Начисляется ли премия на доплату за совмещение

Приступая к работе, человек подписывает трудовой договор и знакомится с должностной инструкцией. В документах оговаривается рабочее время, нагрузка и перечень его трудовых обязанностей. Однако возникают ситуации, когда работник вынужден брать на себя дополнительные обязанности.

Юридически это называется совмещением должностей или исполнением обязанностей временно отсутствующего сотрудника. Соглашаясь на дополнительную работу, стоит понимать, какие доплаты положены за совмещение и насколько это законно.

Это право или обязанность

Устанавливать совмещение это право работодателя возложить дополнительные обязанности на работника. При этом человек имеет право отказаться от такой участи, так как с ним уже заключен договор на выполнение конкретных должностных обязанностей.

Можно выделить несколько видов дополнительной работы:

  1. Совмещение должностей часто встречается для выполнения обязанностей по другой профессии (должности). Например, в компании нет специалиста на должность и сотрудники вынуждены трудиться фактически на двух ставках.
  2. Расширение зоны обслуживания связано с выполнением расширенных задач, но не обозначенных в основной должностной инструкции. Это может иметь временный срок, например, при проведении ремонтных работ на производстве.
  3. Увеличение объема работы обычно имеет временный срок на период роста производства. Например, сезонное увеличение или запуск нового продукта.
  4. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – временное замещение отсутствующего сотрудника и выполнение его функций в полном или частичном объеме.

Для такой работы обязательно составляется дополнительное соглашение к договору и издается приказа.Прописывается должностная инструкция, в которой указывается список новых обязанностей. При временном замещении обязанностей сотрудник может полностью выполнять порученную ему работу, и лишь часть времени уделять своей должности. Если происходит полный переход на замещаемую ставку, нужно оформлять временный перевод человека до момента выхода основного сотрудника.

В соответствии с законом любое совмещение и увеличение работы должно дополнительно оплачиваться (статья 151 ТК РФ). При этом срок выполнения обязанностей может занимать от нескольких дней, до нескольких месяцев.

Если известны даты, лучше их сразу отразить в документах. Сотрудник имеет право досрочно отказаться от дополнительной нагрузки. Для этого он пишет соответствующее заявление руководителю с просьбой снять с него совмещение.

Ограничения для совмещения

В кодексе нет информации об ограничениях совмещения должностей. Практически любому сотруднику организации может быть назначена такая работа. При этом следует учитывать два важных фактора:

Любое совмещение должно быть включено в рабочее время, а не сверх его нормы.

Желательно совмещать должности схожих профессий или квалификации работника. Это связано с более грамотным выполнением обязанностей без потери времени на обучение.

Тем не менее не стоит забывать о привилегированной категории граждан: беременные женщины, инвалиды, несовершеннолетние сотрудники и матери с детьми до трех лет. Хотя закон не запрещает устанавливать им увеличение нагрузки, но лучше подстраховаться от неприятных последствий. Для этого можно обговорить все условия труда, оценить их применимость к данным лицам и подписать все необходимые документы.

Размер в 2018 г. по ТК РФ

Законом не определены рамки оплаты за выполнение работы по совмещению профессий или замещению временно отсутствующего работника. Но устанавливая компенсацию, следует помнить о действии некоторых правил:

  • условия труда и его оплата не должны ухудшать действие основного трудового договора работника;
  • за каждое совмещение или исполнение обязанностей назначается определенный размер доплаты, который указывается в дополнительном соглашении. Выражаться он может как в виде процента от оклада сотрудника, так и в виде фиксированной суммы;
  • доплата приравнивается к компенсационным выплатам и с нее удерживается подоходный налог;
  • доплата входит в средний заработок и к ней применяется районный коэффициент и процентная надбавка;
  • логично устанавливать доплату, размер которой не будет больше оплаты по замещаемой должности.

При отсутствии соглашения о доплате или ее невыплате работа считается незаконной, так как нарушает правила Трудового кодекса. Такое действие работодателя должно пресекаться контролирующими органами, а сотрудник имеет право ее не выполнять.

От какого оклада считать

Вопрос об установлении компенсации за исполнение временных обязанностей или совмещение профессий часто возникает при возникновении такой ситуации. При исполнении обязанностей компенсация вычисляется исходя из оклада отсутствующего сотрудника.

Достаточно редко заместителю выплачивается полный оклад, обычно устанавливается какой-то процент. При совмещении профессий вполне уместно платить полный оклад или его часть в зависимости от затраченного времени. При увеличении объема работы, стоит произвести расчет процента надбавки от оклада работника.

Следует отметить, что не предусмотрены конкретные правила оплаты, верхние и нижние границы компенсации. Решение принимается на основании коллективного договора или внутренних локальных документах компании.

Порядок расчета

Устанавливать доплату можно двумя способами: фиксированная сумма или процент от оклада по замещаемой должности.

При выборе компенсации, составляющей определенный процент от оклада, необходимо сначала рассчитать сумму по установленному проценту.

Важно помнить, что компенсация рассчитывается пропорционально отработанному времени, если месяц был отработан не полностью.

Доплата фиксированной суммой

Способ доплаты в виде фиксированной суммы означает, что человеку ежемесячно к основному доходу выплачивается надбавка, прописанная в документах.

На время отпуска

Наиболее распространенным явлением, когда необходимо оформлять совмещение должностей является отпуск одного из сотрудников компании. Чаще всего назначают временного исполнителя на период отпуска основного работника.

В любом случае составляется дополнительное соглашение и приказ на совмещение или замещение. Отдельно прописываются должностные обязанности, которые должен выполнять сотрудник в свое рабочее время. Особенностью такой работы является ее кратковременность.

Обычно сроки отпуска известны и прописываются во всех документах. Такой вид совмещения так и называется «на период отпуска основного работника». Компенсация надбавки выплачивается за весь период работы. Если она длится меньше месяца, то рассчитывается пропорционально отработанному времени.

Заявление, приказ о совмещении

Любую трудовую обязанность работника необходимо документально зафиксировать. Со стороны работодателя для этого издается приказ. В документе содержится информация о сотруднике, на которого ложится ответственность за совмещение, замещение или увеличение зоны ответственности.

Если известные сроки, они обязательно указываются либо прописывается обоснование увеличения нагрузки и расширения трудовых обязанностей. А также составляется соглашение с работников, в котором прописываются все условия работы, включая ее оплату.

Для предотвращения конфликтов с сотрудника лучше взять заявление, в котором он дает свое согласие на выполнение дополнительной работы. Особенно это важно делать с привилегированной категорией работников (беременные, инвалиды, несовершеннолетние, матери малолетних детей).

Как снять доплату за совмещение

Когда необходимость в совмещении исчерпана, следует отменить доплату за работу и действие соглашения. Для этого издается приказ об отмене совмещения, временного исполнения обязанностей или увеличения трудовой нагрузки.

Подписанный приказ должен быть передан в бухгалтерию, для снятия доплаты. Если отработан месяц не полностью, сумма надбавки рассчитывается пропорционально отработанному времени.

Важно быть внимательным и вовремя аннулировать действие совмещения. Работник может продолжать выполнять дополнительную работу (особенно если сроки ее окончания не были оговорены) и получать за нее компенсацию. Удержать в таком случае выплаченные деньги будет незаконно.

Принимая на себя обязанности дополнительной работы или замещения отсутствующего работника, следует оценить свои силы и профессиональные знания. Не стоит в погоне за деньгами надрывать свое здоровье, беря несколько функций. Как известно, лучше сделать что-то одно, но качественно.

От работодателя, в свою очередь, требуется правильное оформление совмещения и корректная плата за нее. Не стоит злоупотреблять трудолюбием персонала, лучше обеспечить правильное замещение должностей. Это позволит не только избежать производственных рисков, но и благотворно скажется на деятельности компании.

Оплата совместителям. Об отпуске и пособиях по совместительству смотрите здесь:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Порядок доплаты за совмещение должностей

Последние изменения: Февраль 2019

Право работника выполнять дополнительный объём работ на временной или постоянной основе, обязательство работодателя обеспечить вознаграждение за интенсивность труда – основа для заключения обоюдного соглашения, закрепляемого документально. Сотрудник принимает решение в установленное графиком рабочее время обеспечить выполнение дополнительного объёма работ, не входящего в круг обязательств согласно условиям индивидуального договора, за которые полагается материальная компенсация – доплата за совмещение.

Правовое регулирование

Внутреннее совместительство и совмещение – игра слов или принципиальное различие по сущности? Трудовой Кодекс определяет совместительство статьёй 60.1, а совмещение должностей и профессий статьёй 60.2.

Исходя из определения, оно не предполагает дополнительно затрачиваемого времени на исполнение должностных обязанностей или пропорциональной части в отличие от совместительства, формируя ряд различий по критериям, представленным в таблице:

Параметры Совмещение профессий Внутреннее совместительство
Время на выполнение Дополнительные обязанности исполняются параллельно с основными без временных затрат Труд по окончанию рабочей смены или в выходной по графику с затратой части интервала свободного от основной работы времени
Оформление отношений Чтобы оформить документально, пишется заявление сотрудником и составляется дополнительное соглашение Совместительство на одном предприятии оформляется составлением второго трудового договора
Накладываемые ограничения Не предусмотрены, поскольку отсутствует увеличение продолжительности рабочего времени Запрещено несовершеннолетним, лицам, занятым трудом во вредных условиях и требующим повышенной скорости реакции (водителям)
Вознаграждение Оплата труда при совмещении должностей производится на основании заключённого дополнительного соглашения и не имеет предельного ограничения в размерах Оплата по совместительству рассчитывается на основании штатного расписания и не может превышать 50 % от установленной тарифной ставки или должностного оклада

Как оплачивается совмещение должностей по Трудовому Кодексу? Порядок оплаты регулируется статьёй 151, в соответствии с которой доплата за совмещение должностей производится в случае исполнения обязательств, не предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией. Минимальный размер должен устанавливаться индивидуально в соглашении или в коллективном договоре.

Особенности получения доплаты

Как оплачивается совмещение профессий, зависит от норм, установленных в соглашении, если дополнительные условия не регламентированы внутренними локальными документами.

В общем случае используются следующие виды компенсационных выплат:

    фиксированный объём денежных средств; процент, рассчитанный на основании оклада замещаемого работника; надбавка в зависимости от заработной платы сотрудника, исполняющего работу ввиду отсутствия непосредственного исполнителя.

Если исполнение обязательств временно отсутствующего работника возложено на несколько персон, то оплата может осуществляться пропорционально части исполняемых функций.

Сложности возникают при начислении премий по итогам производственной деятельности. Начисляется ли премия на доплату за совмещение и чем регулируются условия получения?

Условный числовой пример

Буквально рассчитать по шагам сумму вознаграждения поможет следующий числовой пример:

  1. Сначала нужно посчитать надбавку исходя из оклада и времени отсутствия:
  1. Рассчитывается премиальная сумма на основании надбавки:

Премия = 7500 * 0,3 = 2250 рублей.

  1. Считается общая сумма вознаграждения:

Вознаграждение = 7500 + 2250 = 9750 рублей.

Оплата за выполнение функций временно отсутствующего члена трудового коллектива начисляется различным образом исходя из различия по существу, заложенного трудовым законодательством. Регулировка размера вознаграждений возложена на предприятие. Получаемая сумма будет различаться в зависимости от условий дополнительного соглашения и норм, установленных внутренними локальными документами.

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Автор: И.В. Березкин

Журнал “Заработная плата“

В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

При этом размеры такого рода доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

На практике различаются следующие режимы, связанные с исполнением дополнительных обязанностей :

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;
  • выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников.

Далее в публикации для краткости, если это только особо не оговорено, все приведенные режимы будут именоваться совмещением профессий (должностей).

Все эти виды работ допускаются в одной и той же организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

Под совмещением профессий (для рабочих) или должностей (для руководителей, специалистов, служащих) понимается выполнение работником наряду со своей основной, обусловленной трудовым договором, работой, дополнительной работы по другой, вакантной должности без освобождения от основной работы в одной и той же организации в одно и то же рабочее время.

Совмещение профессий (должностей) необходимо отличать от выполнения обязанностей на условиях штатного совместительства, когда с работником заключается отдельный трудовой договор (внутреннего или внешнего штатного совместительства), а обязанности по договору выполняются вне рамок рабочего дня (смены).

Порядок и условия совмещения профессий (должностей) применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ. Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполненных работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (временное заместительство) следует понимать замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Это интересно:  Допустимый уровень шума в квартире: нормы по закону, что делать, если превышены

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель вправе переводить сотрудника для замещения отсутствующего работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Исходя из приведенных положений, перевод сотрудников на другую работу для выполнения обязанностей временно отсутствующего работника на условиях статьи 74 ТК РФ влечет за собой освобождение их от исполнения обязанностей по основной должности (профессии). Доплата же за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника вводится в тех случаях, когда сотрудник наряду с выполнением трудовых обязанностей по своей основной должности (профессии) в пределах установленной продолжительности рабочего дня привлекается к выполнению обязанностей по должности (профессии) временно отсутствующего работника.

Учитывая положения статьи 423 ТК РФ, при документальном оформлении указанных режимов, а также решении ряда иных вопросов, связанных с введением и изменением доплат за совмещение профессий (должностей), организации вправе руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:

Постановления Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту — Постановление Совмина № 1145 );

Инструкции Госкомтруда СССР от 14 мая 1982 г. № 53-ВЛ «По применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»;

Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 820/39 (в редакции изменений от 11 декабря 1986 г.).

Однако, учитывая тот факт, что приняты данные нормативные акты были еще задолго до введения в действие Трудового кодекса РФ, то их положения могут применяться только в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству, а также с учетом сложившейся на сегодняшний день судебной практики.

Введение, изменение и прекращение условий о совмещении профессий (должностей)

Совмещение профессий (должностей) допускается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие).

Совмещение оформляется приказом руководителя с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительной работы, размера доплаты и периода, на который она вводится (совмещение может осуществляться в рамках определенного периода времени или без указания срока).

Оформление отмены или уменьшения доплаты за совмещение также осуществляется приказом по организации, при этом об изменении условий совмещения работник должен быть предупрежден в письменной форме за два месяца, если только совмещение не вводилось на строго определенное время. Необходимость такого предупреждения обусловлена положениями статьи 72 ТК РФ.

Совмещение вакантных должностей может производиться несколькими сотрудниками. При этом размеры доплат данным сотрудникам рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы они не превышали в суммарном выражении (в рублях) должностного оклада (тарифной ставки) по вакантной должности. В противном случае установление доплат экономически нецелесообразно.

Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем (администрацией организации) исходя из фактически выполняемого объема работ по вакантной должности в процентах от тарифной ставки (должностного оклада) по основной должности. Если совмещение производится неполное рабочее время (например, неполный месяц из-за болезни) доплата начисляется пропорционально за фактически отработанное время.

Пример 1

Должностной оклад работника, замещающего должность бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками составляет 5000 рублей.

В одном из месяцев в связи с длительной болезнью бухгалтера по учету расчетов с работниками по оплате труда (должностной оклад в месяц — 4800 руб.), работнику установлена доплата за замещение должности временно отсутствующего бухгалтера по расчетам с работниками по оплате труда в размере 60 процентов от должностного оклада.

Заработная плата сотрудника за отчетный месяц составит 8000 руб., в том числе:

  • должностной оклад — 5000 руб.;
  • доплата за замещение — 3000 руб. (5000 руб. x 60%).

Вся сумма пособия по временной нетрудоспособности заболевшего сотрудника оплачена из средств социального страхования, а именно начисленных к уплате сумм единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС РФ, в связи с чем введение доплаты за замещение не потребует от работодателя дополнительных расходов по оплате труда.

Если же бухгалтер по учету расчетов с работниками по оплате труда направлена в длительную служебную командировку с сохранением за ней среднего заработка, то введение доплаты за замещение потребует от работодателя дополнительных расходов в сумме 3000 руб. за полностью отработанный месяц.

Учет по совмещаемой работе в табеле учета использования рабочего времени не производится, поэтому его целесообразно вести отдельным порядком в структурных подразделениях организации.

Экономически нецелесообразным является распространение совмещения на руководителей предприятий, их заместителей и помощников.

При ухудшении качества продукции, выполненной работы или обслуживания населения, совмещение и доплаты за него могут прекращаться с момента выявления этого ухудшения.

Особенностью заместительства является то обстоятельство, что при таком режиме исполнение обязанностей временно отсутствующих работников называется временным заместительством (для руководящих должностей) или временным замещением (для других). При этом замещающий работник также не освобождается от своей основной работы, а исполнение обязанностей как по своей должности, так и по должности отсутствующего работника, осуществляется без увеличения рабочего дня.

Если обязанности руководителей возлагаются на их заместителей или помощников, доплаты рекомендуется не производить, так как сами обязанности по таким должностям и их статус подразумевают собой выполнение в отсутствие руководителей их обязанностей.

Допуск, оплата, освобождение от временного замещения производятся аналогично, как и при установлении совмещения профессий. Однако, необходимо отметить, что так как замещение производится невакантной должности (то есть временно отсутствующего работника), то следует определять экономический эффект от данной процедуры. Если замещается должность работника, находящегося на «больничном», оплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то введение замещения с ограничением его тарифной ставкой (должностным окладом) по исполняемой работе не требует от работодателя дополнительных затрат на оплату труда по сравнению с нормальным производственным процессом. В случае же нахождения работника в длительной командировке или в других случаях, когда за ним сохраняется заработная плата в организации, введение замещения потребует дополнительных затрат и вопрос его введения будет зависеть во многом от необходимости (важности, срочности) этого замещения.

В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Однако учитывая то обстоятельство, что такая схема дополнительной оплаты труда напрямую противоречит положениям статьи 151 ТК РФ, при замещении работнику следует выплачивать именно доплату, а не оплачивать разницу. Впрочем, как возможный вариант размер выплачиваемой доплаты может определяться исходя из определяемой разницы.

Заметим ряд примечательных моментов, касающихся использования системы совмещения профессий (должностей).

Во-первых , уменьшение численности работников в бюджетных учреждениях в результате совмещения профессий (должностей) не может служить основанием для изменения вышестоящими органами установленного организации лимита численности и утвержденного для нее штатного расписания, а также упразднения подразделений, одним из условий создания которых является наличие определенной численности работников.

Согласно Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол № 4) доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы включены в перечень гарантированных выплат компенсационного характера. Это означает ни что иное, как обязательную выплату указанных доплат в бюджетных учреждениях за счет средств бюджетного финансирования.

Во-вторых , за работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, сохраняются предусмотренные действующим законодательством льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещаемым профессиям (должностям). Работникам, которым по основной профессии (должности) указанные выше льготы действующим законодательством не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

При этом продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается пропорционально проработанному времени в условиях, дающих право на этот отпуск.

Применение условий о совмещении профессий (должностей) с учетом судебной практики

В последнее время условия о дополнительной оплате труда при совмещении профессии (должностей) явились предметом рассмотрения многочисленных судебных разбирательств.

Учитывая, что в должностные обязанности руководителей и их заместителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) входит осуществление функций своих подчиненных, а их оплата труда производится на уровне, превышающем размеры заработной платы подчиненных лиц, то положения Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав вышеуказанных категорий работников на совмещение должностей были признаны соответствующими нормам действующего трудового законодательства.

Однако принятое Верховным Судом Российской Федерации решение было отменено Определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № КАС 03-90.

По итогам указанных судебных решений положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на получение доплат за совмещение профессий (должностей) были признаны не действующими с 25 марта 2003 года. Именно с указанной даты данные категории работников вправе претендовать на получение доплат на условиях, установленных статьей 151 ТК РФ.

В качестве объяснений принятых решений Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала на имеющееся у организаций, не финансируемых из бюджета, право по самостоятельному определению условий оплаты труда на основе принимаемых коллективных договоров, соглашений и прочих локальных актов без обязательного руководства при этом едиными тарифно-квалификационными справочниками.

Несмотря на то, что свое определение Верховный Суд построил на организациях внебюджетной сферы, указанные выше положения пункта 15 Постановления Совмина № 1145 признаны недействующими в полной мере, а потому право на совмещение должностей (профессий) имеют также руководители структурных подразделений и их заместители, занимающие должности в бюджетных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям статей 135 и 145 ТК РФ соответствующие ограничения в бюджетных учреждениях могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами.

Наряду с этим, действующая в настоящее время редакция подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 не допускает совмещение должностей работниками из числа руководителей предприятий, учреждений, организаций, их заместителей и помощников. Предметом рассмотрения на заседаниях Верховного Суда и его Кассационной коллегии данная категория лиц не являлась, а потому следует считать, что ограничение их прав на совмещение должностей в настоящее время оставлено в силе.

Предметом рассмотрения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (Определение от 11 марта 2003 г. № КАС 03-25) стали положения подпункта «а» абзаца 3 и абзаца 4 пункта 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» в части ограничения прав на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников лицами из числа штатных заместителей или помощников отсутствующих, а также прав главных инженеров на получение такой доплаты за период замещения отсутствующего руководителя.

По итогам рассмотрения права указанных лиц на получение доплаты за замещение были восстановлены с 11 марта 2003 года.

Исходя из вышеизложенного, за исполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей указанные выше категории работников вправе получать как минимум разницу между их фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, как это предусмотрено в Разъяснении № 30/39. В силу же положений статьи 151 ТК РФ по согласованию с работодателем должна выплачиваться не разница в окладах, а доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах, согласованных сторонами трудовых отношений (в том числе и превышающая разницу в окладах).

При все этом необходимо учитывать, что несмотря на отмену соответствующих положений Разъяснения № 30/39, в бюджетных учреждениях права штатных заместителей или помощников руководителей, и главных инженеров на получение указанной доплаты в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ могут быть ограничены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Отраслевое регулирование вопросов, связанных с введением, изменением и отменой условий о совмещении профессий (должностей)

В организациях текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации, на которые распространяется действие Отраслевого соглашения на 2005—2007 годы (зарегистрировано в Роструде 11 марта 2005 г., регистрационный номер 14/04-06), конкретный размер устанавливаемой работнику доплаты за совмещение профессий (должностей) определяется коллективным договором, но должен составлять не менее 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) по совмещаемой профессии.

В Министерстве обороны Российской Федерации доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в соответствии с пунктом 4 раздела IX приложения № 1 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки» (в редакции изменений и дополнений).

Это интересно:  Как облагается НДФЛ зарплата работников — иностранных граждан

Доплаты устанавливаются работникам, выполняющим в одной и той же воинской части наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника. На установление доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей отсутствующего работника используется экономия фонда заработной платы.

Руководителям учреждений, предприятий и организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, служб, их заместителям и помощникам доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не производятся. При этом следует признать, что такого рода положения приказа Министра обороны несколько противоречат действующему законодательству (см. предыдущую главу публикации).

Мастерам и начальникам участков доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производятся на общих основаниях.

Соглашение о совмещении профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом командира воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности) или должности (профессии) отсутствующего работника, объема дополнительно выполняемых обязанностей (работ) и размера доплат. При этом совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может производиться при условии, если это экономически целесообразно, не ведет к ухудшению качества выполняемых работ по основной и совмещаемой работе и обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности.

Размер доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается администрацией по согласованию с работником в процентах от тарифной ставки (оклада) по основной профессии (должности) работника с таким расчетом, чтобы сумма доплат (с начислениями) не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой вакантной профессии (должности).

Работникам, которым по основной профессии (должности) действующим законодательством не предусмотрены льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания), а по совмещаемой профессии (должности) они предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

Среднему медицинскому (в том числе главным медицинским сестрам), фармацевтическому (в том числе начальникам (заведующим) аптек, отнесенных к V группе по оплате труда руководителей), младшему медицинскому персоналу за совмещение профессий (должностей) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) устанавливается доплата без ограничения ее предельными размерами (пункт 25 раздела IV приложения № 4 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130).

При этом врачи и провизоры могут совмещать должности (профессии) среднего медицинского, фармацевтического, младшего медицинского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) и размерами доплат за совмещение. Совмещение врачами и провизорами одной специальности и квалификации других врачебных (провизорских) должностей допускается в исключительных случаях по перечням военно-медицинских учреждений (подразделений) и врачебных должностей, утверждаемым Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что выполнение врачами и средним медицинским персоналом, а также провизорами и фармацевтами (с режимом работы более одной смены) военно-медицинских учреждений (подразделений) обязанностей временно отсутствующих других врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов (вследствие болезни, отпуска, командировки и т.п.), оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством.

В тех случаях, когда указанная работа выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможности заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.

При формировании фондов заработной платы на очередной год организации Минобороны России должны учитывать, что доплаты за совмещение профессий (должностей) в подсчет фонда не включаются, так как совмещение может иметь место только при наличии вакантных должностей, которые учитываются при расчетах планового фонда заработной платы.

В учреждениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков размер выплачиваемой работникам доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника определяется в соответствии с приказом ФСКН России от 13 июля 2004 г. № 210, — до 100 процентов от оклада (тарифной ставки) отсутствующих работников.

В таком же порядке размер доплаты определяется в бюджетных учреждениях, подведомственных Государственной фельдъегерской службе (см. приказ ГФС России от 5 марта 2004 г. № 75).

Работникам таможенных органов (оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетных учреждений) размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации, которая утверждена приказом ГТК России от 30 ноября 2000 г. № 1082.

Доплата устанавливается в размере до 100 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, в соответствии с порядком, установленным в приложении № 5 к указанной Инструкции.

Согласно данному приложению под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, болезнь и т.п.) понимается временное замещение, то есть исполнение обязанностей по не вакантной должности в отличие от совмещения профессий (замещающий работник не должен являться штатным заместителем или помощником отсутствующего работника).

Под совмещением профессий (должностей) в свою очередь подразумевается выполнение работником с его согласия наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой, вакантной (не одноименной) должности, или профессии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены).

Расширение зон обслуживания означает повышение занятости (загруженности) работника путем увеличения числа обслуживаемых им объектов, убираемой площади и т.п. по сравнению с установленной нормой.

Увеличение объема выполняемых работ связано с выполнением дополнительных работ сверх нормативного объема, предусмотренного для данной профессии (должности) работника.

Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ устанавливается исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой профессии (должности) с таким расчетом, чтобы сумма доплаты не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности).

В таможенных органах доплаты не производятся руководителям подразделений, их заместителям и помощникам, начальникам отделов, служб, их заместителям и помощникам, а также в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах затрат и обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника, например, по должности «секретарь-машинистка» или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе).

Порядок дополнительной оплаты труда за совмещение профессий (должностей) лиц из числа федеральных государственных служащих разъяснен в письме ГТК России от 2 декабря 2002 г. № 01-06/47498 «О доплате федеральным государственным служащим за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего) таможенного органа».

Государственному служащему, исполняющему обязанности по должности временно отсутствующего сотрудника или вышестоящей должности временно отсутствующего государственного служащего, наряду с денежным содержанием (с учетом всех установленных выплат по основной должности), выплачивается доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Размер доплаты определяется исходя из разницы между фактическим окладом, установленным по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего), и окладом по основной должности государственного служащего, рассчитанной с учетом надбавок за особые условия государственной службы, за выслугу лет и премии по результатам работы, установленных государственному служащему по основной должности на дату начала исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Для расчета применяется следующая формула: Сумма доплаты = (разница в окладах) + (разница в окладах) x % надбавки за особые условия государственной службы + (разница в окладах) x % надбавки за выслугу лет + (разница в окладах) x % премии по результатам работы.

Если например, государственному служащему (должностной оклад по основной должности — 2000 руб., надбавка за особые условия государственной службы — 80 процентов, надбавка за выслугу лет — 20 процентов, премия — 25 процентов), поручается исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (оклад по должности — 2500 руб.), то кроме разницы в окладах (500 руб. = 2500 руб. — 2000 руб.) он вправе получить исчисленные на сумму разницы в окладах надбавки и премию (надбавка за особые условия государственной службы и разницы в окладах — 400 руб. (500 руб. x 80%); надбавка за выслугу лет — 100 руб. (500 руб. x 20%); премия — 125 руб. (500 руб. x 25%)). Всего сумма дополнительной оплаты (доплаты) составит 1125 руб.

В учреждениях здравоохранения при установлении доплат за совмещение профессий (должностей) могут быть учтены положения приказа Минздрава СССР от 19 июля 1982 г. № 700 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Указанным приказом, в частности, утвержден Перечень профессий и должностей работников учреждений здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, на основании которого в каждом учреждении может разрабатываться и утверждаться конкретный перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться доплата.

В образовательных учреждениях доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может устанавливаться в отношении мастеров производственного обучения, выполняющих в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника. На это обращено внимание в пункте 4.16 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96.

Особенности начисления премий

«Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2006, N 6

В соответствии со ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Статьей 191 ТК РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Таким образом, вопросы о размерах и порядке премирования, а также о возможности и необходимости начисления премий на доплаты и надбавки решает сама организация.

Вместе с тем организация может воспользоваться действующим по настоящее время Перечнем доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, на которые начисляются премии (далее — Перечень доплат и надбавок), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 ноября 1986 г. N 491/26-175.

На основании данного Перечня при начислении премий помимо тарифных ставок и окладов учитываются, в частности, доплаты:

  • за совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания или увеличение объема работ;
  • выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
  • работу с тяжелыми и вредными и с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;
  • интенсивность труда;
  • работу по графику с разделением дня на части с перерывами между ними не менее двух часов;
  • работу в ночное время;
  • продукцию (в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях);
  • ненормированный рабочий день у водителей автомобилей;
  • перевозку опасных грузов на морском и речном транспорте;
  • часы переработки сверх нормального рабочего времени плавающему составу судов производственного флота рыбной промышленности;
  • на период освоения новых норм трудовых затрат.

При начислении премий учитываются следующие надбавки:

  • за высокое профессиональное мастерство;
  • классность;
  • высокие достижения в труде;
  • выполнение особо важной работы на срок ее проведения;
  • ученую степень (а также на оклад, установленный с учетом ученой степени);
  • обеспечение значительного удельного веса продукции, соответствующей мировым достижениям, существенное расширение экспорта продукции и повышение технического уровня производства.

Кроме того, существует персональная надбавка, установленная по решению министра, руководителя ведомства.

Если в положении о премировании просто указано, что премии исчисляются исходя из начисленной заработной платы, организация должна руководствоваться действующим Перечнем доплат и надбавок.

Расходы на оплату труда организация определяет на основании ст. 255 НК РФ, в соответствии с которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Вместе с тем в отличие от п. 2 ст. 255 НК РФ в п. 3 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доплата за ненормированный рабочий день. В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней. Если такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Это интересно:  Что такое федеральный розыск в 2019 году? За что могут подать?

Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным или трудовым договором.

Таким образом, согласно ТК РФ работники с ненормированным рабочим днем имеют право на компенсацию в виде дополнительного отпуска либо денежную компенсацию в размере, установленном ст. 152 ТК РФ.

Поскольку денежная компенсация в размере, установленном ст. 152 ТК РФ, предусмотрена непосредственно нормами законодательства Российской Федерации, она относится к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, независимо от упоминания в коллективном и (или) трудовом договоре.

В то же время организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли больший размер компенсации при условии, что он установлен в трудовом договоре.

Надбавка за увеличение объема работ, доплата за совмещение профессий относятся к начислениям стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанным с режимом работы или условиями труда.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным и (или) трудовым договорами.

Кроме того, согласно ст. 151 ТК РФ работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Надбавка за расширение зон обслуживания и увеличение объема работ предусмотрена Инструкцией Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС от 14 мая 1982 г. N 53-ВЛ по применению Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Инструкция N 53-ВЛ).

Согласно п. 1 Инструкции N 53-ВЛ под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Таким образом, поскольку ТК РФ не устанавливает конкретного размера доплат за увеличение объема работ, в целях налогообложения прибыли данные начисления, связанные с режимом работы и условиями труда, обязательно должны быть предусмотрены в соответствующем документе (например, в коллективном или трудовом договоре).

Доплата за классность, надбавка к окладу, назначенная на группу сотрудников на определенный период, относятся к начислениям стимулирующего характера.

В п. 2 ст. 255 НК РФ отсутствует ссылка на то, что такие начисления производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому организация располагает ничем не ограниченными возможностями при выборе форм стимулирования труда, включая выплату таких начислений.

Вместе с тем в отличие от выплат, предусмотренных непосредственно нормами законодательства Российской Федерации, для целей налогообложения прибыли начисления стимулирующего характера обязательно должны быть предусмотрены в соответствующем документе (коллективном договоре, локальном нормативном акте и трудовом договоре).

Доплата за выполнение работ по воинскому учету. В соответствии со ст. 170 ТК РФ работникам, привлекаемым к выполнению государственных, в том числе воинских, обязанностей, предоставляются гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере не более 1000 руб.

Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, в 2005 г. определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704. В соответствии с п. 2 этих Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и возмещением в установленных случаях расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов и т.д. Указанные расходы компенсируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Министерства обороны Российской Федерации.

Сумму начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими обязанностей, связанных с воинским учетом, следует рассматривать в качестве предусмотренной непосредственно нормами законодательства Российской Федерации компенсации за исполнение государственных и (или) общественных обязанностей. В налоговом учете расходы по выплате компенсации (в пределах 1000 руб.) отражаются как расходы на оплату труда.

Таким образом, организация вправе включать в состав расходов по оплате труда работников суммы различных выплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам, а также премий при условии, что такие начисления соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и не перечислены в ст. 270 НК РФ, а также предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации либо локальными нормативными актами и трудовыми договорами (контрактами).

В трудовом договоре допускается ссылка на локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и т.д.) без конкретной их расшифровки в трудовом договоре. В этом случае считается, что указанные локальные нормативные акты распространяются на конкретного работника. Соответственно, если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные начисления, предусмотренные в локальных нормативных актах, либо на них нет ссылок, такие начисления не могут быть приняты для целей налогообложения прибыли.

В соответствии с п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213) при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) средний заработок работников повышается в следующем порядке:

  • если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода;
  • если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;
  • если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) до окончания указанного периода.

Рассмотрим это на примерах.

Пример 1. Работнику Корнеевой предоставлен отпуск продолжительностью 4 календарных дня (с 26 по 29 сентября 2005 г.).

В расчетный период вошли июнь, июль, август.

Средний дневной заработок при окладе 7475 руб. составит:

Сумма отпускных составит:

377,88 руб. х 4 календ. дня = 1511,52 руб.

В соответствии со ст. 139 ТК средний дневной заработок для оплаты отпусков (ежегодных, дополнительных, учебных и т.п.), исчисляемых в календарных днях, рассчитывается за три календарных месяца, непосредственно предшествовавших уходу в отпуск, путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Согласно п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.

Таким образом, поскольку заработная плата была повышена после расчетного периода, до дня ухода работника в отпуск необходимо скорректировать средний заработок за расчетный период.

Для этого нужно определить коэффициент повышения заработной платы по формуле:

Коэффициент повышения = Оклад после повышения : Оклад до повышения.

Коэффициент повышения составит:

8225 руб. : 7475 руб. = 1,1.

Следовательно, с 1 сентября 2005 г. оклад Корнеевой увеличен на коэффициент 1,1.

Сумма скорректированного среднего заработка с учетом повышения составит:

377,88 руб. х 1,1 = 415,67 руб.

Сумма отпускных, которая должна быть выплачена с учетом повышения, составит:

415,67 руб. х 4 календ. дня = 1662,68 руб.

Пример 2. Работнику Кузину заработная плата повышена в период действия события (т.е. в период нахождения в отпуске).

Согласно п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, если повышение заработной платы произошло в период нахождения работника в отпуске, то скорректировать следует часть среднего заработка, которая приходится на период с момента увеличения заработной платы и до окончания отпуска. Поясним сказанное на примере Кузина.

Кузину предоставлен отпуск продолжительностью 28 календарных дней (с 22 августа по 18 сентября 2005 г.).

В расчетный период вошли май, июнь, июль.

Средний заработок до повышения составит:

С 1 сентября 2005 г. оклад Кузину был увеличен на коэффициент 1,1 (7990 руб. : 7260 руб.).

Поскольку заработная плата была повышена в период отпуска, необходимо скорректировать лишь ту часть среднего заработка, которая приходится на период с 1 по 18 сентября 2005 г. (18 календарных дней).

Сумма отпускных, причитающаяся за 10 календарных дней августа, составит:

644,07 руб. х 10 дн. = 6440,7 руб.

Сумма отпускных, причитающаяся за 18 календарных дней сентября, составит:

Общая сумма отпускных, которая должна быть выплачена работнику, составит:

По поводу индексации надбавок добавим, что особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ, установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

В соответствии с п. 2 данного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

  • заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;
  • заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
  • заработная плата, выданная в неденежной форме;
  • денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;
  • начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорары работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
  • заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере 1/10 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
  • разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);
  • заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;
  • выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
  • премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;
  • другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Таким образом, средний заработок, в расчет которого включаются все виды выплат и надбавок, предусмотренные действующей в организации системой оплаты труда, сохраняемый за время нахождения в отпуске, пересчитывается (индексируется) с учетом повышенной заработной платы.

Статья написана по материалам сайтов: zakon-dostupno.ru, hr-portal.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector