МИД Индии: Дели рассчитывает сделать работу банка БРИКС продуктивной

Фото: mapsofindia.com

В Москве состоялся видеомост Москва – Дели на тему: «Россия и Индия: экономические вызовы для стран БРИКС». С 15 февраля председательство в БРИКС от России переходит к Индии. Нестабильность в мировой экономике, структурные дисбалансы, высокая волатильность цен на энергетические и сырьевые товары, а также накопление рядом крупных стран суверенной задолженности напрямую влияют на динамику роста экономик стран БРИКС. Россия в период своего председательства выступила с инициативой более тесной координации макроэкономической политики БРИКС, которая нашла отражение в принятой в Уфе Стратегии многостороннего экономического партнерства БРИКС до 2020 года. Сегодня страны БРИКС, продолжая продвигать реформу международной финансово-экономической архитектуры, создают при этом собственную структуру финансовых организаций – новый Банк развития и Пул условных валютных резервов.

Россия и БРИКС: предварительные итоги

Исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) Георгий Толорая прокомментировал в своем выступлении результаты председательства России в БРИКС. «В последнее время усилилась кампания по дискредитации России и БРИКС, — заявил он. — Ярким примером стала статья в «Файнэншл таймс» под броским названием «Россию исключили из БРИКС». Налицо подтасовка, подмена понятий. БРИКС как союз и квазиорганизация уравнивается с перечнем стран, выгодных для инвестиций. На этом основании делаются заявления о том, что БРИКС испытывает трудности и что дни его сочтены. С одной стороны это, может быть, и хорошо: значит, БРИКС является настолько значимым фактором в экономике, что на него обращают внимание. Тем не менее, нам, экспертам, журналистам надо объяснять широкой общественности истинное положение дел».

По словам Г.Толорая, саммит был весьма удачен и результативен. Были приняты важные документы: Уфимская декларация стран БРИКС и План действий. Особо стоит выделить Стратегию экономического партнерства БРИКС, разработанную совместно всеми странами по инициативе России. Это первая попытка на уровне министерств, ведомств стран-участниц договориться о конкретных направлениях сотрудничества внутри БРИКС. Кроме того, Россия инициировала подготовку дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на период до 2020 года. В этом году был запущен проект Банка развития БРИКС и Пула условных валютных резервов. Сама идея банка была выдвинута всего два года назад на саммите в Форталезе (Бразилия), а ныне он начинает функционировать. «Поэтому тот, кто говорит о неэффективности механизма БРИКС, лукавит, — подчеркнул Г.Толорая. — Мы видим, как долго и сложно идет согласование любых международных форматов. Это естественно: страны защищают свои интересы. Например, нашумевшее Транстихоокеанское партнерство готовилось в течение 9 лет. На этом фоне БРИКС остается в известной мере образцом по исполнению поставленных задач».

Пока развитие БРИКС идет по пути экстенсивного расширения формата. В Год председательства России был запущен ряд новых направлений сотрудничества, и среди них – охрана окружающей среды, молодёжная политика, миграция, промышленность, коммуникация, энергетика, содействие международному развитию. В энергетической сфере ставился вопрос о создании партнерства или ассоциации в БРИКС. «Как представитель академического трека и трека, который связан с гражданским обществом, я хотел бы обратить внимание на то, что в рамках российского председательства впервые начались обмены и мероприятия по неправительственной линии в академической, социальной, культурно-гуманитарной сферах», — отметил исполнительный директор НКИ БРИКС.

В рамках российского председательства были проведены такие крупные мероприятия, как Парламентский, Гражданский, Профсоюзный, Молодежный форумы БРИКС, а также Глобальный университетский саммит. Г.Толорая убежден: тот факт, что к работе БРИКС подключаются не только правительственные структуры, но и гражданское общество, придает дополнительную прочность международным усилиям пяти стран.

Однако не все было безоблачно. Период российского председательства характеризовался, во-первых, достаточно серьезным экономическим спадом в некоторых странах БРИКС, проблемами внутриполитического характера, а также осложнением внешнеполитической ситуации России, Китая и Бразилии. Разумеется, это означало некоторое испытание БРИКС на прочность. Условия и характер деятельности БРИКС не изменились, но стали более сложными. Тем не менее объединение доказало свою жизнеспособность и возможность конструктивно реагировать на эти трудности, умение их преодолевать и, несмотря на объективный рост противоречий между странами БРИКС, его консолидация продолжалась и даже укрепилась, особенно на внешнеполитическом направлении. Надеемся, что импульс не будет утерян в период индийского председательства и что оно ознаменует новый этап в развитии объединения.

БРИКС в период экономического спада

«Наступил момент гораздо большей практичности в деятельности БРИКС, — считает директор Института Латинской Америки РАН, заместитель председателя Научного совета НКИ БРИКС Владимир Давыдов. — Предпосылки для этого возникли значительно раньше, чем принято считать. Например, идея создания Банка развития БРИКС возникла в ходе дискуссии на Академическом форуме в период первого председательства Индии в 2012 году. Думаю, что это был неплохой старт: индийские коллеги внесли очень много полезного в осмысление и продвижение этой идеи. Еще в марте 2013 года на саммите в Дурбане (ЮАР) началась так называемая практика «аутрич». Она далека от сухой протокольности и обладает очень большим политическим смыслом, особенно встреча с политиками Африки руководителей стран-членов БРИКС. Затем эстафету переняла Бразилия, где состоялись консультации с лидерами стран Южной Америки. Наконец, третий раунд этой практики состоялся на саммите в Уфе. Полагаю, что должное значение этому формату придадут наши индийские коллеги в результате своего председательства».

Комментируя текущее положение БРИКС, В.Давыдов отметил, что для того, чтобы определить стратегическую перспективу развития, плодотворнее не руководствоваться конъюнктурой спада и зигзагами кривой экономической активности, а, напротив, выявлять тренды. С точки зрения эксперта, торможение активности ряда членов БРИКС – это явление именно конъюнктуры, но не долгосрочного тренда. «Поддержание тех темпов развития, которые были у нас десять лет назад в условиях благоприятной конъюнктуры, связанной с ценообразованием на товары сырьевой группы, вряд ли можно осуществить в долгосрочном плане», — заметил В.Давыдов. -Темпы роста, оставаясь в среднем выше общемировых, будут неизбежно затухать в силу того, что меняется механизм развития и пропорции издержек производства в странах, которые в силу исключительных комбинаций этих издержек производства осуществили экономический прорыв. Ряд отечественных и зарубежных экспертов предсказывали, что наиболее высокие темпы роста будут не в Китае, а, напротив, в Индии. И эта гипотеза подтверждается».

По словам В.Давыдова, экономика Индии превращается в один из моторов развития мировой экономики и моторов развития совокупной экономики БРИКС. В сложившейся ситуации Россия и Бразилия преодолеют текущие трудности, но для этого необходимо разработать оптимальную модель поведения в посткризисных условиях глобального спада и депрессии. Центр тяжести экономической активности переносится в инновационную сферу. Если страна найдет возможности для такого переноса, то появится шанс преодолеть существующие трудности.

В России, по словам В.Давыдова, «начался период диверсификации ее экономики». В частности, она становится мировым экспортером сельскохозяйственной продукции (в первую очередь свинины, производство которой выросло на 25% за прошлый год), что демонстрирует живучесть ее хозяйственного организма. Серьезные достижения показывает сфера нетрадиционной энергетики. Целый ряд других отраслей тянет за собой военно-промышленный комплекс, где существует серьезный научно-технологический задел.

В свою очередь, основная проблема в бразильской экономике связана не только с тем, что она потеряла способность к динамичному развитию. Предыдущий кабинет министров Бразилии, который возглавляла Дилма Руссефф, выработал очень серьезную программу стимулирования экономики и инновационного процесса. Однако в эти замыслы вмешиваются внутренние и внешние политические факторы, поскольку Бразилия считается в БРИКС слабым звеном и ее позиция как одного из экономических лидеров Латинской Америки далеко не во всем устраивает Вашингтон.

Председательство Индии в БРИКС: главная задача – экономическая интеграция

Научный сотрудник Исследовательского фонда «Обсервер», Чрезвычайный и Полномочный Посол Вишванатан Пхосле рассказал о планах председательства Индии в БРИКС. Он акцентировал внимание на том, что главной задачей Дели станет обеспечение преемственности и непрерывности инициатив, предложенных предшественниками. «На данный момент наш фонд подводит определенные итоги инициатив, которые будут продолжены в предстоящем году», — сказал он.

Среди новых инициатив, которые могла бы предложить Дели, проведение цифрового семинара БРИКС, который должен был состояться в феврале, но отложен до апреля. Предполагается также проведение в августе семинара, посвященного смарт-городам (или «интеллектуальным городам»). В Индии существует проблема перенаселенности в городах, и научное сообщество страны намеревается предложить ее инновационные решения, направленные на преодоление негативных последствий урбанизации. Премьер-министр страны Нарендра Моди уделяет этой проблеме особое внимание.

Запланирована также встреча экспертных центров БРИКС (BRICS Think Tank Council — BTTC) перед предстоящим саммитом. В ходе этого мероприятия предполагается подвести промежуточные итоги и обсудить новые инициативы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. За полтора месяца до саммита будет проведен Академический форум БРИКС. На этом форуме будет определено 10 или 12 тем, которые актуальны для всех стран-членов БРИКС и которые обсуждались в прошлом (здравоохранение, образование, глобализация, глобальное управление, мир и безопасность).

«Эти вопросы будут обсуждаться на 10 сессиях и поэтому ученые из наших стран представят свои доклады на обсуждение гостей и экспертов», — сообщил В.Пхосле. — Разумеется, это не означает, что не будет никаких других мероприятий, поскольку к разработке программы правительство приглашает и другие «фабрики мысли» и предлагает новые темы для обсуждения. Перспективным может стать, например, создание определенного исследовательского центра, который позволил бы проводить исследования экономики наших пяти стран. Наконец, мы можем обсудить инновационные способы работы нового Банка развития, выбрав новую парадигму развития, не обязательно связанную с моделью функционирования Всемирного банка».

Выступая на саммите БРИКС в Уфе, премьер-министр Индии Нарендра Моди говорил об особой важности поддержания неформальных контактов между гражданами стран-участниц объединения. Этой задаче, по словам В.Пхосле, может служить проведение футбольного чемпионата, в котором примут участие команды пяти стран-участниц БРИКС. Ориентировочно такая спортивная встреча может состояться перед созывом саммита в Нью-Дели.

В.Пхосле заметил, что изменившаяся мировая конъюнктура подталкивает БРИКС к расширению повестки дня и области сотрудничества. «Речь идет уже не только о синергии экономических показателей наших стран, — заявил дипломат. – Вспомним, что Европейский союз сформировался на наших глазах, а начинался полвека назад как Европейское объединение угля и стали. Нам тоже необходимо работать на длительную перспективу».

Предложения своего коллеги развил вице-президент фонда «Обсервер» Нандан Уннакришнан: «Вопрос о более глубокой интеграции наших экономик актуален как никогда. Индийская экономика на 40% зависит от мировой торговли. Мы никогда не должны забывать, что экономическая деятельность в рамках БРИКС – это часть глобальных, более широких связей». Эксперт предложил оценить перспективы развития так называемой голубой, или региональной морской экономики, а также перспективы кооперирования усилий в области инфраструктурных и образовательных проектов. Нужна координация усилий в области железнодорожного строительства, обеспечения продовольственной безопасности и внедрения инноваций. «БРИКС не может изолироваться от мира и работать в вакууме, — подчеркнул Н.Уннакришнан.- Если вы хотите создать альянс, то без общих интересов он не сможет выжить на мировой арене».

Вице-президент «Обсервер» предложил переходить в БРИКС от виртуальной идеи альтернативной мировой повестки дня к разрешению актуальных задач современности– от природоохранной деятельности до снижения детской и женской смертности. В то же время Н.Уннакришнан счел нужным отметить, что БРИКС доказал свою состоятельность и может предложить свою модель развития остальному миру. Председательство Индии в БРИКС призвано подтвердить этот очевидный факт.

Индия: итоги года председательства в БРИКС

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

(3 голоса)

К.и.н., старший научный сотрудник ИМЭМО им. Примакова РАН, эксперт РСМД

Республика Индия официально стала председателем БРИКС 15 февраля 2016 г., сменив на этом посту Россию. В качестве своеобразного девиза своего председательства индийское руководство выбрало формулу «Нахождение гибких, всеобъемлющих и коллективных решений» (Building Responsive, Inclusive & Collective Solutions), изящно обыграв таким образом аббревиатуру организации.

Премьер-министр страны Нарендра Моди заявил о намерении разработать «новое стратегическое видение» для стран, входящих в состав БРИКС, которое должным образом отражало бы происходящие в мировой политике изменения и демонстрировало бы рост государств-членов и их ответственное экономическое и политическое поведение в рамках нового глобального сценария. На данный момент индийская экономика — третья по объему ВВП в мире после США и Китая; Индия обладает ядерным оружием, занимает третье место по численности вооруженных сил в мире и проводит активную внешнюю политику. Неудивительно, что Нью-Дели стремится пересмотреть место Индии в мире с учетом изменившегося баланса сил.

Это интересно:  Что из себя представляет и какой срок обжалования предписания жилищной инспекции

Индийское руководство, как отмечали эксперты, стремилось при этом осуществить в рамках БРИКС две основные цели: превратить группу в более формализованный и эффективно работающий институт, а также продемонстрировать, что Индия готова к роли «ответственного глобального лидера».

В рамках достижения этой цели роль БРИКС должна была кардинальным образом измениться: благодаря повышенному вниманию к вопросам борьбы с терроризмом из неформального форума для обсуждения преимущественно экономических вопросов он должен был превратиться в серьезного игрока в сфере как глобального управления, так и глобальной безопасности.

Программу председательства Индии Нарендра Моди изложил годом раньше на саммите БРИКС в Уфе. Он назвал ее «Дас Кадам: десять шагов к будущему». Эти шаги, по мысли индийского премьера, состояли в следующем: проведение торговой ярмарки БРИКС, создание общих центров железнодорожных и сельскохозяйственных исследований, сотрудничество высших органов финансового контроля, цифровая инициатива БРИКС, проведение форума с участием местных органов власти стран БРИКС на уровне штатов/регионов, сотрудничество между городскими властями по вопросам урбанизации, создание Совета по спорту БРИКС, первый большой проект Нового банка развития БРИКС в сфере чистой энергетики, а также проведение кинофестиваля БРИКС.

Впоследствии эти положения неоднократно уточнялись и конкретизировались, а также к ним добавлялись новые — к примеру, подписание многочисленных меморандумов о взаимопонимании, проведение Женского парламентского форума, Форума организаций гражданского общества и т.д. Тем не менее список, который первоначально огласил Н. Моди, оставался неизменным. В общей сложности были запланированы и проведены 16 встреч на уровне министров и парламентских делегаций, 48 встреч рабочих и экспертных групп, 37 семинаров и три бизнес-форума. Можно отметить, что по количеству мероприятий индийский план более чем на треть превосходил аналогичный российский, представленный годом ранее (117 и 70 мероприятий соответственно).

Чтобы оценить, насколько успешным оказалось индийское председательство, имеет смысл рассмотреть ход и итоги реализации «десяти шагов», а также решения, принятые по итогам саммита в Гоа.

1. Торговая ярмарка БРИКС. Была успешно проведена в Нью-Дели и приурочена к саммиту в Гоа. Она изначально позиционировалась Н. Моди как возможность для индийских компаний показать свои товары и услуги и наладить тесные связи с партнерами из других стран БРИКС. Ярмарку проводила Индийская организация содействия торговле (ITPO); основные направления, представленные на ней, — информационные технологии, возобновляемая энергия, энергоэффективность, интернет-технологии, умные города, стартапы и т.п. — то есть те направления высоких технологий, в развитии которых Индия наиболее заинтересована.

3. Сотрудничество высших органов финансового контроля. В отличие от предыдущего пункта, в данном случае не предполагалось создания никаких совместных органов, лишь дальнейшее укрепление сотрудничества. 24 июня в Пекине состоялась первая встреча глав высших органов финансового контроля (SAI) стран БРИКС. По ее итогам было решено углублять сотрудничество между соответствующими органами государств-членов, действуя в присущем БРИКС духе «открытости, учета интересов всех участников, сотрудничества и стремления к взаимной выгоде». Участники договорились использовать различные платформы для укрепления взаимопонимания и обмена опытом по аудиторским вопросам. Было решено также проводить аналогичные встречи каждые два года.

Старшие должностные лица антикоррупционных ведомств встречались за это время трижды: 16 марта в Париже на полях встречи госдураств-членов конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией, 8 июня на полях заседания рабочей группы G20 по борьбе с коррупцией и, наконец, 17 октября в преддверии очередного заседания той же рабочей группы. На первых двух встречах были согласованы параметры создаваемой Рабочей группы БРИКС по борьбе с коррупцией, на третьей — обсуждался предложенный Россией проект возврата незаконных активов.

В целом можно констатировать, что этот пункт повестки был выполнен.

Для Индии развитие сотрудничества в этой сфере имеет первостепенное значение: власти делают ставку на развитие экономики знаний, которая, как полагают в Нью-Дели, будет играть ключевую роль в XXI веке. Страна уже добилась на этом пути серьезных успехов, однако Индия серьезно озабочена вопросами кибербезопасности: стандарты цифровой безопасности в стране до сих пор оставляют желать лучшего, а развитие системы электронного правительства на всех уровнях опережает меры по обеспечению сохранности данных пользователей.

5. Создание центра сельскохозяйственных исследований. Ситуация с этой инициативой напоминает историю идеи создания центра железнодорожных исследований. Проект центра постепенно был заменен на куда более абстрактную Платформу сельскохозяйственных исследований БРИКС. В рамках этой платформы в год председательства Индии прошла серия мероприятий: две встречи экспертов в Нью-Дели (27-28 июня и 21 сентября), встреча рабочей группы по агропромышленным вопросам (22 сентября), министерская встреча (23 сентября). Для Индии вопрос продовольственной безопасности является одним из ключевых, так что внимание Нью-Дели к этой теме вполне объяснимо. Тем не менее центр, обещанный Н. Моди, так и не начал свою работу: несмотря на то, что ни одна из государств-членов БРИКС не выступила против, вновь, как и в случае с центром железнодорожных исследований, различие взглядов на роль аграрного сектора в странах-участницах не позволило сформировать действующий институт.

6. Форум местных органов власти состоялся 3-5 ноября в городе Кочин, но формат был изменен, и форум превратился в конференцию. Как и было изначально запланировано, мероприятие под названием «Совместное планирование местного бюджета (PLB) и децентрализация» был полностью сконцентрирован на вопросах местного бюджета. В роли организатора конференции выступило министерство местного самоуправления Индии. Для Индии с ее высокой степенью децентрализации и большой ролью местных панчаятов (советов) вопрос распределения местных бюджетов крайне важен. Наибольший интерес индийской стороны, судя по стенограмме документа, вызвал бразильский опыт (в Бразилии практика PLB внедрена в наибольшей степени), а также уникальные методики России и Китая, поощряющие участие в планировании всех заинтересованных сторон.

7. 3-й форум БРИКС по урбанизации был проведен с большим размахом в городе Вишакхапатнам, штат Андхра-Прадеш. В ходе трехдневного мероприятия (14-16 сентября) обсуждался широкий спектр вопросов — от финансовых проблем до концепций «умных городов», влияния климатических изменений на городскую среду и роли городов в борьбе с изменением климата. Одной из ключевых тем стало изменение стандартов городской жизни и роли городов, в первую очередь прибрежных, как локомотивов трансформации государства и общества. За месяц до того (17-19 августа) в Джайпуре прошел семинар БРИКС по вопросам развития «умных» городов. В целом повышенное внимание к этому проекту объяснимо: Индия стремительно урбанизируется, города рассматриваются одновременно как финансовые центры и как ключевые точки, в которых сосредоточен наибольший потенциал развития. Характерными примерами являются такие города, как Бангалор и Гургаон, которые позиционируются как поселения с новыми стандартами жизни.

8. Сложно назвать удовлетворительной и ситуацию с созданием Совета БРИКС по спорту. Несмотря на ряд мероприятий, результатом которых стало проведение футбольного турнира БРИКС среди юношей до 17 лет (Нью-Дели — Гоа, 5–15 октября 2016 года), сам Совет на момент саммита в Гоа так и не был создан. Индийское руководство рассматривает проведение совместных спортивных соревнований в рамках блока как один из путей развития отношений и укрепления связей между странами-участницами, имея перед глазами положительный пример Игр Содружества, являющихся одним из инструментов консолидации этой международной структуры. Тем не менее попытка Нью-Дели повторить опыт Содружества результата пока не достигла: в отличие от государств англосферы, спортивные предпочтения населения государств – членов БРИКС слишком различаются.

9. Новый Банк развития БРИКС выделил деньги на крупные проекты в области чистой энергетики уже в апреле 2016 года. Займы общим объемом 1 млрд долл. долларов были выданы всем пяти странам. Наиболее крупный кредит получил бразильский Banco Nacional de Desenvolvimento Economico e Social — 300 млн долл. Их планируется потратить на проекты в области возобновляемых источников энергии. Общая мощность станций, которые планируется ввести в эксплуатацию в течение ближайших 12 лет, составит 600 МВт. Индийский Canara Bank получил 250 миллионов долларов, 75 из которых должны быть направлены на проекты в сфере возобновляемых источников энергии мощностью 500 МВт. Россия получила 100 млн долл., которые были потрачены на строительство двух малых ГЭС в Карелии мощностью 50 МВт.

10. Наконец, 2-6 сентября 2016 г. прошел кинофестиваль БРИКС. В общей сложности на фестивале были показаны 20 картин из всех стран БРИКС, первое место получил индийский фильм Thithi, ранее уже завоевавший ряд национальных и международных наград. Учитывая особое место, которое в индийской внешней политике играет продукция киностудий как элемент «мягкой силы», в успехе десятого «шага в будущее» можно было не сомневаться.

Таким образом, можно констатировать, что за десять с половиной месяцев председательства Индии удалось выполнить большую часть задуманной программы. С наибольшим успехом и отдачей были проведены различные фестивали и форумы, представляющие для Нью-Дели особый интерес в силу внешнеполитических и экономических причин. При этом попытка создания рабочих органов, способствующих институционализации структуры БРИКС, на данном этапе окончилась неудачей: слишком разными оказались подходы сторон к конкретным вопросам. В итоговой декларации саммита Гоа лидеры приветствовали подписание Меморандума о взаимопонимании по созданию Платформы сельскохозяйственных исследований БРИКС, отметили обмен мнениями по вопросам создания сети железнодорожных исследований БРИКС и инициативу учреждения совета БРИКС по спорту. Неудачи в этой сфере не должны вызывать удивление: слишком амбициозную цель поставили перед собой индийские власти, попытавшись в течение нескольких месяцев создать с нуля ряд действующих органов с участием всех государств, входящих в состав БРИКС. Учитывая противоречия внутри блока [1], нельзя не отметить сам факт того, что Индия предприняла практические шаги по реализации своей программы председательства и нашла принципиальную поддержку со стороны лидеров других государств-членов. Это позволяет предположить, что рано или поздно государства блока сумеют разобраться с практическими противоречиями, и институциональные органы БРИКС будут созданы.

1. Противоречия существуют главным образом по линии Индия – КНР: проявившееся стремление Пекина перейти к формату «БРИКС-плюс» с целью уменьшить влияние Индии и попытка использовать БРИКС в качестве локомотива для инициативы «Один пояс – один путь» явно противоречат взглядам Индии, рассматривающей БРИКС как образец будущих взаимоотношений между странами и намеревающейся использовать блок для поддержки своих глобальных политических инициатив.

Банк БРИКС одобрил первые инвестиционные проекты // Панорама БРИКС #41 (11-17 апреля 2016)

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Совет директоров Банка БРИКС одобрил финансирование первых инвестиционных проектов на сумму $811 млн.; министры финансов стран БРИКС выступили единым фронтом за пересмотр формулы расчёта квот МВФ; импичмент президенту Бразилии Дилме Руссефф вышел на новый уровень; страны БРИКС планируют создать собственную систему спутников; а также другие новости из мира БРИКС.

Новости Нового банка развития

15 апреля Совет директоров Нового банка развития БРИКС на своей пятой встрече, прошедшей в Вашингтоне в рамках весенней сессии МВФ и Всемирного банка, одобрил финансирование первого пакета инвестиционных проектов на общую сумму $811 млн.

Это интересно:  Получение кредитной карты за рубежом

По словам президента Банка К.В. Каматха, «это важное событие для банка, и мы рады, что достигли целей и уложились в сроки, оговорённые лидерами стран БРИКС. Мы приступаем к работе по предоставлению оперативной поддержки проектам в развивающихся странах. Мы удовлетворены тем, что финансируемые нами проекты связаны с «зелёной» энергетикой и возобновляемыми источниками энергии, и надеемся, что они станут катализаторами развития в государствах-членах Банка».

Финансируемые проекты дадут в совокупности 2,370 МВт мощностей возобновляемых источников энергии и приведут к сокращению выбросов парниковых газов почти на 4 млн. тонн в год. Из выделяемых $811 миллионов 250 пойдёт через Canara Bank, индийский государственный банк, расположенный в Бангалоре, штат Карнатака. Первый транш на $75 млн профинансирует проекты, дающие 500 МВт мощностей. Для Бразилии будет выделено $300 млн для реализации проекта с генерирующей мощностью 600МВт, Китаю — $81 млн на аналогичный проект, ЮАР — $180 млн «на проекты по производству электроэнергии и ее передачи потребителю».

Российский проект по развитию гидроэнергетики в Карелии пока не получил одобрения, что произошло по техническим причинам, хотя он, по словам министра финансов РФ Антона Силуанова, «находится в высокой степени проработки. Мы проработаем сейчас механизм реализации этого проекта, который несколько трансформировался по сравнению с первоначальным вариантом реализации этого проекта».

Силуанов также сообщил, что министры финансов стран БРИКС (они составляют Совет управляющих Банка БРИКС) выступают единым фронтом за пересмотр формулы расчёта квот МВФ, и пояснил, что учёт объема ВВП в формуле, рассчитанной по паритету покупательной способности, «позволит учесть интересы развивающихся стран, которые сегодня недостаточно представлены в МВФ, тогда как их экономики развиваются динамично».

По словам Силуанова, «российская сторона выступила с предложением внедрить KPI, с тем чтобы можно было отслеживать работу банка и контролировать его показатели. Говорилось о необходимости повышения прозрачности процедур банка, отбора проектов. Договорились, что будет создана методика ранжирования проектов по степени их эффективности».

Вопрос принятия новых членов в Банк БРИКС будет рассматриваться не ранее чем со второй половины 2017 года: «сначала нужно создать собственную культуру принятия решений в банке, апробировать инструментарии работы банка, которые утверждены, потом уже можно будет говорить о расширении количества участников».

Силуанов также сообщил, что было одобрено размещение 5-летних облигаций в юанях: «Сегодня было принято решение, что будут осуществлены пятилетние займы этого банка в юанях. Помимо того, что уже сформирован первый миллиард долларов капитала этого банка, будет привлекаться займ на китайском рынке, а после получения международного рейтинга банк будет выходить и на международный финансовый рынок».

Политический кризис в Бразилии

Импичмент президенту Бразилии Дилме Руссефф вышел на новый уровень после того, как нижняя палата парламента страны поддержала отставку. Теперь дело передано в Сенат, где предположительно в мае состоится новое голосование. По опросам общественного мнения, около 60% граждан Бразилии поддерживают импичмент. Наблюдатели отмечают наличие раскола в бразильском обществе. Перед голосованием в парламенте на газоне перед зданием Национального конгресса была сооружена стена из гофрированного металла длиной в милю, чтобы разделить сотни тысяч митингующих — левая часть заграждения была зарезервирована для сторонников Руссефф, правая — для противников.

Обозреватели The New York Times отмечают, что в бразильском обществе поднимается вопрос о лицемерии, царящем среди национальных лидеров, и указывают на несообразность происходящего: самим хулителям президента инкриминируются серьёзные обвинения во взяточничестве, фальсификации выборов и нарушении прав человека, а по делу импичмента Руссефф обвиняется не в коррупции, а в том, что она использовала деньги из государственных банков для покрытия дефицита бюджета. По данным Transparency, 60 процентам из 594 членов бразильского Конгресса предъявлены различные серьёзные обвинения. По словам обозревателя бразильской газеты Марио Сержио Конти, «Дилма, возможно, вырыла себе могилу тем, что не выполнила того, что обещала, но она остаётся незапятнанной на фоне политической системы, измазанной экскрементами сверху до низу. Она не крала, а шайка воров судит её».

На фоне бразильского кризиса замглавы МИД Сергей Рябков выразил надежду, что «все внутренние процессы в Бразилии останутся именно внутренними, а совместная работа [в том числе в формате БРИКС] будет продолжена».

Другие новости

12 апреля состоялось заседание Контактной группы БРИКС по торгово-экономическому сотрудничеству. Стороны договорились добиваться «транспарентности в области стандартов и технического регулирования для развития торговли в рамках БРИКС», в частности, «запланировано наладить обмен статистическими данными в области торговли услугами в странах БРИКС».

МИД России по поручению Владимира Путина готовит и в ближайшее время представит доработанную редакцию концепции внешней политики России, в основе которой будет лежать «переход к полицентричной архитектуре», а список стратегических партнёров РФ возглавят страны БРИКС и ШОС с фокусом на Китай и Индию. Об этом сообщил министр иностранных дел Сергей Лавров.

Страны БРИКС планируют создать собственную систему спутников. По мнению военного эксперта Василия Кашина, это позволит избежать зависимости в космосе от американских технологий и оборудования.

14-16 апреля в Мумбаи прошла международная встреча «Конклав дружественных городов БРИКС 2016», на которой обсуждались вопросы безопасности, общественного транспорта и доступного жилья в городской среде.

Находившаяся с двухдневным визитом в Россию министр иностранных дел Аргентины Сусана Малькорра на вопрос о присоединении её страны к БРИКС ответила, что «это собственный процесс созревания, интеграции членов стран БРИКС. И в тот момент, когда будет предложено, мы, конечно, будем полностью расположены к разговору на эту тему. … Аргентина готова работать на любой площадке и платформе».

На сайте Российского совета по международным делам опубликован обзор «БРИКС в марте 2016 года», подготовленный на основе еженедельных выпусков «Панорамы БРИКС».

Татьяна Шаумян / Индия в БРИКС: основы для стратегического сотрудничества

Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, эксперт НКИ БРИКС

(Стенограмма выступления в «Школе БРИКС», организованной Национальным комитетом по исследованию БРИКС, – июль 2017 г.)

В состав БРИКС входят очень разные по масштабам и численности населения, по экономическому и военному потенциалу, по другим параметрам страны, включая и великие державы, и сверхдержавы. Представители пяти стран регулярно собираются на встречах для обсуждения актуальных мировых проблем, а также ситуации в самих странах — членах объединения: ситуация в Бразилии, проблемы Южной Африки и ее участия в деятельности БРИКС, исключительная роль такого государства, как Китай, и др.

Индия является одной из стран-основательниц БРИКС, принимающих активное участие в деятельности этого объединения. Ещё до момента основания БРИКС возникали носящие региональный характер коалиции; в частности это группа ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), а также РИК (Россия, Индия, Китай), составившие позднее ядро БРИКС.

Внешняя политика Индии традиционно формировалась в контексте происходящих на региональном и глобальном уровне изменений. Думаю, что крушение биполярного мира, т.е. распад Советского Союза, оказал определенное влияние на коррекцию внешнеполитического курса Индии.

Изначально в индийской внешней политике прослеживались элементы идеализма, свойственного идеологии и взглядам великого индийского руководителя, основателя независимого государства Джавахарлала Неру. Надо было корректировать этот курс, который приводил то к обострению, то к улучшению отношений с США. Доходило и до вооруженных конфликтов с соседями. Поэтому Индия активно занималась поиском своего места в мире.

Если на первом этапе индийскому внешнеполитическому курсу было свойственно развитие отношений на двухсторонней основе, то уже к середине 90-х годов Индия стала расширять участие в многосторонних региональных, межрегиональных и межгосударственных объединениях. У французских политологов даже был такой термин, как «свободная геометрия», предполагающая активное участие любой страны в различных объединениях. Сегодня это явление – один из показателей формирующейся системы международных отношений.

В результате Индия участвует в целом ряде международных организаций и объединений. Совсем недавно она стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества, где до этого была наблюдателем. Страна входит в Южно-Азиатскую ассоциацию регионального сотрудничеств (СААРК), в объединение «Инициатива Бенгальского залива» (БИМТЕК), G20, Организацию Объединенных Наций, организацию государств Индийского океана. Таким образом, каждая страна может себе позволить одновременно принимать более активное или менее активное участие в деятельности целого ряда международных объединений и организаций.

Необходимо обратить особое внимание на отношения Индии со странами стратегического Евроазиатского региона. Прежде всего, сформировалось объединение трех стран — можно назвать его треугольником – Россия, Индия, Китай. Его роль усилилась после событий 11 сентября 2001 года; одним из серьезных факторов, объединивших эти страны, является необходимость противодействия радикальному политическому исламу. Учитывая ситуацию на Северном Кавказе, в Кашмире, как части территории Индии, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, для трех стран проблема радикального ислама имеет большое значение. Консолидация трех стран в этом направлении усилилась после активизации американской политики в Афганистане.

Индия сыграла важную роль в формировании группы БРИКС, объединившей РИК (Россия, Индия, Китай), с одной стороны, и ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), с другой стороны. Будучи активным членом обеих организаций, Индия продемонстрировала способность действовать в составе многосторонних альянсов.

Индия вошла в группу стран, развивающихся наиболее быстрыми темпами. Эта оценка ее роли и занимаемого ею места вполне оправданы. Индия и в среднесрочном, и в долгосрочном контексте приближается к статусу великой державы, которому соответствует ее людской потенциал: Индия занимает второе место в мире после Китая по численности населения–более 1,3 млрд. человек; ее природный, экономический, военный потенциалы и ее роль в мировых делах. Индия де-факто является ядерной державой, она проводила первые испытания в 1974 году при Индире Ганди, а в 1998 году они были продолжены, и ее ядерный статус был фактически подтвержден.

Один из наиболее известных индийских экспертов по стратегическим вопросам Раджа Мохан писал: «Индия вступает на мировую арену как первая за пределами географического Запада демократическая страна с обширной территорией, сильной экономикой, процветающей культурой, населением, отличающимся значительным этническим и религиозным многообразием». И это действительно так. По численности населения Индия превосходит Европейский союз. Многие штаты Индии, в которых проживает более ста, ста двадцати, ста тридцати миллионов человек, по европейским масштабам можно считать отдельными крупными государствами.

Ещё одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание: Индия – одна из самых молодых стран мира, так как 70% ее населения не достигли 30 лет. Это показатель того, что у страны есть будущее.

Что касается экономического роста, то в последние годы он составлял примерно 8,5–9%, но в период мирового кризиса он снизился примерно до 7,5%. При правительстве Индийского национального конгресса под руководством известного экономиста, государственного и политического деятеля Манмохана Сингха осуществлялась программа экономических реформ, благодаря которой Индия и стала одной из десяти стран с активно развивающейся экономикой.

Индия подтверждает свои лидирующие позиции, например, в таких областях, как производство и экспорт продукции электронной промышленности. В настоящее время продукция индийской электроники и индийское программное обеспечение пользуются спросом на мировом рынке. Она производит уникальные суперкомпьютеры и экспортирует их во многие страны, в том числе в развитые индустриальные государства.

Индия сегодня производит примерно четверть всех мировых лекарственных препаратов.

Страна базируется на ускоренном экономическом прогрессе, развитии современных информационных технологий и принимает особые меры для повышения военно-промышленного потенциала. Индия развивает внешние связи с государствами, которые производят военную технику и регулярно испытывают самые современные виды ракетной техники.

Индия осуществляет на постоянной основе экспедиции по изучению Арктики и Антарктики, причем, индийские исследователи не боятся ехать туда из тропического климата, тем самым пытаясь себя позиционировать в самых разных формах, разных аспектах – политическом, экономическом, военном, научно-технологическом. И действительно эта страна достигает значительных успехов в этих областях.

Тем не менее, для того чтобы утвердиться в качестве мировой державы, Индия должна принимать исключительные меры для борьбы с бедностью. Об этом заявляли, все правительства, находившиеся у власти после периода нахождения у власти Индийского национального конгресса.

Это интересно:  Норма ночных часов на 2019 год

Сегодня это правительство, возглавляемое лидерами националистической Бхаратия Джаната Парти во главе с Нарендрой Моди.

В настоящее время около 30% населения страны (примерно 400 млн человек) по-прежнему остаются ниже черты бедности, т.е. живут на 1–2 доллара в день. Поэтому для Индии очень важно вовлекать население страны в процессы производства, и потребления, повышать уровень его грамотности. Это очень серьезная программа, ведь действительно, огромные массы людей никоим образом не вовлечены в совершенно естественные для любой другой страны и любого общества процессы.

Но в складывающейся сегодня экономической ситуации есть и позитивные сдвиги. Это увеличение численности и роли среднего класса – наиболее действенной части населения, которая составляет приблизительно 300–400 млн человек. Это люди с образованием, люди занимающиеся бизнесом, те, кто могут себе позволить жить по современным критериям. Наблюдается явная тенденция к увеличению, росту численности среднего класса.

Хотелось бы напомнить о путях и возможностях укрепления внутриполитической стабильности. В Индии существует демократическая выборная парламентская система. Она действует практически без сбоев: за годы независимости было проведено 16 всеобщих выборов. Такая система обеспечивает законный переход власти. Индийский национальный конгресс (ИНК) был у истоков провозглашения и в первые годы независимости Индии; возглавлялся он такими известными лидерами, как Махатма Ганди, Дж.Неру, Индира Ганди.

В 1977 году Индира Ганди и руководимый ею ИНК проиграли выборы, и к руководству страной впервые за годы независимости пришла оппозиционная Джаната парти. Правда, уже через несколько лет снова стали возникать коалиционные правительства с главенствующей ролью Индийского национального конгресса, традиционно бывшего на вершине индийской политической жизни. Но постепенно эта ситуация уходила в прошлое.

Сегодня во главе страны стоит Нарендра Моди – представитель националистической индуистской партии (Бхаратия Джаната Парти), партии, которая пытается консолидировать общество на основе приверженности индуизму. Она может делать жесты в отношении ислама, сикхизма и других религий, но, тем не менее, ядро партии остается индуистским. Партия, с которой мы были достаточно тесно связаны, с которой мы устанавливали отношения после провозглашения независимости Индии как с правящей партией — Индийский национальный конгресс — находится в очень сложном положении. Во главе конгресса сейчас стоит Соня Ганди, вдова Раджива Ганди, и их сын Рахул, молодой человек, активно участвующий в политической жизни, часто выступающий на митингах и т.д. На победу Рахула Ганди делается ставка: он представитель молодого поколения, и в Конгрессе есть молодые перспективные силы

Ситуация в Индии определится по результатам парламентских выборов в мае 2019 году. В мае 2014 года. Бхаратия Джаната Парти одержала серьезную победу. Сейчас нет оснований предполагать, что у Конгресса есть предпосылки одержать верх в ходе следующих выборов. Сохраняется определенный скептицизм в отношении возможностей такого развития событий. Что касается российских интересов, то нам идеологически ближе Конгресс — секуляристская организация, в той или иной степени пытающаяся сохранять традиции отцов-основателей партии. Тем не менее, с Бхаратия джаната партии и ее лидерами у российского руководства установились дружеские деловые отношения.

Вернемся к БРИКС. Возникает вопрос, почему возникла организация именно в таком формате? Почему именно Бразилия, Россия, Индия и Китай сочли возможным основать новое международное объединение?

В чем же была заинтересована Индия в этот момент? Как считают индийские и мировые эксперты, Индия рассчитывала на поиск альтернативной модели, основанной на принципах многополярности, сбалансированного развития экономики и торговли, а также сохранения энергоресурсов планеты. Индия выступает за демократизацию мировой финансовой системы и финансовых институтов, рассматривает многие происходящие процессы как часть утверждения многополярного мира. В общем, Индия придерживается точки зрения, что коллективными усилиями надо вырабатывать коллективное мнение, общие подходы к развитию мировой политики и мировой экономики.

Известный индийский политик и политолог Шившанкар Менон видит три причины, по которым Индия заинтересована в участии в БРИКС. Первая – это возможность регулярного обмена мнениями руководителей пяти стран по проблемам глобальной финансовой и экономической ситуации. Вторая – это участие в подготовительной работе, которая осуществляется на уровне «второй дорожки» и встречах на академическом уровне, разработке методов и путей сотрудничества, и т.д. Третья – это возможность корректировки точек зрения лидеров по основным вопросам мировой политики.

В Индии считают, что одной из основных проблем, требующих выработки общего подхода стран БРИКС, является проблема энергетической безопасности, учитывая то, что Россия – это крупнейший производитель энергоносителей, а Китай и Индия – крупнейшие потребители. У Бразилии есть перспективы войти в десятку производителей нефти, она прилагает усилия для создания альтернативной энергетики (солнечная энергия, ветряная, биотопливо) наряду с Индией. Поэтому для развития экономики Индии и других стран обсуждение проблем, выработка общей позиции в рамках объединения БРИКС имеет большое значение.

По мнению аналитиков Goldman&Sachs, при благоприятных обстоятельствах Китай к 2041 году может превратиться в государство с самой развитой в мире экономикой. А Индия к 2035 году будет занимать третье место в мире. Но эти прогнозы висят в воздухе, поскольку общая система мировой экономики не дает оснований для поддержания стабильности в развитии.

Страны БРИКС вносят активный вклад в обсуждение и поиски решений таких мировых проблем, как многополярность, утверждение принципов международного права, обеспечение прав человека, нераспространение ядерного оружия. Индия, как известно, не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, потому что считает его дискриминационным и неэффективным. Ведь после его подписания в 1970 году, оружие продолжали испытывать, а часть стран оказались в дискриминированном положении. А значит, эта проблема остается открытой. Несмотря на сохраняющиеся различия в подходах к решению этой проблемы, в позициях Индии и России остается много общих подходов.

В 2010 году в ходе визита в Бразилию тогдашний премьер-министр Индии Манмохан Сингх выступил с призывом к более тесному сотрудничеству в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности, предложил внимательнее присмотреться к существующим возможностям в областях инвестиций, научных исследований и так далее. Он сказал: «Мы представляем четыре страны со значительными природными ресурсами, огромным населением и построенными на основе принципа разнообразия обществами. Мы стремимся обеспечить быстрый рост как собственных экономик, так и экономики той среды, которая может способствовать реализации планов развития».

Но пока еще объединение БРИКС, как и многие другие международные объединения, не вышло на уровень реального многостороннего сотрудничества. И в рамках БРИКС мы можем говорить о двухсторонних отношениях между странами, входящими в это объединение. Вряд ли сегодня можно назвать реальные экономические или финансовые проекты, в которых принимают участие все страны БРИКС.

Недавно организованный Новый Банк развития БРИКС является единственным реальным проектом, объединяющим все страны. А в основном мы исходим из оценок состояния двусторонних отношений в рамках трехсторонних или многосторонних объединений, когда речь идет, например, о РИК (Россия, Индия, Китай). Правда, и здесь каких-то конкретных проектов, которые могли бы объединить эти три великих крупнейших страны, сегодня нет. Есть общие позиции по ряду международных проблем, но указать на конкретный проект, развитие какой-то отрасли промышленности, сельского хозяйства, где участвуют сразу все страны, мы не можем (кроме Нового Банка развития, разумеется).

Страны БРИКС относятся к различным цивилизациям – иберо-американской, славянско-православной, индуистско-буддийской и конфуцианской. Однако между Индией и Китаем тысячелетиями существовали традиционные связи. Индия и Россия в течение двух веков также были связаны общими целями и общим пространством. Бразилия и Южная Африка расположены друг от друга на огромных расстояниях, а наше евразийское ядро – Россия – Индия – Китай – это единое геополитическое пространство. Интересно вспомнить, что Махатма Ганди начинал свою карьеру в Южной Африке, так что Индию и Южную Африку связывает невидимая нить. Таким образом, когда мы говорим о взаимодействии этих стран, то должны помнить, что объединению БРИКС присущи особые черты и характеристики.

Говоря об интересах Индии, можно сказать о ее заинтересованности в общих экономических проектах, возможности выстраивания с Россией отношений нового направления, в частности, связанных с поставками энергоносителей.

Мы знаем о существующих серьезных проблемах между рядом стран внутри БРИКС. Прежде всего, между Индией и Китаем сохраняются спорные территориальные претензии, а также проблемы, связанные с пребыванием Далай-ламы и тибетских беженцев на индийской территории. Это создает атмосферу взаимного недоверия. Хотя контакты есть – руководители двух стран Нарендра Моди и Си Цзиньпин поддерживают постоянные связи. Товарооборот между двумя странами составляет порядка 70 млрд долларов. А между Россией и Индией – всего 7,3 млрд долларов. Это в условиях нашего стратегического партнерства, взаимного уважения и дружбы.

Эксперты считают, что такую ситуацию можно исправить, только если в наши торгово-экономические отношения будет включена продукция наукоемких производств. Как бы то ни было, товарооборот с Китаем у Индии достиг высокого уровня, в отличие от достаточно низкого уровня товарооборота с Россией, несмотря на то, что Пекин и Дели продолжают оставаться в состоянии взаимного недоверия в политических и территориальных вопросах; сохраняются различные трактовки пограничной линии в районе Гималаев. В то же время активно развиваются их торговые отношения. По-видимому, прагматики с одной и другой стороны осознают важность этих отношений.

Однако недавно в районе Гималаев произошел очередной инцидент: на стыке границ Индии и Китая, в Тибете. Индийские пограничники были обнаружены на территории, которую Китай считает своей. Таким образом, можно говорить об отсутствии стабильности – всегда есть риск возникновения подобной ситуации вдоль границы. Индия считает себя пострадавшей стороной в территориальном вопросе, обвиняет Китай в незаконной оккупации отдельных участков ее территории. Но любой аналитик отдает себе отчет в том, что китайская сторона добровольно не отдаст ни одного квадратного метра территории, которую считают своей.

Речь идет о сохранении статус-кво, которое осложняется отдельными мелкими инцидентами.

Ещё один момент, осложняющий отношения Индии и Китая, – это отношения обеих стран с Пакистаном, который является военно-политическим и экономическим союзником Китая. Установившиеся в начале 60-х годов отношения Китая и Пакистана носили антииндийскую направленность. Сейчас Китай утверждает, что пакистанский фактор уже исключен из отношений Индии и Китая. Но на самом деле это не совсем так. Ситуация остается довольно напряженной. Можно определить отношения между Индией и Китаем как противоречивые – это и соперничество, и сотрудничество. В каких-то вопросах они вынуждены сотрудничать, но это не исключает элементы соперничества. И, скорее всего, оно будет сохраняться, потому что эти две великие державы, находящиеся в едином пространстве, будут бороться за утверждение своих доминирующих позиций.

Если говорить о сотрудничестве России с Индией как с нашим стратегическим партером, то и здесь имеется ряд проблем, включая низкий уровень торгово-экономических отношений и разногласия по ряду других вопросов. Но в основном Россия поддерживает Индию, в частности, в том, что она имеет право стать постоянным членом Совет Безопасности ООН. Мы фактически поддерживаем ее в конфронтации с Пакистаном, несмотря на то, что Пакистан – это важное крупное исламское государство, расположенное в зоне наших геополитических интересов и отношения с ним важны и с точки зрения интересов значительной части жителей России — мусульман. Кроме того, Пакистан является политическим и военно-стратегическим союзником Китая.

Следует констатировать, что базовые российско-индийские отношения – это важнейшая наша ценность и наше достояние.

Статья написана по материалам сайтов: russiancouncil.ru, cont.ws, nkibrics.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector