Интернатура в 2019-2020 году: изменения, отменят или нет

Интернатура была учреждена в 1967 году, когда Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1967 №130 было принято предложение Минздрава СССР о ее проведении, в виде опыта, по основным клиническим специальностям для выпускников лечебных факультетов Первого Московского, Первого Ленинградского, Харьковского, Кишиневского медицинских институтов и педиатрического факультета Харьковского медицинского института.

Год спустя, после оценки результатов опыта, интернатура была введена для врачей-выпускников всех лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов и медицинских факультетов университетов страны. Понадобилось 5 лет для того, чтобы в целом завершить перевод выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов на систему интернатуры. В 1974 г. была введена интернатура и для выпускников стоматологических факультетов. Выпускники санитарно-гигиенических и фармацевтических факультетов проходили одногодичную специализацию-стажировку.

Интернатура вместе с субординатурой (преддипломной специализацией на выпускном курсе) представляли собой единую форму двухэтапной первичной специализации студентов-выпускников мединститутов.

Подготовка интернов осуществлялась в крупных республиканских, краевых, областных, городских больницах под руководством заведующих отделениями, которые получали за это дополнительную плату. Интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивалась заработная плата в размере, установленном для врачей соответствующей специальности и стажа.

Изменения в законодательной сфере в начале 90-х гг. привели к отмене механизма направления специалиста по окончании интернатуры для работы в конкретное учреждение здравоохранения. С этого времени трудоустройство врачей-интернов, за исключением тех, кто заключил индивидуальные договоры в период обучения, осуществлялось в соответствии с нормами трудового законодательства или через соответствующие подразделения службы занятости.

В 1992 году разрешение осуществлять подготовку врачей в интернатуре получили медицинские вузы. Так появилась клиническая интернатура, которая долгое время сосуществовала с интернатурой больничной (на базе лечебно-профилактических учреждений).

В 2007 году правовые основы интернатуры изменились и она была отнесена к послевузовскому профессиональному образованию.

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 июня 2010 года «Об итоговой аттестации врачей-интернов» упразднило больничную интернатуру и регламентировало подготовку интернов с 2010/2011 учебного года только в образовательных учреждениях и научных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Рядом приказов Минздравсоцразвития России была упразднена должность врача-интерна. Вопрос исключения должности врача-интерна оспаривался в Верховном Суде РФ, который признал такое исключение правомерным.

В итоге с 2010/2011 учебного года интерны:

1) зачислялись только в клиническую интернатуру;

2) лишились возможности зарабатывать стаж, обучаясь в интернатуре; они являлись слушателями, приравниваемыми в части получения образовательных услуг к студентам очной формы обучения;

3) потеряли право получать и заработную плату, и стипендию в размерах, предусмотренных предыдущими нормативными актами. Вместо этого Минздравсоцразвития РФ в августе 2010 года, перед самым началом учебного года, во все медвузы было разослано письмо, где сообщалось, что «в рамках работы по дополнению имеющейся законодательной базы по вопросам государственной поддержки обучающихся в интернатуре и ординатуре запланировано уменьшение размеров выплат обучающимся в интернатуре и ординатуре» и предлагается в целях «недопущения социальной напряженности в среде обучающихся» осуществлять выплаты интернам в размере 2700 рублей в месяц, ординаторам – 2900 рублей в месяц.

Однако социальной напряженности избежать не удалось. Интерны и ординаторы начали писать открытые письма в Правительство РФ, в региональные департаменты здравоохранения и т.д. Проблема освещалась в СМИ. К весне 2011 года во многих городах появились инициативные группы по организации митингов и пикетов, направленных на привлечение внимания. Попытки организации публичных мероприятий пресекались руководствами соответствующих вузов и администрациями соответствующих городов.

В конце 2011 г. был принят ФЗ «Об основах охраны здоровья груждан», который содержал норму о ликвидации интернатуры с 1 сентября 2017 года. А принятый год спустя ФЗ «Об образовании» принёс интернам последних наборов очередные радости. Законом была отменена отсрочка от армии для лиц, обучающихся в интернатуре (правда, весной 2014 г. её вернули), возникли проблемы с аккредитацией образовательных программ интернатуры, вследствие чего интерны многих вузов рисковали остаться без дипломов государственного образца (и некоторые остались), из-за нестыковок в законодательстве «вечерники» выпуска зимы 2017, обучавшиеся по ГОС 2, не смогли поступить в интернатуру.

И вот день икс настал – интернатура отменена. Такая ненавистная и не до конца понимаемая многими преподавателями вузов, начальниками отделов последипломного образования, администрациями лечебных учреждений, находящими мнимые отличия от более «престижной» ординатуры и считаемая ими «некотируемой» формой обучения. Хотя отличие было всего одно – срок обучения.

Несмотря на то, что подготовка специалистов в интернатуре прекращена, слово «интернатура» будет жить в квалификационных требованиях, квалификационных справочниках и профстандартах, давая всем, кто когда-то закончил интернатуру, абсолютно равные с выпускниками ординатуры права в осуществлении медицинской (фармацевтической) деятельности, в том числе на руководящих должностях.

Материал взят из открытых источников в соцсетях.

Интернатура в 2018-2019 году: изменения, отменят или нет

в Новости 929 Просмотров

Медицина всегда считалась одной из важнейших сфер социального обеспечения населения.

В нашей стране к представителям этой профессии относятся с большим уважением, ведь каждый знает, что именно от людей в белых халатах во многом зависит здоровье граждан.

Любому медику для того чтобы получить право на личную практику приходится преодолевать сложный путь обучения. Только после приобретения глубоких знаний и необходимого опыта начинающий врач может устанавливать диагноз, назначать процедуры и препараты, одновременно принимая на себя полную ответственность за состояние здоровья пациента.

Это интересно:  Как судиться с интернет магазином

В связи со спецификой профессии к медицинскому образованию принято уделять повышенное внимание. Здравоохранение относится к тем направлениям, где помимо поддержания устоявшихся традиций, необходимо также поощрять инновации.

Качество медицинского образования и обслуживания всегда было предметом пристального внимания и жалоб граждан, что вынудило правительство пойти на глубокое реформирование здравоохранительной системы. Непосредственные меры коснулись и образовательного процесса, больше всего затронув стадию последипломного образования – интернатуру, которая раньше считалась обязательной для выпускников медицинских ВУЗов.

Необходимость изменений в системе здравоохранения

Практически каждый день научное сообщество выдает новые методики лечения заболеваний и разрабатывает уникальные формулы препаратов для того, чтобы эффективнее справляется с разного рода заболеваниями.

Знания, предоставляемые в медицинских университетах еще пару десятков лет назад, уже не могут составить необходимую базу для современного профессионала. В правительстве понимают это и стараются модернизировать данную сферу образования, хотя и получается это с большим трудом.

Чиновники от профильного министерства каждый год норовят внедрить кардинальные изменения в образовательный процесс начинающих медиков, называя ныне действующую систему морально устарелой и требующей глобального реформирования.

Еще одним поводом задуматься о качественных изменениях системы здравоохранения стали систематические жалобы граждан, недовольных качеством медицинского обслуживания и степенью подготовки молодых специалистов.

Как стало известно из официальных источников, именно 2019 год принесет долгожданные изменения в медицину. Коснутся они каждого звена отрасли от образования до приема и обслуживания больных.

Наиболее неожиданными станут инновации в сегменте последипломного обучения – интернатуре. Широко распространенная практика, без которой ранее медик не мог получить право на практическую деятельность, может уже совсем скоро отойти в историю.

Причины отмены интернатуры

Начало реформирования медицинской сферы было положено еще в далеком 2011 году, когда на уровне правительства утвердили новый федеральный стандарт образования. В соответствии с этим документом, предполагается поэтапная модернизация системы обучения отечественных сотрудников здравоохранения.

Если ранее в годы, проведенные в университете, студенты изучали по большей части теорию медицинских наук, а практические навыки добывали в период прохождения интернатуры, то сейчас подход к данной концепции кардинально меняется.

Согласно новым стандартам, молодые люди, поступившие в профильный ВУЗ, будут приобретать все необходимые знания, начиная уже с первого курса. Достигаться это будет путем полного перестроения системы подготовки, делая ставку, прежде всего, на практику.

Научная и исследовательская деятельность теперь станет неотъемлемой составляющей учебного процесса. Студенты будут осуществлять практические занятия с настоящими пациентами прямо в своих ВУЗах или городских медучреждениях.

Это крайне важно в плане формирования высококлассного специалиста, способного максимально эффективно воплощать в жизнь полученные знания при непосредственном контакте с больным.

Каждый такой урок пройдет под чутким руководством преподавательского состава с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.

Плюсы и минусы отмены

Радикальное изменение образовательной системы медицинских специалистов получило неоднозначные отзывы. В этой реформе есть как сильные, так и слабые места.

К плюсам можно причислить такие моменты:

  • студенты смогут раньше приступить к трудовой деятельности и выполнять оплачиваемую работу;
  • поскольку медики будут раньше приступать к самостоятельной деятельности, это улучшит кадровую картину, поскольку на данный момент во многих клиниках не хватает квалифицированного медперсонала высокой специализации;
  • работа в клиниках во время обучения позволит детально подготовиться к большому разнообразию ситуаций и изучить динамику патологий на практике, что формирует более конструктивное врачебное мышление у каждого студента;
  • симуляционные приёмы делают возможной отработку алгоритмов лечения без риска навредить пациенту, что позволяет студенту действовать более спокойно и без лишнего напряжения;
  • отмена интернатуры позволит сократить время обучения, но одновременно повысит квалификацию и уровень подготовки выпускников ВУЗов.

Наряду с этими позитивными факторами есть и негативные:

  • для расширения практической части программы будет значительно сокращена теоретическая составляющая, некоторые темы и предметы трансформируются в сокращённый курс без углубления;
  • симуляция не даёт полного эффекта лечения пациентов, лишает студента освоения психологических моментов взаимодействия врача и больного;
  • со стороны пациентов возможно проявление большого недоверия и нежелания лечиться у неопытного врача, не прошедшего интернатуру.

Этапы отмены интернатуры

Согласно установленному правительством плану реформирования сферы медицинского образования, отмена интернатуры пройдет в три этапа.

Первыми под нововведение попадут студенты стоматологических и фармацевтических специальностей: их избавят от необходимости прохождения последипломной практики уже сначала осени 2016 года.

Вторыми на очереди станут педиатры и терапевты: их реформа коснется в 2017 году. Финальным этапом отмены интернатуры станет 2018 год, и под него попадут уже все оставшиеся специалисты.

Данные изменения абсолютно не коснутся ординатуры. Этот практикум часто путают с интернатурой, хотя функции у них немного разнятся.

Ординатура нужна, прежде всего, специалистам узкой направленности, таким как хирурги, неврологи, дерматологи или гинекологи.

Молодые доктора, выбравшие данную специализацию, по-прежнему будут на протяжении двух лет доказывать свою профессиональную пригодность и только после истечения этого срока смогут получить специальный сертификат, допускающий к самостоятельной практике.

Чем заменят сертификацию

После прохождения курса интернатуры студенты получали подтверждающий сертификат, который свидетельствовал о надлежащем уровне молодого врача. Этот документ становился допускающим к самостоятельной работе для начинающего специалиста. Сертификация должна была повторяться на протяжении всего времени практики с интервалом в 5 лет, что давало право на получение более высокой квалификации.

Теперь сертификация трансформируется в аккредитацию. Без неё врач не может быть допущен к самостоятельной практике.

Аккредитация подразумевает набор нужного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в семинарах, конференциях и других подобных медицинских мероприятиях;
  • издание научных трудов в виде книг или статей;
  • успешное проведение сложных медицинских манипуляций или успешное применение сложных комплексных схем лечения в тяжёлых случаях.
Это интересно:  Что такое карта водителя для тахографа? Как получить в 2019 году?

Впервые механизм аккредитации будет запущен в 2021 году. У медиков по этому поводу остаётся много вопросов:

  • какая сторона будет оплачивать поездку и проживание в месте проведения аккредитации;
  • как изменится время приёма пациентов из расчёта на добавочные требования по написанию научных и исследовательских работ, а также посещения семинаров и конференций;
  • повлияет ли на аккредитацию ежедневная практика и отзывы пациентов и т.д.

В Министерстве отвечают, что за предстоящий период все эти вопросы будут доработаны и чётко регламентированы, поэтому отказ от интернатуры пройдёт спокойно и организованно. Такая реформа направлена на улучшение уровня молодых специалистов и конкурентной способности российских докторов на мировом рынке.

Видео об отмене интернатуры:

Интернатура в 2019-2020 году

Такую систему образования подразумевает современная реформа здравоохранения, после которой, по мнению её авторов, должно возрасти качество оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях и степень профессионализма работников в сфере медицины.

Впервые была упразднена интернатура у стоматологических и фармацевтических факультетов — это произошло в 2016 году, такие же новшества в 2017 году коснулись лечебный и педиатрический факультеты, а в 2018 году всех специалистов медицинского профиля.

И какова будет эффективность данного способа в решении проблемы с дефицитом дипломированных работник в сельской местности, станет понятно, когда объявят первые результаты современной реформы российского здравоохранения через несколько лет.

Новый подход к оценке знаний

Если бы в ранее действующую образовательную систему не были внесения изменения, то, успешно окончив интернатуру в 2020 году, студент мог бы получить сертификат, который фактически допустил бы его к выполнению прямых обязанностей (впоследствии каждые 5 лет ему бы пришлось подтверждать свою квалификацию, чтобы иметь право работать в больницах и поликлиниках). Но вместо сертификации молодой специалист теперь должен будет проходить аккредитацию, без которой он не сможет приступить к работе и получить допуск к пациентам.

Аккредитация – это получение определенного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в различных медицинских мероприятиях (конференциях, семинарах, тренингах и т. д.);
  • издание статей и научных работ в периодике, книгах и т. д.;
  • применение сложных схем при лечении тяжелых заболеваний и т. д.

Предполагается, что данная методика оценки знаний будет запущена с 2021 года. Но до сих пор остается много вопросов, которые касаются порядка проведения аккредитации (кто будет оплачивать проживание и поездку к месту ее проведения, можно ли будет сократить время приема пациентов, чтобы была возможность участвовать в научных исследованиях или семинарах и т. д.) и методики выставления баллов. Впрочем, в Министерстве поясняют, то в ближайшее время все эти вопросы будут тщательно проанализированы и проработаны, и отмена интернатуры произойдет максимально мягко и без каких-либо последствий.

Условия поступления в ординатуру

Экзамен в ординатуру будет состоять из нескольких частей:

  1. Тестирование, которое включает в себя 60 вопросов (по общим медицинским знаниям). На его прохождение отводится только 1 час и за это время надо правильно ответить минимум на 70% вопросов.
  2. Получение балла за текущий стаж. В связи с тем, что за работу в сельской местности медикам будет начисляться большее количество баллов, это должно стимулировать их переезжать «в глубинку» и после окончания ВУЗа хотя бы несколько лет работать в деревенских клиниках (перед вступлением в ординатуру).

Дополнительные баллы также будут начисляться за красный диплом и за получение Президентской стипендии. Соответственно, у студентов, которые обучаются на контракте, будет не так много шансов накопить достаточное количество баллов (особенно если они не работали в сельской местности), чтобы продолжить обучение.

После подсчета полученного количества баллов принимается решение о приеме абитуриента в ординатуру.

Минусы реформы медицинского образования

Самый главный минус для молодых медиков — ординатура становится единственным шансом для начинающего врача следовать зову сердца и работать по призванию. Да, следует согласиться, что, с одной стороны, реформа может посодействовать в привлечении докторов на работу в сельские ФАПы, но, с другой стороны, принятый стандарт образования еще очень несовершенен и таит в себе множество минусов:

Суммарная степень квалифицированности докторов значительно понизится, потому что часть медработников будет уделять время подработкам, ведь получение образования в ординатуре — не дешевое удовольствие, а оплачивать её как-то нужно.

У наставников и учителей пропадёт стимул для совершенствования уровня своего багажа знаний и умений, и об этом говорят сами же студенты — многие практикующие медики безалаберно относятся к собственным профессиональным обязанностям и скидывают на плечи подопечных работу с документами, вместо их обучения.

Так называемым платникам — студентам, учащимся на платной основе — можно не рассчитывать на начисление бонусов в виде баллов. Так же они не положены за научные исследования хотя, как говорят сами учителя, именно научные работы как нельзя лучше показывают уровень текущих знаний учащихся.

Конечно, с большой вероятностью можно предположить, что доля студентов, не поступивших в ординатуру превысит долю зачисленных в ординатуру студентов. В теории на заветное место в ординатуре и получение узкой специализации могут надеяться только покладистые студенты с отличным дипломом и медицинским стажем. Впрочем, об итогах и эффективности предлагаемой реформы можно будет говорить спустя несколько лет и после огласки первых результатов её работы.

Интернатура в 2019-2020 году

В 2016 году для фармацевтов и стоматологов отменили интернатуру. На следующий год пришло время отказаться от последипломной специализации педиатрам и терапевтам. Прошедший, 2018 год подвел черту под нововведениями в медицинском образовании, и интернатура ушла в прошлое для всех остальных медицинских специальностей. В 2019, как и в ближайшие годы (в 2020), возобновления приема на интернатуру ждать также не стоит. Теперь, на этапе последипломного образования, будущие врачи будут обязаны поступать в ординатуру.

Это интересно:  Новый закон о взыскании по долгам за кредиты 2019 — Кредитный эксперт

Данная реформа нацелена на повышение уровня квалификации медперсонала и качества медицинского обслуживания в медучреждениях. Решение полностью избавиться от интернатуры, «нагрузив» при этом ординатуру, до сих пор вызывает множество споров в медицинских кругах. Однако Министерство здравоохранения поставило четкую цель – полностью преодолеть нехватку медперсонала в амбулаториях сельской местности. Первые результаты нововведений станут достоянием общественности лишь через нескольких лет. Но уже сейчас можно рассмотреть в этом как позитивные, так и негативные результаты начавшейся реформы.

Знания будут оцениваться по-новому

До последнего времени, прием на работу медиков выглядел примерно так: студент заканчивает ВУЗ, успешно оканчивает интернатуру и получает сертификат, с которым уже можно переходить к выполнению своих прямых обязанностей. Полученную квалификацию ему пришлось бы подтверждать каждые 5 лет своей трудовой деятельности. Теперь же специалиста не допустят к работе с пациентами, если он не пройдет аккредитацию, которая пришла на смену сертификации.

Аккредитация – процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям. Для этого необходимо набрать определенное количество баллов, которые начисляются за такие активные действия сотрудника как:

  • публикация статей и научных трудов в периодических изданиях, книгах и др.;
  • причастность к проведению разного рода медицинских мероприятий, таких как семинары, конференции, тренинги и т.д.;
  • использование сложных моделей для лечения тяжелых заболеваний и т. п.

Запуск новый методики оценивания знаний намечен на 2021 год. Однако уже сейчас возникает множество вопросов, касательно будущих принципов проведения аккредитации. К примеру, будут ли оплачиваться расходы будущего специалиста, понесенные им за время прохождения методики – на проживание и поездку? Как выкраивать время на участие в этих самых семинарах и конференциях – путем сокращения времени на прием пациентов? Впрочем, представители Министерства здравоохранения РФ уже не раз заявляли, что все поступающие вопросы находятся в стадии проработки, и в ближайшее время будут даны ответы. Медработников уверяют, что будущая реформа будет проходить плавно и без негативных последствий.

Как поступить в ординатуру

Будущий медик получает разрешение работать с пациентами и узкую специализацию как после окончания интернатуры, так и после обучения в ординатуре. В этом данные методики имеют много общего, однако главное отличие будет заключаться в другом. Представители Министерства здравоохранения говорят об отличиях в сложности процедур и поступить в ординатуру будет значительно сложнее, особенно если в планах будущего специалиста означена цель занять бюджетное место. Медик имеет право и пропустить данный этап обучения, но в таком случае его карьера ограничиться лишь работой терапевта.

Экзамен на поступление в ординатуру будет состоять из нескольких этапов:

  • Тестирование. Состоит из порядка 60 вопросов по общемедицинским знаниям. Пройти его нужно будет за 60 минут, в течении которых надо дать как минимум 70% правильных ответов.
  • Баллы за текущий стаж. За работу в сельских амбулаториях медработники будут получать большее количество баллов. Такой подход должен стимулировать выпускников медицинских ВУЗов переезжать «в глубинку» и перед поступлением в ординатуру хотя бы в течение нескольких лет получать практику в сельских медпунктах.

На дополнительные баллы могут рассчитывать студенты с красным дипломом и получатели Президентской стипендии. Из этого можно сделать вывод, что студенты-контрактники будут иметь меньше шансов на получение необходимого количества баллов, тем более если они не пошли работать в сельскую местность.

Недостатки новой системы

Разумеется, теперь если медик желает получить нужную специализацию и продолжить карьеру в любимом деле, единственным путем для него становится поступление в ординатуру. Там, кроме успешного тестирования, ему понадобятся дополнительные баллы. С одной стороны, все логично и стратегически правильно – у молодежи, в какой-то степени, появятся стимулы для поднятия российской глубинки. С другой стороны, уже утвержденная система еще далека от совершенства, и целый ряд недостатков могут стать постоянными спутниками российской медицины ближайшего будущего. К примеру:

  1. Обучение в ординатуре не будет бесплатным, а значит многим специалистам придется идти на дополнительную работу, чтобы оплачивать свое обучение. Это может привести к понижению общего уровня профессионализма медработников.
  2. Кураторы и преподаватели могут стать менее ответственными, в связи с отсутствием мотивации. Многие студенты отмечают, что вместо того, чтобы доктора делились с ними профессиональными знаниями и опытом, те просто перекладывают на них рутинную работу, связанную с бумагами.
  3. Дополнительные баллы не предусмотрены для студентов, которые находятся на контрактной форме обучения. Аналогичная ситуация и при публикации различных научных работ. И это при том, что преподаватели сходятся во мнении, что именно такая деятельность в большей степени отражает степень подготовки студентов медицинских ВУЗов.

Считается, что все вышеперечисленные трудности созданы искусственным путем, чтобы отсеивать недобросовестных студентов и открывать путь для самых ответственных и целеустремленных людей. В теории все верно, такой отсев можно будет пройти, лишь имея солидный багаж знаний и опыта работы. Как все сложится на практике покажет лишь время, когда внедряемые Министерством реформы продемонстрируют первые результаты.

Статья написана по материалам сайтов: pro2019god.ru, pro2020god.ru, klara-luchko.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector