избранные законодателями, надзорными органами, ресурсоснабжающими организациями, судами «козлы отпущения» по всем проблемам в ЖКХ — управляющие организации, так ими и останутся, пока здравый смысл и справедливость не начнет преобладать в умах представителей законодательной, исполнительной и судебной власти. Про «четвертую власть» вспоминать не будем – здравый смысл и справедливость – не про них (в подавляющем большинстве).

Компания «Бурмистр.ру» разрабатывает сайты для УК и ТСЖ. Сайты отвечают всем требованиям законодательства. Вся необходимая информация о сервисе тут.

Подготовка к отопительному сезону

В Санкт-Петербурге подготовка к отопительному периоду осуществляется в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, Правилами подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге , а также решениями Правительства Санкт-Петербурга .

Вышеуказанными Правилами определен порядок подготовки и оценки готовности к отопительному сезону, согласно которому обязательным условием для оформления паспорта готовности потребителя тепловой энергии является наличие Акта предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на платность и прочность.

Испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность производятся после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя теплоснабжающей организации (п.9.1.59. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года №115).

Предъявление дополнительных требований, не касающихся проведения испытания систем теплопотребления, в том числе наличие задолженности за поставленные тепловую энергию, не должны влиять на оформление и выдачу теплоснабжающей организацией «Акта предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность».

Все замечания и нарушения, выявленные ресурсоснабжающими организациями в ходе проведения испытании, плановых проверок, а также в период отопительного сезона могут направляться в комиссию, созданную администрацией района Санкт-Петербурга , для принятия решения о выдачи паспорта готовности потребителя тепловой энергии к отопительному сезону (п. 4.19. приложения № 16 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге ).

АО «Теплосеть Санкт-Петербурга » запустило информационный интернет-сервис, с помощью которого жители Санкт-Петербурга могут узнать дату начала и продолжительность летних профилактических работ на системах, обеспечивающих теплоснабжение их домов.

АО «Теплосеть Санкт-Петербурга » сделала сервис максимально удобным для пользователей. Достаточно пройти по ссылке: http://www.teplosetspb.ru/water_disconnection и в строке поиска указать улицу и номер дома. После этого будет указан период работ по выбранному адресу. Если вы не можете найти свой адрес с помощью информационного сервиса на сайте — это означает, что обслуживание данного дома осуществляет другая организация.

Ремонтно-профилактические работы по одному адресу не превышают 14 дней. В этот период проводятся техническое освидетельствование и испытания тепловых сетей на прочность, их диагностика, ремонт и перекладка тепловых сетей. Также ведется замена, и реконструкция оборудования центральных тепловых пунктов на современное, более надежное с применением новых технологий.

Приказ Минэнерго РФ от 12.03.2013 N 103

Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2013 г. N 28269

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 марта 2013 г. N 103

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ОТОПИТЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ

Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности к отопительному периоду.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэнерго России
от 12.03.2013 N 103

ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ОТОПИТЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ

I. Общие положения

2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — уполномоченные органы).

3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — потребители тепловой энергии).

4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:

лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;

лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

II. Порядок проведения проверки

5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее — программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III — V настоящих Правил (далее — требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости — проводят осмотр объектов проверки.

7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

Это интересно:  Анкета на биометрический загранпаспорт нового образца в 2019 году

8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее — Перечень) с указанием сроков их устранения.

9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее — паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций

13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

15. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта 13 настоящих Правил.

IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии

16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к настоящим Правилам.

17. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных в подпунктах 8, 13, 14 и 17 пункта 16 настоящих Правил.

V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

Приложение N 1
к Правилам оценки готовности
к отопительному периоду

Приложение N 2
к Правилам оценки готовности
к отопительному периоду

Приложение N 3
к Правилам оценки готовности
к отопительному периоду

КРИТЕРИИ НАДЕЖНОСТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ С УЧЕТОМ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

1. Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:

первая категория — потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;

вторая категория — потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:

жилых и общественных зданий до 12 °C;

промышленных зданий до 8 °C;

третья категория — остальные потребители.

2. При аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):

подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;

подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, указанных в таблице N 1;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;

среднесуточный расход теплоты за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).

Ростехнадзор разъясняет: Подготовка к отопительному периоду (ОЗП)

Сроки выдачи паспортов готовности к отопительному периоду составляют:

  • не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии,
  • не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций,
  • не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

C чего начать подготовку к отопительному периоду?

Ответ: До 1 мая текущего года необходимо разработать Приказ о подготовке предприятия к отопительному периоду и План мероприятий по подготовке к отопительному периоду (провести ремонтно-технические мероприятия, подготовить и провести проверку знаний персонала, определиться с тем, кто будет ответственный за тепловое хозяйство, создать запас оборудования и материалов, провести гидравлические испытания систем теплоснабжения и теплопотребления и т.д.) по подготовке к предстоящему отопительному периоду с учетом предписаний Ростехнадзора, опыта прошедшего года.

Можно ли получить паспорт готовности муниципальному образованию после 15 ноября?

Ответ: В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 , сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

В случае устранения, указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в установленные сроки, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Муниципальное образование, не получившее по объектам проверки паспорт готовности до 15 ноября, обязано продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Кем определяется готовность муниципального образования к отопительному сезону кроме Ростехнадзора?

Ответ: Существуют нормативно-правовые акты, которыми мы руководствуемся в принятии решения о выдаче паспорта готовности. Все нормативно-правовые акты размещены на сайте Ростехнадзора. Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Это интересно:  До скольки лет можно ездить в лагерь - со скольки лет

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному сезону. Ростехнадзор рассматривает документы по готовности потребителей и теплоснабжающих организаций, которые формирует муниципальное образование.

Таким образом, оценка основывается на данных комиссии муниципального образования.

Какие документы необходимо подготовить при проверки готовности муниципальных образований?

Ответ: Для оценки готовности к отопительному периоду муниципальным образованиям необходимо представить следующие документы:

  • план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.
  • документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения,
  • акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период, и паспорта готовности всех теплосетевых организаций
  • Необходимо будет представить акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • распорядительный документ о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • программы проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденные руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования.
  • Будут запрошены подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам, перечень теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования,
  • перечень потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду.
  • Потребуется предоставить порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло -, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления,
  • соглашение об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18), документы о наличии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации.

Вопрос от 28.02.2018:

Ежегодно при проведении мероприятий по подготовке к отопительному сезону муниципальные образования сталкиваются с одной и той же проблемой. Мы не можем получить паспорта готовности по двум основным причинам: на сельских котельных отсутствуют системы химводоподготовки, которых на данных котельных никогда не было, а так же отсутствуют приборы коммерческого учета. Зачастую стоимость данных систем выше, чем стоимость основного оборудования всей котельной. Это сельские котельные, на которых данных систем не было никогда и при строительстве они не планировались, и места для их установки, зачастую, на таких котельных нет. Эти мероприятия на безопасную эксплуатацию и качество выдаваемых услуг напрямую не влияет, но, тем не менее, считается, что муниципальные образования не готовы. Есть ли возможность внести какие-либо изменения и к таким котельным, на которых изначально такие мероприятия не предусматривались данные требования не применять?

Ответ: При проведении мероприятий по контролю за подготовкой муниципальных образований к предстоящему отопительному периоду, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору руководствуется требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила оценки готовности) и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 21.03.2003 № 115 (далее – ПТЭТЭУ).

В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – уполномоченные органы).

Согласно п. 13 гл. III Правил оценки готовности, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченным органом в отношении данных организаций должны быть проверены, наряду с иными, следующие документы:

  • организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
  • соблюдение водно-химического режима.

Согласно п. 12.4 ПТЭТЭУ, эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.

Отсутствие водоподготовительных установок на котельных напрямую влияет на безопасную эксплуатацию котлов и котельного оборудования и как следствие – выход из строя котлов (течь котлов) из-за наличия накипи на внутренних поверхностях труб котлов.

Управление Ростехнадзора направит информационное письмо по данному вопросу в Центральный аппарат Ростехнадзора.

Вопрос от 29.05.2018:

Может ли теплоснабжающая организация претендовать на получение акта и паспорта готовности, если замечания комиссии к выполнению требований по готовности к отопительному периоду выполнены?

Ответ: Согласно пункту 12 Приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении «Правил оценки готовности к отопительному периоду» теплоснабжающая организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний по готовности, если замечания устранены до даты, установленной пунктом 10 Правил, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, необходимо уведомить комиссию об устранении замечаний для проведения повторной проверки.

После проведения повторной проверки, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду и выдается паспорт готовности.

В случае, если замечания по готовности устранены после даты, установленной пунктом 10 Правил, организация уведомляет комиссию об устранении замечаний. Комиссией проводится повторная проверка, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Вопрос от 24.09.2018:

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду. В случае, если объект проверки готов к отопительному периоду Правилами предусмотрена выдача паспорта готовности. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации какая-либо ответственность должностных или юридических лиц в случае невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду?

Ответ: Законодательством Российской Федерации ответственность должностных или юридических лиц в случае невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду не предусмотрена.

Вопрос от 24.09.2018:

При проведении проверок хода подготовки к отопительному периоду теплосетевых и теплоснабжающих организаций должностные лица Ростехнадзора в случае выявления нарушений обязательных требований выдают предписания об их устранении. Влияет ли невыполнение данных предписаний в срок на оценку готовности к отопительному периоду и выдачу паспорта?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

Таким образом, в случае невыполнения в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, паспорт готовности не выдается.

Вопрос от 23.05.2019:

Какими нормативными документами устанавливаются требования к категориям по электроснабжению котельных, обеспечивающих теплоснабжение населения?

Ответ: Электроснабжение котельных согласно СП «Котельные установки» должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю.

Котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории согласно СП «Котельные установки».

  • к первой категории относятся: — котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла;
  • ко второй категории — остальные котельные.

Исходя из вышесказанного котельные, относящиеся к первой категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь первую категорию надежности по электроснабжению; а котельные, относящиеся ко второй категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь вторую категорию надежности по электроснабжению.

Требования по организации электроснабжения в соответствии с первой и второй категориями надежности установлены «Правилами устройства электроустановок».

Вопрос от 23.05.2019:

При рассмотрении документов по готовности к отопительному сезону инспектор требует представления методики проведения испытаний на тепловых энергоустановках, согласованные в органах государственного энергетического надзора. Каким документом это регламентировано?

Ответ: В соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора.

Вопрос от 23.05.2019:

Какие документы согласно Правил оценки готовности к отопительному периоду и других нормативных документов должны быть представлены для подтверждения работоспособного состояния тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии?

Ответ: При подготовке к работе в ОЗП потребителей тепловой энергии уполномоченным органом проверяется состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии. При этом, в соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», у потребителя тепловой энергии должны быть:

  • Акты промывки тепловых сетей потребителя, акты испытания тепловых сетей потребителя на прочность и плотность;
  • Акты приемки оборудования из ремонта с оценками качества отремонтированного оборудования и качества выполнения ремонтных работ.

Вопрос от 23.05.2019:

Какие документы должны быть представлены теплоснабжающей организацией для подтверждения выполнения планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии согласно научно-технической документации?

Ответ: В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту, а именно: эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация, акты промывок и испытаний ТЭУ и т.д.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Статья написана по материалам сайтов: www.gov.spb.ru, normativ.kontur.ru, tk-servis.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector