Обязанности и права пассажиров: путь к взаимопониманию

Обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а так же автовокзалами и пассажирскими автостанциями.

При наличии на маршрутах перевозок железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктаж и водителей об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды.

Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров придорожно-транспортном происшествии.

Владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.

Содержание автобусов в технически исправном состоянии.

Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

На горных маршрутах допускается использование автобусов с пробегом не более 300 тысяч километров с начала их эксплуатации. При этом высота рисунка протектора шин автобуса должна быть не менее 3,0 мм.

Автобусы, используемые на горных маршрутах, должны быть оборудованы передними противо туманными фарами и вспомогательными фарами заднего хода [2].

Владельцы автобусов обязаны:

Составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Разрабатывать графики (расписания) движения – на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

Выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно – климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости.

Организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения [2].

Туристско-экскурсионные, школьные, вахтовые перевозки, доставка работников на производственные объекты, сельскохозяйственные работы, доставка пассажиров к местам массового отдыха и т.д. по маршруту, не совпадающему с маршрутами регулярных перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов Государственной автомобильной инспекции, предоставляемой заказчиком. Если дорожные условия на маршруте не обеспечивают безопасность перевозки пассажиров, автобусы заказчику не предоставляются[2].

При длительной эксплуатации автобуса в отрыве от основной базы контроль за работой водителя на линии, его физическим состоянием, техническим состоянием автобуса возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автобус[2]. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется [3].

Владелец автобуса обязан:

— проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, а при туристско – экскурсионных перевозках – так же о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей – о правилах осуществления таких перевозок;

— назначить контрольное время возвращения автобуса, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса [2].

При туристско-экскурсионных перевозках и перевозках по заказам заказчик обеспечивает:

— подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения;

— проведение инструктажа туристов о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;

— руководителей групп – списком пассажиров, заверенным заказчиком, копией уведомления органов Государственной автомобильной инспекции о перевозке детей;

— водителей – местами отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе);

— стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовку его к обратному рейсу [2].

В случаях, нетерпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок пассажиров (разрушение дороги дорожных сооружений, вызванные стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях), владельцы автобусов, автовокзалы и пассажирские автостанции, дорожные, коммунальные организации, органы Государственной автомобильной инспекции обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить автобусное движение. Временное прекращение или ограничение движения автобусов осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок информирования о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметры дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте, меры по обеспечению дальнейшего следования пассажиров и ответственность должностных лиц за принятые решения [2].

Пассажиры несут материальную ответственность за порчу или повреждение оборудования и инвентаря подвижного состава.

О характере повреждений составляется и подписывается акт с указанием в нем виновного лица, места и времени нарушения, суммы причиненного ущерба, а также свидетелей, если они имеются. В случае отказа пассажира возместить стоимость причиненного ущерба на месте, о чем делается отметка в акте, последний служит основанием для взыскания денежной суммы в погашение ущерба в принудительном порядке [1].

Обязанности и права пассажиров: путь к взаимопониманию

Выдержка из правил перевозок:

VI. Права и обязанности участников транспортного процесса

145. Перевозчик обязан:

1) обеспечить соблюдение персоналом требований законодательства об автомобильном транспорте и защите прав потребителей;

2) принимать меры по обеспечению безопасной, удобной поездки пассажиров и хранения и/или доставки багажа согласно договору перевозки и расписанию движения;

3) организовать проведение контроля технического и санитарного состояния автобусов или легковых автомобилей перед началом работы;

4) организовать проведение ежесменного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств;

5) выдавать водителям и другим работникам предусмотренные законом документы;

6) иметь документы для осуществления перевозок согласно законодательству;

7) содержать транспортные средства в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;

8) осуществлять перевозку пассажиров с использованием сертифицированных транспортных средств соответствующего типа, на которые оформлены документы согласно законодательству;

9) организовывать проезд пассажиров в место назначения по маршруту без дополнительных финансовых затрат пассажиров, в первую очередь лиц с особыми потребностями, в случае прекращения поездки ввиду технической неисправности транспортного средства или наступления чрезвычайного или неотвратимого при данных условиях события;

10) осуществлять перевозку пассажиров с билетами и пассажиров, которым согласно законодательству предоставлены льготы по плате за проезд;

11) предоставлять пассажирам достоверную и своевременную информацию о наименовании остановок, возможных пересадках, размере платы за проезд и т. п.;

12) компенсировать ущерб, причиненный здоровью и имуществу пассажиров;

13) обеспечивать предварительную и текущую продажу билетов;

14) осуществлять обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте;

15) проверять (во время международных перевозок) наличие у пассажира визовых и эмиграционных документов;

16) выполнять требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

146. Перевозчик имеет право:

1) отменять рейсы транспортных средств в случае возникновения обстоятельств, которые он не мог предвидеть и возникновение которых не мог предотвратить, с возвратом пассажирам (или заказчику услуг) средств, уплаченных ими за перевозку;

Это интересно:  Как организовать пивной бизнес с нуля, что для этого нужно, плюсы и минусы

2) ограничивать или прекращать перевозку в случае стихийного бедствия, эпидемии, эпизоотии или другой чрезвычайной ситуации;

3) прекращать движение транспортных средств в случае возникновения угрозы жизни и здоровью пассажиров;

4) указывать в багажной квитанции состояние багажа, имеющего внешние повреждения, или отказываться от его перевозки в случае возражения пассажира против внесения соответствующей отметки;

5) требовать от органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, заказчика перевозок и автостанций выполнения условий договора;

6) участвовать в конкурсах на перевозку пассажиров на маршрутах;

7) подавать заказчикам регулярных перевозок предложения по повышению уровня организации обслуживания пассажиров;

8) предоставлять пассажирам льготы по оплате услуг по перевозке;

9) предлагать пассажирам дополнительные услуги.

147. Водитель автобуса обязан:

1) иметь удостоверение водителя на право управления транспортными средствами соответствующей категории и талон к нему;

2) выполнять требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автобуса;

3) иметь при себе и предъявлять для проверки уполномоченным лицам предусмотренные законодательством документы;

4) придерживаться определенного маршрута и расписания движения автобуса;

5) принимать, размещать и выдавать багаж пассажирам на предусмотренных графиком движения остановках;

6) следить за выполнением пассажирами своих обязанностей и безопасным размещением ими багажа и ручной клади в автобусе;

7) осуществлять высадку пассажиров в случае заправки автобуса топливом во время выполнения перевозки;

8) принимать необходимые меры по обеспечению безопасности пассажиров в случае возникновения препятствий для движения на маршруте (туман, гололед и т. п.), которые не позволяют продолжать поездку, а также в случае вынужденной остановки на железнодорожном переезде;

9) проверять во время посадки на пригородном или междугородном маршрутах наличие у лиц билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа;

10) останавливать во время выполнения рейса в режиме маршрутного такси автобус для посадки по требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах, но не ближе чем за 100 метров от места остановки общественного транспорта, если это не противоречит Правилам дорожного движения;

11) останавливать автобус для посадки и высадки пассажиров на расстоянии не более 0,5 метра от края проезжей части дороги;

12) пройти перед выездом на маршрут медицинский осмотр, обеспечить проверку технического состояния и комплектности транспортного средства;

13) соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха;

14) быть опрятно одетым, вежливо обращаться с пассажирами;

15) объявлять наименование и продолжительность остановки;

16) продавать билеты пассажирам до начала движения автобуса в предусмотренных законодательством случаях;

17) обеспечить в случае отставания пассажира от автобуса на пути следования сохранность его ручной клади, багажа;

18) в случае осуществления междугородных или международных перевозок оказывать помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями в размещении ручной клади, багажа, костылей, тележек и других личных вещей, а также во время посадки и высадки из автобуса;

19) проверять в случае обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями по прибытии в пункт назначения, произвел ли пассажир запланированную высадку и не забыл ли багаж и/или ручную кладь или личные вещи;

20) обеспечивать перевозку багажа в багажных отделениях автобуса (в случае их наличия) или размещение с тем, чтобы не мешать свободному проходу пассажиров по салону автобуса и не блокировать доступ к основным и аварийным выходам.

148. Водитель автобуса имеет право:

1) требовать от пассажиров выполнения их обязанностей;

2) проверять во время посадки в автобус на пригородных, междугородных и международных маршрутах наличие билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа;

3) не выдавать багаж, если пассажир не предъявил квитанцию на перевозку багажа;

4) не допускать к поездке пассажира, если в салоне отсутствуют свободные места (кроме случаев, когда у пассажира имеется билет на место в салоне);

5) отказать в случае выполнения рейсов в режиме маршрутного такси в остановке для посадки и/или высадки в месте, расположенном на расстоянии ближе 100 метров от оборудованной остановки общественного транспорта, или в нарушение Правил дорожного движения;

6) не допускать к поездке пассажиров, не имеющих билетов или не предъявляющих удостоверение установленного образца, подтверждающее право на льготы по оплате проезда, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушающих общественный порядок, имеющих при себе опасные грузы, в частности, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и те, которые могут загрязнить транспортное средство или одежду пассажиров.

149. Водителю автобуса запрещается:

1) начинать движение до полного закрытия двери и открывать ее до полной остановки автобуса;

2) изменять маршрут и график движения;

3) разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить во время движения автобуса;

4) продавать пассажирам билеты во время движения автобуса;

5) отказывать пассажирам в обслуживании, кроме предусмотренных законодательством и настоящими Правилами случаев;

6) выбирать пассажиров по выгодности их следования;

7) перевозить в автомобиле острые и режущие предметы, пожароопасные, взрывчатые, ядовитые, едкие, зловонные и наркотические вещества, огнестрельное оружие без чехлов, другие опасные предметы;

8) перевозить животных, кроме предусмотренных законодательством случаев;

9) нарушать требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортного средства.

158. Пассажир автобуса обязан:

1) иметь при себе билет на проезд, квитанцию на перевозку багажа, а при наличии права на льготы по оплате проезда — удостоверение установленного образца или бесплатный билет (для междугородных перевозок);

2) занимать указанное в билете место, сохранять билет до конца поездки и предъявлять в развернутом виде по требованию лиц, имеющих право осуществлять контроль:

3) осуществлять посадку (высадку) исключительно после полной остановки автобуса;

4) оплатить перевозку багажа и ручной клади согласно требованиям настоящих Правил;

5) иметь визовые и эмиграционные документы (при международных перевозках);

6) заблаговременно подать сигнал водителю соответствующим звонком или устно в случае выхода на остановке «По требованию»;

7) в случае наступления дорожно-транспортного происшествия оказать возможную помощь пострадавшим и сообщить об этом органам милиции;

8) уведомить водителя об обнаруженных забытых вещах, документах и ценностях.

159. Пассажир автобуса имеет право:

1) на безопасную и высококачественную перевозку;

2) выдвигать требования к перевозчику по выполнению им условий договора перевозки;

3) перевозить животных в установленном законодательством порядке;

4) перевозить бесплатно одну единицу багажа в случае поездки на маршруте городского или пригородного сообщения при условии, что его размеры не превышают 100 х 50 х 30 сантиметров, весом до 20 килограммов;

5) гарантированно перевозить две единицы багажа с оплатой согласно тарифу за каждую из них и бесплатно перевозить одну единицу ручной клади в салоне транспортного средства в случае поездки на маршруте междугородного или международного сообщения;

6) бесплатно перевозить ручную кладь в количестве не более двух единиц на городских и пригородных маршрутах;

7) бесплатно перевозить с собой одного ребенка в возрасте до шести лет без права занятия им отдельного места;

8) покупать для детей в возрасте от шести до 14 лет детские билеты по льготной цене (со скидкой 25 процентов стоимости) в период с 1 октября по 15 мая;

9) объявлять ценность багажа;

10) получать от перевозчика, водителя, работника автостанции информацию об услугах по перевозкам;

11) на компенсацию причиненного ущерба.

160. Пассажирам автобуса (такси) запрещается:

1) во время движения отвлекать внимание водителя от управления;

2) открывать двери транспортного средства до полной его остановки;

3) препятствовать закрыванию дверей;

4) размещать багаж в тех местах, где это препятствует свободному передвижению пассажиров по салону;

5) осуществлять поездку без оплаты ее стоимости или без предъявления удостоверения личности установленного образца (в случае наличия права на льготы по проезду);

6) делать исправления в билете и передавать его другому лицу;

7) перевозить багаж и ручную кладь на сидении;

8) пользоваться аварийным оборудованием без необходимости;

9) нарушать общественный порядок;

10) курить в салоне транспортного средства.

Права и обязанности пассажиров общественного транспорта

Ежедневно пользуясь общественным транспортом, мало кто задумывается о таких вопросах, как права и обязанности пассажиров. Как результат, оказавшись в конфликтной или чрезвычайной ситуации, человек просто не знает, как себя вести. Таким образом, юридическая грамотность — это объективная необходимость даже в повседневной жизни.

Это интересно:  Что будет за утерю паспорта

Права пассажиров

Права и обязанности пассажиров должен знать любой человек, который пользуется общественным транспортом. К сожалению, первая категория включает в себя не так много пунктов. Пассажиры имеют следующие права:

  • на своевременный, качественный и безопасный проезд к пункту назначения;
  • на получение полной и достоверной информации об условиях и маршруте передвижения, а также возмещение причиненного вреда в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • провозить детей в возрасте до 7 лет на безвозмездной основе;
  • бесплатно провозить с собой следующее:
    • ручную кладь;
    • коляску, санки, пару лыж или велосипед;
    • птиц и мелких животных в клетке;
    • собаку на коротком поводке и в наморднике;
    • кота;
    • некрупный садовый инвентарь, острые части которого упакованы;
  • решать возникшие споры и претензии в судебном порядке.

Обязанности пассажиров

Получая транспортную услугу, человек зачастую помнит только о своих правах. Между тем обязанности пассажиров намного более обширны. Так, пользователь общественного транспорта должен:

  • иметь при себе документы, удостоверяющие право на проезд (билет, проездной, удостоверение, подтверждающее льготную категорию);
  • оплатить проезд и закомпостировать купленный разовый талон;
  • сохранять билет до конца поездки;
  • при провозе крупного багажа оплачивать каждую единицу;
  • освободить салон после прибытия на конечную остановку;
  • предоставлять проездные документы по требованию водителя, контролера или должностных лиц;
  • бережно относиться к оснащению салона транспортного средства;
  • соблюдать чистоту и общественный порядок;
  • не задерживаться у входных дверей и не заслонять проход багажом и прочими предметами;
  • не препятствовать открытию и закрытию дверей, а также входу и выходу пассажиров;
  • заботиться о личной безопасности, держась за поручни;
  • уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  • заранее готовиться к выходу, не задерживая водителя на остановке;
  • при нахождении забытых вещей сдать их водителю, кондуктору или диспетчеру (если вы едете до конечной остановки).

Что запрещено пассажиру?

Обязанности пешеходов и пассажиров тесно связаны с целым перечнем запретов. Так, в общественном транспорте нельзя делать следующее:

  • отвлекать во время движения водителя посторонними разговорами и приобретением проездных билетов;
  • заходить в кабину водителя;
  • провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, а также колющие предметы и оружие без чехла;
  • загрязнять салон транспортного средства;
  • заходить в транспорт в нетрезвом состоянии;
  • громко включать музыку;
  • ставить багаж на сиденья;
  • без видимой необходимости пользоваться аварийной системой;
  • выбрасывать мусор и прочие посторонние предметы из окон транспортного средства.

Особенности действия проездных документов

Права и обязанности пассажира в транспорте неразрывно связаны с оплатой предоставляемой услуги. Действие проездных документов имеет такие особенности:

  • абонементы на проезд действуют только в том населенном пункте, в котором они были приобретены;
  • проездной билет, абонемент или льготное удостоверение не подразумевают бесплатного провоза багажа;
  • льготные билеты действительны только в случае наличия у пассажира документов, подтверждающих эту привилегию.

Контролер и особенности его работы

Права и обязанности пассажира — это, безусловно, очень важные моменты, и людям необходимо владеть подобной информацией. Но участниками таких договорных отношений, как перевозка пассажиров, выступают не только сами граждане, пользующиеся услугами перевозчика, но и экипаж. Далее коснемся некоторых нюансов работы контролера и взаимодействия его с людьми в салоне. Это сотрудник, который контролирует полную и своевременную оплату гражданами предоставленных им транспортных услуг. Он имеет право:

  • вне очереди заходить в салон транспортного средства через переднюю дверь;
  • проверять соблюдение пассажирами установленных правил;
  • изымать недействительные проездные документы.
  • иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером (желательно, чтобы он был прикреплен к лицевой стороне верхней одежды);
  • иметь средства, необходимые для измерения веса и размера багажа;
  • уведомлять водителя о начале контроля;
  • по требованию пассажира предъявить служебное удостоверение, жетон, а также предоставить контактную информацию транспортного предприятия (наименование, адрес и телефон);
  • делать соответствующие отметки о проведенном контроле в отчетной документации.

Многие люди с недоверием относятся к контролерам в спортивных костюмах, джинсах, пальто и прочей гражданской одежде. Многие даже отказываются предъявлять им проездные документы. Тем не менее должностной инструкцией не прописано наличие формы, а потому для идентификации служит жетон и удостоверение. Реагировать на требование контролера, предъявившего подобные документы — это прямые обязанности пассажиров в общественном транспорте.

Как вести себя, если у вас не оказалось билета?

Важнейшим вопросом являются права и обязанности пассажира. ОБЖ учит нас соблюдать технику безопасности, но не учит быть юридически грамотными. Безусловно, оплатить проезд — это ваша прямая обязанность. Но вы должны знать, как себя вести, если по какой-то причине у вас не оказалось билета (не успели купить или прокомпостировать до прихода контролера, в силу жизненных обстоятельств у вас не оказалось с собой наличных средств):

  • попросите должностное лицо предоставить удостоверение и жетон и перепишите их данные (или сфотографируйте);
  • спокойным и вежливым тоном объясните причину, по которой у вас не оказалось билета (или он не прокомпостирован);
  • если контролер будет настаивать на том, что вы обязаны оплатить штраф, но у вас нет с собой достаточной суммы, предложите составить протокол о нарушении для дальнейшей передачи в соответствующие инстанции (при этом проверяющий имеет право высадить вас на следующей остановке);
  • если вы оплачиваете штраф на месте, контролер обязан выписать вам квитанцию;
  • если вы находились в транспорте не более одной остановки, и этому есть свидетели, такой проезд не считается безбилетным (согласно законодательству и правилам пользования общественным транспортом), а потому контролер должен высадить вас из транспортного средства без применения каких-либо санкций;
  • если же он силой будет препятствовать вашему выходу из транспорта, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Помните, что проверяющий не имеет права кричать на вас, унижать, применять физическую силу, задерживать вас в транспорте, а тем более — проверять у вас наличие денег. При этом вы также не можете повышать на контролера голос или распускать руки, ведь, помимо уплаты штрафа, вас также могут привлечь к административной ответственности.

Заключение

Права и обязанности пешеходов и пассажиров тесно переплетаются с таковыми у водителей, контролеров и прочих лиц. Чтобы не дать себя в обиду или случайно не стать правонарушителем, каждый пользователь общественного транспорта должен быть юридически подкован.

Этика взаимоотношений проводника и пассажиров

Изучение основных составляющих культуры обслуживания пассажиров в поездах, которая является неотъемлемой частью железнодорожного сервиса, предоставляемого населению. Профессиональная этика проводника и правила его поведения при общении с пассажирами.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.04.2011
Размер файла 15,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура обслуживания пассажиров в поездах, является неотъемлемой частью железнодорожного сервиса, предоставляемого населению. Проводник должен не только хорошо овладеть профессиональными знаниями, но и руководствоваться основными принципами этики в своей работе.

Отсутствие этих принципов у работников пассажирского хозяйства расценивается как недостаток профессионализма. Без создания атмосферы благожелательности и внимания к нуждам пассажиров достичь высокой культуры обслуживания невозможно. Профессиональная этика требует от проводника при общении с пассажирами соблюдать определенные правила поведения и проявлять чуткость, уважение, скромность, терпимость.

Чуткость предполагает отзывчивое, сочувственное отношение к людям. Она исключает грубость, чванство, высокомерие, нетерпимость, подозрительность и недоверие. Сочувствие выражается в стремлении понять другого человека, оказать поддержку. В области служебных взаимоотношений очень важно чуткое отношение руководителей к работникам и работников друг к другу. Уважение — это почтительное отношение к людям, признание достоинства личности человека, с которым происходит общение. Скромность — моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим. Скромный человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, относится к людям с уважением, проявляет терпимость.

Поскольку услугами железнодорожного транспорта пользуются миллионы пассажиров, проводнику приходится сталкиваться с людьми различных национальностей, пола, занятий, характеров. Культура общения проводника с пассажирами должна строиться на его умении встречать одинаково приветливо различных людей, проявлять максимальное внимание, чтобы каждый пассажир остался доволен оказанной услугой. Проводник должен помнить, что он является полномочным представителем железнодорожного транспорта для тех, кто осуществляет поездку по железной дороге, и что его поведение влияет на формирование у пассажира представления об организации работы на железнодорожном транспорте в целом. Пассажир оплачивает все расходы и услуги, и любая ссылка на имеющиеся трудности вызывает у него только раздражение.

Это интересно:  Монитор и системный блок косгу в 2019 году

Каждому пассажиру нравится быть приветливо встреченным. Наилучший способ приветствия — улыбка. Она располагает людей к взаимопониманию. Во время разговора с пассажиром следует говорить ясно и четко; при разговоре смотреть на собеседника; не употреблять вычурные слова и фразы, стараться обходиться доступными словами; избегать технических терминов; принимать во внимание языковые трудности отдельных пассажиров и то, что пассажирами могут быть пожилые люди с заторможенной реакцией, люди с недостатками слуха и речи. Необходимо следить за тоном разговора, так как часто бывает оскорбительным не слово, а тон. Если тон пассажира неуважительный, проводник при любых обстоятельствах должен выражать только уважение, доброжелательность и терпение. Проводнику не следует опускаться до уровня невоспитанного, грубого, раздражительного человека, терять чувство собственного достоинства. Обращаться к пассажиру следует со словами «господин», «гражданин». Обращение «молодой человек», «девушка» допустимы к молодым и недопустимы к пожилым людям. Нельзя обращаться к пассажиру на «ты».

Необходимо помнить, что ни сложная работа, ни пережитые проводником неприятности, ни его плохое самочувствие не дают ему права разговаривать с пассажиром в неуважительном тоне. Постоянные самоконтроль и доброжелательность проводника во взаимоотношениях с пассажиром позволяют улучшить настроение и общее состояние самого проводника. С кем бы из пассажиров проводник ни разговаривал, в его голосе всегда должны звучать интерес и понимание.

Проводник должен помнить, что помимо правил разговора с пассажиром, он должен соблюдать и правила своего поведения. Одно из основных правил работы — никогда не вступать в спор с пассажиром. Даже в случае, когда пассажир не прав, проводник обязан, не вступая в пререкания, сохранять ровный, спокойный, доброжелательный тон. Необходимо при этом помнить: если пассажир расстроен — нужно проявить сочувствие, непонятлив — терпение, упрям — особую выдержку, застенчив — доброту и чуткость, обеспокоен — понимание. Если проводник чувствует свою неправоту, надо вовремя сказать: «Извините, я Вас ввел(а) в заблуждение» или «Я, оказывается, был(а) неправ(а)» и т.п.

Важное значение в работе проводника имеют соблюдение порядка на рабочем месте и забота о своем внешнем виде. Внешний вид проводника на рабочем месте, его манеры, личное впечатление, которое он производит на пассажиров, в большой степени влияют на мнение пассажиров об организации работы транспорта, поэтому проводник должен быть внимателен к одежде, следить, чтобы она была чистой, выглаженной. Проводник должен одеваться скромно, с соблюдением требований установленной формы.

Высокий уровень обслуживания должен играть определяющую роль в материальном поощрении коллективов вагонных участков, депо, дирекции по обслуживанию пассажиров. Каждый случай нарушения принципов этики в обслуживании пассажиров не должен оставаться без внимания со стороны администрации и общественных организаций. Работники коллективов должны воспитываться на конкретных фактах, а виновные должны нести ответственность за допущенные нарушения.

Профессиональная этика требует от проводника при общении с пассажирами соблюдения определенных правил поведения:

1. На посадке, высадке, во время дежурства проводник обязан быть одетым в чистую, опрятную, аккуратную форменную одежду.

2. Проводник обязан первым поприветствовать пассажира, который подошел на посадку.

3. При отправлении поезда проводник обязан выяснить пожелания пассажиров, в первую очередь, пассажиров с детьми, лиц пожилого возраста, инвалидов, затем выяснить, кто из пассажиров и когда пожелает пить чай.

4. В пути следования:

4.1. проводник в начале поездки должен сообщить пассажиру имеющуюся информацию о расписании следования поезда, времени прибытия на крупные станции, режиме работы вагона-ресторана, о периодическом вещании информации по трансляции поездного радиоузла;

4.2. при приготовлении, подаче, уборке чая и скобяного инвентаря проводник должен надеть специальную одежду, соответствующую этой работе;

4.3. необходимо иметь при себе купюры разного достоинства, чтобы иметь возможность рассчитаться с пассажиром, при этом запрещается ходить по вагону с целью размена денег;

4.4. прежде чем войти в купе к пассажирам, необходимо постучаться в дверь и спросить разрешения;

4.5. в ночное время суток осторожно будить тех пассажиров, которые заканчивают свою поездку, не беспокоя рядом отдыхающих пассажиров;

4.6. перед прибытием на конечный пункт напоминать пассажирам, не оставили ли они свои вещи, проездные документы.

5. При разговоре с пассажирами:

5.1. начать разговор с улыбки (улыбка располагает людей к взаимопониманию);

5.2. следует избегать прямых негативных оценок личности пассажира;

5.3. не следует навязывать собеседнику упорно и категорично собственные мнения и оценки;

5.4. обращаться к пассажиру следует только на «вы», и недопустимо обращение на «ты»;

5.5. если пассажир обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает;

5.6. стараться не перебивать пассажира, даже если его слова вызывают резкое неприятие или негодование;

5.7. выслушивая пассажира, ставить в центр внимания его интересы, подчеркнуть заинтересованность в нем;

5.8. слушая пассажира, нельзя отвлекаться на другие дела;

5.9. при отсутствии времени на выслушивание пассажира, тактично перенести разговор на другое время или попросить его обратиться к другому проводнику.

профессиональная этика проводник пассажир

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Виды коммуникаций в деловом общении. Этика взаимоотношений в системе «руководитель-подчиненный». Формы распоряжения. Примеры конструктивной критики, высказываний претензий без обид. Защитные стратегии гендерного менеджмента. Правила поведения с женщинами.

лекция [704,3 K], добавлен 21.09.2016

Нравственные основы адвокатской деятельности. Кодекс профессиональной этики адвоката — совокупность правил поведения, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений. Нравственные особенности поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 18.01.2011

Этика делового общения в сфере гостиничного сервиса. Основная задача этического кодекса. Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Особенность формирования корпоративной культуры в гостеприимстве. Правила разработки этического кодекса.

курсовая работа [35,2 K], добавлен 14.10.2014

Профессиональная этика как составная часть этической науки. Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, нравственным качествам его личности. Категории педагогической этики. Степень развития педагогического такта.

презентация [1,7 M], добавлен 22.08.2015

Профессиональная этика как объект социально-философского анализа. Профессионально-этические основы деятельности чиновника. Совершенствование профессиональной этики государственных и муниципальных служащих в социокультурной ситуации современной России.

курсовая работа [98,3 K], добавлен 28.04.2013

Деятельность системы Кодексов этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Нормы поведения бухгалтерских работников. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика. Соблюдение этических норм профессионального поведения. Объективность аудитора.

курсовая работа [58,2 K], добавлен 10.04.2009

Краткая история появления термина «этика», определение понятия «профессиональная этика юриста». Общие проблемы морали, соотношение целей и средств. Сходства и различия морали и права. Общеморальные, корпоративные и профессиональные этические кодексы.

реферат [26,9 K], добавлен 12.12.2010

Профессиональная этика как прикладная, специализированная часть этики. Соотношение понятий «этики», «мораль», «нравственность». Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 28.08.2009

Этические принципы и нормы поведения, принятые в деловом общении. Ошибки, допускаемые людьми в межличностном общении. Проблемы общения подчиненных с начальством и пути их решения. Правила общения с подчиненными и ошибки, допускаемые руководителями.

реферат [24,6 K], добавлен 11.11.2013

Основные правила ношения костюма. Стереотипы поведения женщин и мужчин. Имидж как необходимый атрибут эффективных деловых отношений. Основные механизмы психологической защиты. Критика сотрудников и что за этим следует. Правила хорошего тона в общении.

реферат [15,5 K], добавлен 11.03.2009

Статья написана по материалам сайтов: pegas-auto.com, fb.ru, otherreferats.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector