+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Коллективный трудовой спор: что это и порядок разрешения с участием суда (2019 год)

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создаётся самими сторонами из равного числа их представителей на равноправной основе. Она должна быть сформирована в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформлена приказом работодателя и решением представителя работников. Работодатель не вправе уклоняться от её создания и участия в её работе и обязан создать необходимые условия для её работы.

Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о её создании.

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон. Комиссия для разрешения спора может в течении пяти дней заседать не один раз, поскольку может возникнуть необходимость консультироваться с трудовым коллективом, администрацией, местным органом власти, вышестоящими хозяйственными, профсоюзными и иными заинтересованными органами. Комиссия обязана использовать все имеющиеся в её распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного трудового спора.

Если в примирительной комиссии стороны не пришли к согласию, то они продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже, как они об этом договорятся. Если по данному вопросу они не пришли к согласию, то должны приступить к созданию трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника — это второй этап мирных процедур. Для этого по соглашению сторон приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто Службы) или независимо от неё. А если в течении трёх рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не придут к соглашению о кандидатуре посредника, то он назначается Службой. Посредник определяет порядок рассмотрения коллективного трудового спора с его участием по соглашению со спорящими сторонами. Посредник — это нейтральный третий орган по отношению к спорящим сторонам, он призван помочь им достичь соглашения. Он должен рассмотреть спор в течении семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Это рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия — составлением протокола разногласий.

Посредник стремится снять конфликтную ситуацию. Этому посредников должна обучать Служба: она готовит и посредников и трудовых арбитров, имеет списки тех и других.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган для разрешения конкретного коллективного трудового спора. Он создаётся сторонами спора и Службой в срок не позднее трёх рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или с участием посредника.

Формируется он в составе трёх трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Следовательно, трудовой арбитраж — третий по отношению к спорящим сторонам орган, но создаваемый сторонами с участием службы. Они же определяют и порядок (регламент) его работы.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража.

Трудовой арбитраж в этот пятидневный срок может заседать не один раз. Он рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора. В случае необходимости он информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Оканчивает трудовой арбитраж рассмотрение спора разработкой рекомендаций по существу спора в письменной форме. Эти рекомендации передаются сторонам. Они приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора о нём, а также от выполнения его рекомендаций, когда было соглашение об их обязательности, то предоставляется право работникам в этих случаях приступить к забастовке. Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.

Забастовка — по определению федерального закона О порядке разрешения коллективных трудовых споров» «временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора». Право на забастовки гарантируется ст. 37 Конституции РФ.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

Право на забастовку — одно из конституционных трудовых прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом процедур. Стало широко закрепляться в конституциях в послевоенный период, однако никогда не признавалось конституциями т.н. «социалистических» стран. Право на забастовку имеет значительное число ограничений как на уровне текущего законодательства, так и в самих текстах конституций. Как правило, права на забастовку лишены военнослужащие, сотрудники органов охраны правопорядка и служб жизнеобеспечения, иногда это право отрицается за всеми государственными служащими. Само применение права на забастовку закон обставляет, как правило, также достаточно сложными процедурами, рассматривая забастовку как исключительное средство. Конституция РФ 1993 г. закрепляет право на забастовку в ст. 37 в числе др. трудовых прав.

Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников , занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). За работниками , не принимавшими участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, заработная плата сохраняется в размерах не ниже установленных законодательством за простой не по вине работника.

16 января с.г. экономисту Власовой объявлен строгий выговор и, как следствие этого, ее 20 марта лишили премиальных. Поэтому она обжалует дисциплинарное взыскание в КТС. Но секретарь КТС отказалась принять заявление, потому что «поздно обратилась».

Что имела в виду секретарь КТС? Можно ли найти выход из создавшегося положения?

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

В ч. 7 ст. 193 ТК РФ говорится о том, что работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда или в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, при этом сроки для обращения за защитой нарушенного права в государственную инспекцию труда не установлены. В связи с чем работнику не требуется представлять доказательства, подтверждающие уважительность причин несвоевременного обжалования дисциплинарного взыскания, при обращении в инспекцию труда. Однако данное положение закона не означает, что обращение в государственную инспекцию труда исключает возможность последующего обращения к мировому судье за разрешением спора о правомерности примененного дисциплинарного взыскания. Право на судебную защиту сохраняется и в этом случае. Не случайно в ст. 361 ТК РФ записано, что решение государственных инспекторов труда может быть обжаловано соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда и (или) в судебном порядке. Решение главного инспектора труда Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке.

При рассмотрении индивидуального трудового спора о снятии дисциплинарного взыскания мировой судья выносит решение об удовлетворении иска, если ответчиком-работодателем не доказано, что совершенное работником действие (бездействие) составляет трудовой проступок и порядок применения дисциплинарного взыскания соблюден полностью.

Это интересно:  Минимальная Сумму Алиментов На Одного Ребенка В 2019 Году

3 апреля с.г. по заявлению аппаратчика Семенова было принято решение КТС о выплате ему задолженности по заработной плате в сумме 4120 руб.

В какой срок это решение должно быть выполнено администрацией ЗАО? Как быть если решение не будет выполнено?

Решение должно быть выполнено незамедлительно т.к. неисполнение работодателем обязанности по своевременной оплате труда работников является нарушением трудового законодательства, влекущим применение к нему соответствующих мер ответственности.

В соответствии с абз.1 ст.142 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Невыплата или несвоевременная выплата заработной платы нарушает права работников на своевременное и полное вознаграждение за труд, гарантированные ст.37 Конституции РФ и ст.21 ТК РФ.

Следует обратить внимание и на то, что действующим законодательством предусмотрены меры уголовной ответственности за невыплату заработной платы.

Так, в соответствии с ч.1 ст.145.1 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ невыплата свыше двух месяцев заработной платы (пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат), совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если то же деяние повлекло тяжкие последствия, применяется наказание в виде штрафа в размере от 300 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если решение КТС не будет выполнено то аппаратчику Семенову нужно будет обратится в суд для защиты своих интересов.

Секретарь хозяйственного общества (ООО) Костина уволена с 1 июля с.г. за нарушение трудовой дисциплины. Она категорически не согласна с этим, считает, что такое решение администрации нанесло ей и моральный вред.

Куда и в какой срок она может обжаловать решение администрации о ее увольнении? Имеет ли она право потребовать с администрации возмещения ей морального вреда?

Решение администрации об увольнении гражданки Костиной может быть обжаловано в органах государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также в судебные органы в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки статья 392 ТК РФ.

В случае не правомерного увольнения, гражданка Костина имеет право возмещения морального вреда через судебные органы в соответствии со статьей 237 ТК РФ.

В профком ЗАО обратился от имени бригады (10 человек) бригадир Володин. Он сообщил, что бригада намерена с 1 августа объявить голодовку, т.к. администрация ЗАО грубо нарушает их права, не выплачивает заработную плату, не предоставляет льготные путевки детям в оздоровительные лагеря и не создает бригаде надлежащие условия.

Как следует поступить в этой ситуации председателю профкома?

Председатель профкома обязан известить администрацию ЗАО в письменной форме, администрация в соответствии со статьей 370 ТК РФ в недельный срок обязана проинформировать председателя профкома о принятых решениях.

Однако статья 379 ТК РФ не предусматривает такой формы защиты своих трудовых прав, как голодовка, предусмотрен лишь отказ от выполнения работы.

Статья 398 ТК РФ. Основные понятия

Новая редакция Ст. 398 ТК РФ

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Комментарий к Статье 398 ТК РФ

Между работодателем и его сотрудниками часто возникают спорные ситуации, требующие рассмотрения. Возникшие разногласия можно урегулировать несколькими способами.

Это может быть коллективный трудовой спор, который по своей сути — это возникшие между работодателями и сотрудниками неурегулированные разногласия относительно установления и изменения условий труда (включая зарплату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Коллективные споры возникают также и на почве отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии им локальных нормативных актов.

Отличие коллективного трудового спора от индивидуального заключается в том, что одной из сторон в споре выступает коллектив предприятия или его часть, профсоюз, иное объединение работников. Что же касается процедуры досудебного порядка разрешения таких споров, то она схожа с регулированием индивидуальных конфликтов.

В соответствии со ст. 401 ТК порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из двух этапов: рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией и рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Примирительные процедуры — рассмотрение и попытка разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Обратите внимание, что трудовой арбитраж не является судебной инстанцией в полном смысле этого слова.

ТК указывает, что рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — обязательное условие. Это тот случай, когда досудебного урегулирования спора избежать нельзя, даже если конфликтующие стороны не склонны к такому решению. Если в примирительной комиссии стороны соглашения не достигли, то спор может быть рассмотрен при участии посредников и (или) в трудовом арбитраже.

И «тяжелой артиллерией» в разрешении возникших конфликтов, без сомнения, является забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Согласно части 4 статьи 398 Трудового кодекса РФ забастовка есть временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Другой комментарий к Ст. 398 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Конституция РФ признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры (ст. 37). Это право может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

2. Следует отметить, что до принятия ТК РФ правовые нормы, предусматривающие порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, содержались в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (далее — Федеральный закон от 23 ноября 1995 г.).

При принятии ТК РФ нормы данного Закона практически полностью были инкорпорированы в гл. 61 ТК РФ. В то же время ТК РФ развивает положения указанного Закона, определяет некоторые основные понятия, являющиеся принципиальными для данной сферы регулирования трудовых отношений, а также конкретный механизм разрешения коллективного трудового спора на всех стадиях, гарантии для сторон коллективного трудового спора, их ответственность.

3. До внесения в ТК РФ изменений от 30 июня 2006 г. существовало положение, при котором нормы, регулирующие порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, содержались и в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г., и непосредственно в ТК РФ. Такое положение объяснялось, отчасти, тем, что подписанные Президентом РФ в один день ТК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) предусматривали разные даты введения их в действие. Трудовой кодекс вводился в действие с февраля, а КоАП — с июля 2002 г. И хотя при принятии ТК РФ практически все положения Федерального закона от 23 ноября 1995 г. были в него включены, тем не менее в нем оставались нормы об ответственности, которые перекрывали период между февралем и июлем 2002 г. в плане возможности привлечения субъектов трудовых отношений к административной ответственности. На сегодняшний день это значение Федерального закона от 23 ноября 1995 г. утрачено, и он признан утратившим силу.

Это интересно:  Алименты с иностранного гражданина: как взыскать и получить

4. В настоящее время порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора определяется гл. 61 ТК РФ. В названии главы уточнено, что она регулирует вопросы не только рассмотрения, но и разрешения коллективных трудовых споров.

5. Нормы трудового законодательства, регулирующие эти проблемы, распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.

В определенных случаях может устанавливаться иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения в реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Следует отметить, что в целом российское законодательство о труде отвечает стандартам, закрепленным в международном трудовом праве. Например, Комитет по свободе объединения МОТ справедливо считает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление (Свобода объединения и коллективные переговоры. Женева, 1994. С. 69).

7. В ст. 398 содержится основной понятийный аппарат, раскрывающий содержание юридических категорий, которые являются предметом регулирования данной главы ТК РФ.

Прежде всего, в ней дано отличие коллективного трудового спора от индивидуального. Оно определяется тем, что одной из сторон коллективного спора всегда выступает коллектив (группа) работников, имеющих общие интересы в области трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Нарушение этих интересов может стать предметом разногласий между работниками и работодателем. Однако само по себе наличие разногласий еще не свидетельствует о возникновении коллективного трудового спора. Такой спор возникает, если разногласия не удалось урегулировать.

8. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. называл в качестве стороны коллективного трудового спора лишь работников (ст. 2). Трудовой кодекс расширил этот круг, включив в него на всех стадиях не только собственно работников и работодателей, но и их представителей.

Так, интересы работников при рассмотрении трудовых споров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. За пределами организации интересы работников представляют только профсоюзы в лице их территориальных организаций, объединений и объединений территориальных организаций.

При наличии в организации профсоюза (или профсоюзов) работники, не являющиеся его (их) членами, могут уполномочить орган первичной профорганизации на представительство своих интересов, в том числе и в вопросах разрешения коллективных трудовых споров.

9. Состав участников конкретного коллективного трудового спора зависит от круга вопросов, являющихся предметом спора, и от уровня, на котором этот спор возникает (от отдельной организации до, например, отрасли или территории, региона).

Предметом разногласий (а впоследствии и спора) могут быть практически любые аспекты условий труда на стадии как их установления, так и применения (при этом ТК РФ особо выделяет вопросы заработной платы). Эти условия могут устанавливаться на уровне организации в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах, а за пределами организации — на уровне соглашений. Поэтому важно определить, входит ли регулирование тех или иных вопросов в компетенцию соответствующего работодателя или представителей работодателей. Если же установление определенных параметров входит в компетенцию государства и его органов, то спора по поводу их установления быть не может.

10. На практике иногда в текст коллективного договора в целях информации включаются положения законодательства о труде. В случае невыполнения работодателем этих позиций коллективного договора и возникновения разногласий они не обязательно перерастают именно в коллективный трудовой спор. Каждый работник, чьи права ущемлены фактическим невыполнением работодателем положений законодательства (включая и воспроизведенных в коллективном договоре), вправе защищать свои индивидуальные права в порядке, предусмотренном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Так, например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. не регулировал трудовые споры, возникавшие в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников. По мнению Верховного Суда РФ, Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» не должен был применяться к случаям прекращения работы, вызванным нарушением прав работников на своевременную оплату, что является коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников (БВС РФ. 1998. N 10).

Таким образом, спор по поводу задержки выплаты заработной платы не может быть признан коллективным. В этом случае возникает индивидуальный трудовой спор между каждым работником, считающим, что этим фактом ущемлены его интересы, и работодателем. Трудовое и процессуальное законодательство не предусматривает возможности предъявления групповых (объединенных) исков.

12. Следует также иметь в виду, что при заключении коллективного договора или соглашения могут обсуждаться, а затем и быть включены в эти акты вопросы, выходящие за пределы чисто трудовых отношений, хотя косвенно и связанные с трудом работников. Тем не менее и эти вопросы могут стать предметом коллективного трудового спора.

13. Трудовой кодекс допускает возникновение коллективного трудового спора в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

15. В ТК РФ суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовок.

16. При определении момента начала коллективного трудового спора ТК РФ называет в качестве субъектов спора не только работодателей и работников, но и их представителей.

Возможны два варианта определения дня возникновения начала коллективного трудового спора. Первый — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей); второй — по истечении определенного срока (три рабочих дня) с момента предъявления требований работников (см. ст. 400 ТК РФ и комментарий к ней).

17. Конституция РФ, закрепляя право на коллективные трудовые споры, предусматривает и возможность такой стадии этих споров, как забастовка. Статья 398 ТК РФ дает ее легальное определение. Сама по себе забастовка — это действие, всегда ограниченное во времени. Продолжительность забастовки должна быть указана в решении о ее объявлении (см. ст. 410 ТК РФ и комментарий к ней). В процессе проведения забастовки работники и их представители должны продолжать примирительные процедуры.

Коллективный трудовой спор: что это и порядок разрешения с участием суда (2019 год)

Дата документа 01.05.2012
Метки Статья

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУДОВОЙ СПОР В УЧРЕЖДЕНИИ: ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ

Козлов М.А.,
юрист, г. Москва

Любое учреждение при заключении, изменении, дополнении трудового договора должно соблюдать принципы равноправия его сторон, уважения их интересов, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В противном случае неизбежно возникновение конфликтной ситуации — трудового спора. О том, как правильно разрешать такой спор, мы и поговорим в нашей статье.

Право на индивидуальные (между работодателем и конкретным работником) и коллективные (между работодателем (его представителями) и коллективом либо частью коллектива работников и (или) их представителями) трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, признается ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.
Порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров в первую очередь урегулирован нормами Трудового кодекса РФ.
Недавно принятый Федеральный закон от 22.11.2011 № 334-ФЗ внес в Трудовой кодекс изменения, вступившие в силу с 1 апреля 2012 года и направленные на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, включая более подробную регламентацию примирительных процедур, деятельности трудового арбитража, а также реализации права работников на забастовку.

Понятие коллективного трудового спора. Представители сторон

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), возникшие (ч. 1 ст. 398 ТК РФ):

— по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату);
— по поводу заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
— в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (напомним, что порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации установлен статьей 372 ТК РФ).

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и конкретным работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам или в суд).

Обратите внимание, что стороной индивидуального трудового спора может быть как настоящий, так и бывший работник, а также лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа последнего от его заключения (статьи 381, 382 ТК РФ).
Кто может представлять интересы сторон в коллективном трудовом споре?
Как установлено статьей 33 ТК РФ, интересы работодателя при разрешении коллективных трудовых споров представляют руководитель государственного (муниципального) учреждения или уполномоченные им лица. В случае возникновения коллективного трудового спора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении учреждения работодатель наделяет необходимыми полномочиями его руководителя (ст. 40 ТК РФ).
В федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных учреждениях и других организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, представителями работодателей являются также соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
На локальном уровне (в учреждении) интересы работников, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в установленном законом порядке — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах, представляет первичная профсоюзная организация, в том числе при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Понятие коллективного спора

Как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры представляют собой разногласия между работодателями и сотрудниками. При этом конфликты коллективного характера обладают следующими обязательными признаками:

  1. Имеется особый субъектный состав: работодателю либо группе работодателей противостоит коллектив работников, объединенных интересами в профессиональной сфере (или представительный орган);
  2. Вопрос, составляющий предмет спора, относится к причинам разногласий, приведенным в определении понятия коллективного спора (ст. 398 ТК РФ), а именно:
  • неудовлетворенность персонала условиями труда, требования об их изменении (к примеру, о повышении оплаты за труд);
  • споры по поводу заключения, реализации условий коллективного договора (в частности, когда работодатель создает препятствия к заключению договора посредством уклонения от переговоров либо иным способом);
  • реакция на отказ работодателя учитывать мнение сотрудников в ходе утверждения локальных нормативных актов (например, если правила трудового распорядка не направлены для согласования профсоюзной организации).

ВАЖНО! В отношении такой причины спора, как неудовлетворенность условиями труда, речь идет только о тех условиях, которые установлены работодателем, а не действующими правовыми актами.

Только применение субъектного и предметного критериев в совокупности позволяет идентифицировать коллективный спор, отграничить его от индивидуального. Например, ненадлежащее исполнение коллективного договора в отношении 1 работника уже будет квалифицировано как индивидуальный конфликт и подлежит урегулированию в порядке гл. 60 ТК РФ.

Виды коллективных споров согласно закону о коллективных спорах

В доктрине нет единого подхода к выделению видов коллективных конфликтов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты классификации.

Предмет конкретного разногласия в трудовой сфере является не только признаком, позволяющим отнести его к коллективным спорам, но и выступает в качестве критерия классификации таких споров на группы:

  • споры об условиях деятельности;
  • споры о заключении коллективных договоров.

Кроме того, в зависимости от уровня отношений, на котором возникли разногласия, выделяются следующие трудовые споры коллективного характера:

  • локальные (в рамках компании);
  • региональные;
  • федеральные.

Нормативное регулирование коллективных споров за последние годы значительно преобразилось. В связи с внесением в 2006 году изменений в ТК РФ утратил действие ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 № 175-ФЗ.

С целью детализации порядка урегулирования спорных ситуаций между коллективом сотрудников и организацией ФЗ от 22.11.2011 № 334-ФЗ были внесены изменения в положения ТК РФ об этапах разрешения споров:

  • Сроки разбирательства были сокращены и дифференцированы в зависимости от уровня спора.
  • Закреплена обязательность участия в процессе примирительной комиссии.
  • Кроме того, зафиксирован добровольный характер такого шага, как участие посредника в разрешении ситуации. Соответственно, данный этап может быть пропущен с непосредственной передачей разногласий в трудовой арбитраж.
  • В случае, когда примирительные процедуры не оказались эффективными, работники могут прибегнуть к забастовке.

Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией

Отправной точкой для коллективных трудовых споров и порядка их разрешения служит направление письменных требований работодателю.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Требования должны исходить именно от трудового коллектива, то есть пройти процедуру утверждения собранием в присутствии более половины сотрудников.

Если по итогам рассмотрения работодателем требований в течение 2 дней ответа не последовало либо он отрицательный, сторонам необходимо прибегнуть к примирительным процедурам для разрешения конфликта. Первой и обязательной из них является этап рассмотрения ситуации примирительной комиссией.

Именно день, когда озвучено принятое работодателем решение, является датой начала спора.

ВАЖНО! Урегулирование коллективных разногласий, в отличие от индивидуальных, разрешаемых посредством применения юрисдикционных способов (в КТС, суде), происходит без обращения в судебные органы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Спор может быть зарегистрирован Федеральной службой по труду и занятости (далее — Роструд) в случае направления уведомления любой из сторон.

Если конфликт имеет место в рамках предприятия, комиссия подлежит формированию из представителей участников спора в равном количестве в течение 2 рабочих дней с даты начала спора. Если уровень конфликта иной, на это дается 3 дня.

Аналогичным образом зафиксированы сроки рассмотрения обстоятельств конфликта:

  • на локальном уровне — 3 дня;
  • на иных — 5 дней с момента, когда издан документ о формировании комиссии.

Если удалось достичь компромисса, он оформляется в виде протокола. Если же нет, субъектам необходимо перейти к иным примирительным процедурам.

Разрешение коллективного спора с участием посредника

Этап рассмотрения спора с использованием посредничества в рамках коллективных трудовых споров и порядка их разрешения не обязателен. Стороны могут составить протокол об отказе от данной процедуры и сразу перейти к разбирательству в трудовом арбитраже.

Если же субъекты трудовых отношений пришли к общему выводу о необходимости проведения переговоров с помощью посредника, договоренность закрепляется в соглашении. Его кандидатура должна быть избрана в течение 2 дней после этого.

Главное требование к посреднику — его независимость. Он должен объективно оценивать обстоятельства конфликтной ситуации, поэтому функцию посредника не может выполнять субъект, относящийся к одной из сторон спора (например, представитель коллектива работников).

ВАЖНО! Рекомендации по организации посреднического этапа разрешения спора утверждены постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58.

Законодатель закрепил в ст. 403 ТК РФ, что максимальный срок рассмотрения конфликта составляет:

  • на уровне компании — 3 дня;
  • на иных — 5 дней с момента, когда утверждена фигура посредника.

Задача посредника состоит не в непосредственно разрешении спора, а только в содействии работодателю и работникам в выработке взаимовыгодного решения. Если таковое не найдено, вместо соглашения итогом этого этапа станет протокол разногласий. В этом случае следующий рабочий день будет предельным сроком для решения сторонами вопроса о передаче конфликта в трудовой арбитраж.

Рассмотрение коллективного спора в арбитраже

ВАЖНО! Об обязательности этапа разрешения ситуации в трудовом арбитраже можно говорить только в случаях, когда ст. 413 ТК РФ запрещается проведение забастовки. К примеру, в условиях чрезвычайного положения.

Трудовой арбитраж обычно является временным органом, формируемым сторонами разбирательства в каждом конкретном случае (с участием Роструда). Однако он может иметь и постоянный характер в случае его создания при трехсторонней комиссии, специализирующейся на регулировании трудовых отношений, и утверждения ее решением.

Роструд предлагает спорящим сторонам кандидатуры трудовых арбитров и утверждает их состав при недостижении сторонами согласия. Главное, чтобы указанные лица не были участниками спора.

Решение о создании арбитража, порядок рассмотрения коллективных трудовых споров оформляются протоколом заседания Роструда и сторон.

Со дня создания специального органа отсчитывается период рассмотрения спора:

  • до 3 дней, если речь идет о локальном конфликте;
  • до 5, если уровень спора иной.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От иных процедур трудовой арбитраж отличается тем, что его решения носят для участников спора обязательный характер. Кроме того, они окончательны, так как возможности их оспаривания в суде закон не предусматривает.

Законом закрепляется разграничение индивидуальных и коллективных трудовых споров и порядка их разрешения. При этом важно учитывать и предметный, и субъектный критерии для правильного выбора дальнейших действий.

Разрешение коллективного спора происходит посредством последовательного применения примирительных процедур, из которых обязательной выступает только участие в этом примирительной комиссии.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, www.referent.ru, rusjurist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector