Исходный, центральный элемент системы права

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность — общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система. Структура права — это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами — сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части — отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и, прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям и тенденциям.

Ф. Энгельс писал: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Эта мысль указывает ,во-первых, на объективный характер явления, во- вторых, на причинно-следственную связь его с внешними факторами.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения. Например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д., но в Принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию.

развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация — это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений;

  • б) их удельный вес;
  • в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей;
  • г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение

объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве — авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное. В конституционном — избирательное право; в трудовом — пенсионное; в земельном — горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности. Институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права). Учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц. А также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

  • 1) структура отдельного нормативного предписания;
  • 2) структура правового института;
  • 3) структура правовой отрасли;
  • 4) структура права в целом.
Это интересно:  Возврат дебиторской задолженности: досудебный и через суд

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые — регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые — определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений. Т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

В соответствии с Конституцией у нас признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех не процессуальных отраслях. Естественно, что обе группы юридических предписаний в равной степени обязательны к соблюдению.

В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Основные элементы системы права

Как уже говорилось, система права состоит из нескольких основных элементов: юридическая норма, институт права, отрасль права.

Норма права. Норма права — это основа системы социальных норм. В современной юридической науке норма права определяется как обязательное для всех правило поведения, установленное государством, поддерживаемое его принудительной силой и закрепленное в официальных государственных актах.

Норма права обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от других правовых явлений.

Прежде всего, она представляет собой общеобязательное правило поведения и предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для всех индивидов образ действий.

В то же время норма права — это не любое правило поведения, а только такое, которое установлено государством и предполагает возможность государственного принуждения в случаях его нарушения.

Норма права — это также формально-определенное правило поведения, что проявляется в четком определении объема прав и обязанностей, конкретных указаниях на последствия ее нарушения. Любая норма права закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативном правовом акте.

Норма права, являясь кирпичиком правовой системы, имеет в то же время различную структуру, специализацию, складываясь в отрасли и институты права.

Многие правоведы обращают внимание на то, что норма права характеризует меру свободы волеизъявления и поведения человека, и ее наибольшая эффективность достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых интересов.

А. Б. Венгеров выделяет кроме общеобязательности, формальной определенности, системности, возможности государственного принуждения также такие признаки правовой нормы, как неперсонифицированность, многократность применения. Т. В. Кашанина и А. В. Кашанин добавляют к этому типичность, отражение наиболее важных ценностей общества, социальной группы или личности.

Возникновение правовой нормы — длительный процесс. Он начинается с того, что в реальной жизни, в определенных ситуациях потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп начинают сталкиваться друг с другом, вызывая экономические, политические, идеологические, религиозные и другие противоречия. Осознание этих противоречий и естественные попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как приемлемого для данного времени и общества способа регулирования конфликтных ситуаций, обеспечивающего нормальную жизнь людей.

Какие грани действительности отражает такая социальная норма?

В индивидуально-социальном плане норма права является мерой свободы и средством защиты интересов, прав и свобод личности.

В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде справедливого образца поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, силой государства и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном, выражающими интересы большинства.

В юридическом плане правовая норма является формальноопределенным обязательным правилом поведения, закрепленным в официальных документах, нормативных правовых актах и обеспеченным государством. И в этом качестве она выступает регулятором общественных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая норма всегда социально обусловлена. Она отражает соотношение между мерой свободы индивида и свободой общества и является регулятором общественных отношений.

Классификация норм права. Правовые нормы в современном мире весьма многообразны, поскольку они отражают весь пестрый спектр общественных отношений, все разнообразие типичных жизненных ситуаций. Для выявления характерных черт конкретных правовых норм, их места и функциональной роли в системе права их классифицируют. Основания таких классификаций самые различные.

В. Н. Хропанюк, например, классифицирует нормы права таким образом:

по отраслям права — государственное, административное, гражданское право и т. д.;

по функциям, которые выполняют нормы права, — регулятивные, охранительные;

по характеру содержащихся в нормах права правил поведения — обязывающие, запрещающие, управомочивающие;

по степени определенности — абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные;

по кругу лиц — общие и специальные;

специализированные — закрепительные, дефинитивные, нормы принципа.

В. И. Леушин и В. Д. Перевалов предлагают несколько другую классификацию.

По субъектам правотворчества они различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением (сельский сход, всенародный референдум).

Следующий их критерий — социальное назначение и роль нормы в правовой системе. На этой основе нормы подразделяются на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы- инструменты).

Учредительные нормы формируют фундамент правового регламентирования общественных отношений и правового положения человека, закрепляют основы общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, главные идеи и ценности правовой системы общества. Они содержатся, как правило, в Конституции, различных основах законодательства, кодексах.

Регулятивные нормы различными способами регулируют общественные отношения. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей обычно выделяются три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на совершение положительных действий); обязывающие (обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (запрет на действия и поступки, которые определены законом как правонарушения).

Охранительные — это нормы, отражающие характер государственного принуждения, применяемого при нарушении правовых запретов.

Все нормы права направлены на осуществление функций права. В них находят выражение способы регулирования общественных отношений.

Обеспечительные нормы содержат гарантии реализации субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Декларативные нормы определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений.

Дефинитивные нормы — это определения правовых явлений и категорий.

Коллизионные нормы предназначены для устранения противоречий между правовыми предписаниями.

Оперативные нормы определяют даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

По предмету правового регулирования нормы подразделяются на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

Еще один способ классификации — это выделение норм материальных и процессуальных. Материальные нормы — это правила поведения субъектов правоотношений, процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

Наконец, по методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют категоричный характер. Они не допускают отклонений в регулируемом поведении. Такими нормами являются, как правило, нормы административного права.

Диспозитивные нормы позволяют участникам отношений самим договориться об объеме реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Типичный пример диспозитивных норм — нормы гражданского права.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По сфере действия нормы подразделяются на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия действуют на всей территории государства и обязательны для всех граждан этого государства.

Нормы ограниченного действия — это нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов субъектов федерации — республик, краев, областей и т. д.

Локально-нормативные предписания — это нормы, установленные отдельными государственными, общественными или частными структурами для себя.

Существуют и другие критерии классификации: по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников) и т. д.

Структура нормы права. Норма права, являясь «ячейкой» права, имеет собственную структуру. Она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Это интересно:  Что делать, если эвакуировали машину на штрафстоянку?

Гипотеза определяет конкретные жизненные обстоятельства реализации нормы. Гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные, что зависит от количества перечисленных в норме обстоятельств. Альтернативная гипотеза связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция — это само правило поведения, определяющее поступки и действия участников правоотношения. Диспозиция бывает прямой, альтернативной и бланкетной. Прямая — четко формулирует правило поведения в самой норме. Альтернативная диспозиция позволяет участникам правоотношения выбирать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция — это правило поведения в самой общей форме, в котором содержится отсылка субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция характеризует неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правовой нормы. Санкции подразделяются по степени определенности на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные.

Структура юридической нормы зависит от структуры общественных отношений и выступает как реальность правовой системы конкретного общества.

Решающее значение здесь имеет заложенная в структуру нормы возможная реакция на изменившиеся фактические обстоятельства.

Законодатель, собираясь урегулировать то или иное общественное отношение, использует модель нормы, выработанную на основе практики, достижений науки, опыта правового регулирования. Он стремится направить развитие общественных отношений в нужном для него направлении и получить наибольшую эффективность от правового воздействия. Однако жизнь вносит в этот процесс коррективы, избирает в структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют реальностям. Результатом выступает реальная структура нормы, всегда включенная в структуру института, отрасли, права в целом.

Структура нормы относительно независима от изменения элементов, что позволяет ей сохранить статус целостного государственно-властного веления во всех случаях. Выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила.

Таким образом, структура правовой нормы — это ее внутреннее строение, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Структура обусловлена реальными общественными отношениями и выражена в нормативных правовых актах.

Институт права. Это совокупность юридических норм, регулирующих группу однородных общественных отношений. Например, институт избирательного права в конституционном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт государственной службы в административном праве.

Институты бывают отраслевыми и межотраслевыми, т. е. комплексными.

Институт — часть отрасли, меньшая по сравнению с отраслью, группа юридических норм. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — только их вид.

Классификация институтов зависит от выбора критерия. В теории права существует несколько оснований для выделения институтов.

В зависимости от роли в правовом регулировании институты делятся на материальные (институт зарплаты) и процессуальные (институт судебного разбирательства).

По сфере распространения выделяются институты — отраслевые (институт брака) и межотраслевые (институт частной собственности).

По функциональной роли — регулятивные (институт купли- продажи) и охранительные (институт штрафов) и т. д.

Группа однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Например, наследственное, жилищное право являются подотраслями гражданского права; бюджетное, банковское право — подотраслями финансового права; муниципальное — подотраслью административного права.

Отрасль права — это совокупность юридических норм, институтов, регулирующих большую группу однородных общественных отношений, целую сферу общественной жизни.

Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — реальные общественные отношения, требующие правового регулировании. Это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и т. д. Они жизненно важны для человека, носят целенаправленный характер.

Такие отношения — главный объективный критерий деления права на отрасли и институты. Тип этих отношений, их особенности и существенные характеристики определяют параметры и нормы института и отрасли права.

Еще одним критерием выделения отрасли является метод правового регулирования.

Метод правового регулирования — это совокупность способов воздействия на поведение людей юридическими средствами, выработанных в результате длительного развития права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, и является материальным критерием. Метод — формально-юридический критерий и отвечает на вопрос, как право регулирует общественные отношения.

Существует несколько методов правового регулирования:

императивный — метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях, субординации;

диспозитивный — метод равноправных отношений сторон, основанный на дозволениях и координации;

поощрительный — метод стимулирования определенного поведения, необходимого для общества;

рекомендательный — метод пожелания конкретного поведения в интересах общества и государства.

В практике правового регулирования используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания, как по отдельности, так и в совокупности, во взаимодействии друг с другом. Наиболее распространены императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод применяется в отраслях частного права — гражданского, трудового, семейного.

Краткая характеристика основных отраслей права. Как уже

говорилось, отрасль права — наиболее крупное подразделение системы права, регулирующее определенный род (сферу) общественных отношений. Для отрасли характерна качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений.

В литературе по теории права выделяются следующие отрасли права:

  • 1) конституционное (государственное) право;
  • 2) гражданское;
  • 3) административное;
  • 4) уголовное;
  • 5) земельное;
  • 6) трудовое;
  • 7) семейно-брачное;
  • 8) уголовно-исполнительное;
  • 9) аграрное (сельскохозяйственное);
  • 10) экологическое (природоохранное);
  • 11) финансовое;
  • 12) уголовно-процессуальное;
  • 13) гражданское процессуальное.

Это так называемые традиционные отрасли. Однако жизнь не стоит на месте и заставляет регулировать с помощью права ряд новых проблем общественной жизни, вчера еще не известных или не актуальных. Среди них можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного права.

Рассмотрим для иллюстрации конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования некоторых основных отраслей современного права.

В конституционном праве предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, полномочия государственных органов. Основной метод — императивный.

Предмет гражданского права — имущественные и личные неимущественные отношения, например честь и достоинство, доброе имя. Главный метод — диспозитивный.

Административное право имеет своим предметом управленческие отношения, складывающиеся в ходе исполнительнораспорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод — императивный.

Уголовное право защищает права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. от преступных посягательств. Господствующий метод — императивный.

40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства

Система права — исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя организация права,

определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Характеристики системы права:

«системное образование — не простая совокупность элементов, а целостное формирование, обладающее

конкретными свойствами, связями, внутренней структурой; «объективное явление — поскольку она предопределена общественными отношениями, сложившимися в

обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;

динамична, способна изменять свою внутреннюю структуру под воздействием внешней среды. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Единство юридических норм, образующих право, определяется:

о единством выраженной в них государственной воли;

о единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

о единством механизма правового регулирования, его исходных принципов;

о единством конечных целей и задач.

Структурные элементы системы права:

норма права первичный элемент системы права (исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера). Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком регулировании. Остальные от- ношения регулируются другими социальными нормами.

правовой институт совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений — регламентирует вид общественных отношений. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве — это простые институты; институт ренты в гражданском праве включает субинституты: постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; Виды правовых институтов:

по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.; » материальные и процессуальные;

отраслевые — состоят из норм одной отрасли права (институт наследования в ГП);

» межотраслевые (смешанные) — состоят из норм двух и более отраслей (институт права человека относится и к м/н, и к КП);

простые — не содержат в себе других подразделений;

сложные (комплексные) — имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования (субинституты);

регулятивные — направлены на регулирование соответствующих отношений;

охранительные — направлены на охрану, защиту отношений;

учредительные (закрепительные) — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга­ нов, организаций, должностных лиц, а также граждан.

» субинститут (подынститут) отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права (подынститут референдума в институте народовластия);

подотрасль совокупность нескольких однородных правовых институтов (в ГП подотрасли жилищного, авторского права) — присутствует в крупных и сложных по составу отраслях права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права;

Это интересно:  Если у отца заработная плата меньше присужденных алиментов

отрасль права основное подразделение системы права — объединяет взаимосвязанные между собой институты права, имеющие свой предмет регулирования (регулирующие качественно однородную область общественных отношений) — регулирует род обществ. отношений; содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы. Виды отраслей:

базовые — КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП;

специальные — юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества — ТП, ЗП, ФП и т.д.;

комплексные — соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей — Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;

первичные — к ним относят так называемые традиционные отрасли — УП, ГП;

вторичные — выделившиеся из традиционных отраслей — из ГП выделились семейное и трудовое право. Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:

Предмет правового регулирования — какие общественные отношения регулирует данная отрасль права; «Метод правового регулирования — какими способами, средствами, приемами регламентируются данные

общественные отношения. Предмет правового регулирования — составляют однородные общественные отношения — каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:

императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) — характерен для УП, АП, НП;

диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) — характерен для СП,

Существуют также дополнительные методы — поощрительный и рекомендательный — но самостоятельно они

практически не применяются.

Система права совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям

в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права первична, система законодательства — производна от нее, так как исходным элементом системы

права является норма права, а исходным элементом системы законодательстваНПА (акт правотворческих

органов государства, содержащий нормы права).

Система законодательства — это совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются

содержательные и структурные характеристики права. Законодательство служит внешней формой выражения

Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. Они определяются социальными факторами —

экономическими, политическими, духовными и т.д.

Различия между системой права и системой законодательства.

Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности.

Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, а система законодательства выражает структуру формы права.

Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.

Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства.

Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Система права строится строже, чем система законодательства.

Система права построена на горизонтальных связях между входящими в неѐ элементами, то есть на отраслевых различиях, а система законодательства имеет не только отраслевые решения, но и иерархические — по юридической силе НПА.

Вопрос 25. Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Система законодательства — это совокупность всех источников права, действующих в государстве, их взаимосвязь. Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).

Можно выделить следующие системы законодательства:

·Горизонтальная (отраслевая) — выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права

·Вертикальная (иерархическая) — отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе (законы и подзаконные акты)

·Федеративная — основана на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации. Выделяют три уровня нормативно-правовых актов:

-акты субъектов федерации

-акты органов местного самоуправления

·Комплексная — складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранительное, транспортное законодательство)

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

Система права и система законодательства не тождественные понятия. Можно выделить следующие различия между ними:

·система права — это объективное явление, которое складывается в соответствии с общественными отношениями, а система законодательства является субъективной, поскольку создается законодателем

·Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).

·система права является содержанием права, а система законодательства — формой

·система права первична по отношению к системе законодательства

·система права строится в основном на горизонтальных связях, а система законодательства может быть построена на горизонтальных, вертикальных, федеративных и комплексных связях

·система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву.

Вопрос 26. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

для правильного уяснения и применения нормативных актов;

развития и совершенствования законодательства;

В основном законодательство строится с учетом Отраслевого принципа (гражданское, уголовное, конституционное право). Однако, в системе законодательства могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие нормы разных отраслей права.

В основу построения системы законодательства может быть положена и Юридическая сила нормативно-правовых актов. В этом случае нормативные акты будут располагаться в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу (нормы конституционного права).

В федеративных государствах система законодательства строится с учетом принципа Федерализма — федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации (федеративное законодательство имеет преимущество перед законодательством субъектов).

Выделяют Три вида систематизации:

·Инкорпорация — это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают Официальную, проводимую непосредственно правотворческими органами, Официозную(полуофициальную), выполняемую по поручению правотворческого органа, и Неофициальнуюинкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства

·Кодификация — это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта — кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы.

Различают Всеобщую, предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства, Отраслевую, представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и Специальнуюкодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов

·Консолидация — это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, studfiles.net, studfiles.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector