ФНС: как соблюдать сроки по НК РФ, если в регионе — нерабочий праздничный день

Дата размещения статьи: 28.01.2015

Положениями Налогового кодекса предусмотрено, что в случае, когда крайний срок на представление отчетности выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то он отодвигается» на первый следующий за ним рабочий день. Распространяется ли это правило на ситуации, когда праздничный нерабочий день установлен не на федеральном уровне, а по решению субъекта РФ? Мнения контролирующих органов на сей счет разделились.

В п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса содержится общее правило, посвященное переносу крайних отчетных дат. Его суть сводится к тому, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В свою очередь перечень нерабочих праздничных дней установлен в ст. 112 Трудового кодекса. Для наглядности представим его в виде следующей таблицы:

Нерабочие праздничные дни по статье 112 ТК

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января

День защитника Отечества

Международный женский день

Праздник Весны и Труда

День народного единства

По общему правилу, которое также закреплено в ст. 112 Трудового кодекса, при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Исключение составляют выходные дни, совпадающие с новогодними каникулами и Рождеством Христовым. Два таких выходных дня переносятся Правительством РФ на другие дни в очередном календарном году.
Плюс ко всему в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ.
К примеру, Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2014 г. N 860 в 2015 г. выходной с субботы 3 января перенесен на пятницу 9 января, а с воскресенья 4 января — на понедельник 4 мая.
Указанные нерабочие праздничные дни устанавливаются на всей территории Российской Федерации. Соответственно, если по тому или иному налогу на один из этих праздников выпадает крайний срок на представление отчетности, то этот крайний срок в силу положений ст. 6.1 Налогового кодекса будет перенесен на следующий за ним первый рабочий день.
В то же время в ряде субъектов РФ соответствующим законом устанавливаются свои нерабочие праздничные дни. К примеру, в субъектах, где распространена мусульманская вера, нерабочими праздничными днями признаны дни празднования Ураза-байрам, Курбан-байрам (Башкортостан, Татарстан). Есть свои праздники и в других регионах. И в эти дни, очевидно, налоговые органы, как и все остальные жители региона, в общем случае не работают. В связи с этим и возникает вопрос: при совпадении крайнего срока на представление отчетности с таким региональным праздником можно ли «перенести» исполнение отчетных обязанностей, или все же нужно отчитаться заблаговременно?

Региональные праздники вне закона?

Контраргументы

Ответ от ФНС

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Содержание

Нерабочие празничные дни

В начале лета Федеральная служба по труду и занятости на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Протоколом от 02.06.2014 N 1 утвердила Рекомендации, регулирующие порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней.

Роструд довольно подробно рассмотрел разнообразные вопросы привлечения к работе в праздники, затронув, в частности, моменты перераспределения рабочего времени и времени отдыха в связи с праздничными днями, привлечения к работе в нерабочие праздничные дни и порядок их оплаты.

Надо отметить, что в последнее время Федеральная служба по труду и занятости регулярно «балует» работодателей своими рекомендациями. На этот раз разъяснения Роструда коснулись нерабочих праздничных дней. Изучим, какие советы дало ведомство работодателям.

Установление праздников

Работник имеет право на отдых, в том числе обеспечиваемый предоставлением нерабочих праздничных дней. Это указано в абз. 6 ч. 1 ст. 21 ТК РФ.

Согласно ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;

7 января — Рождество Христово;

23 февраля — День защитника Отечества;

8 марта — Международный женский день;

1 мая — Праздник Весны и Труда;

9 мая — День Победы;

12 июня — День России;

4 ноября — День народного единства.

Причем вышеперечисленные нерабочие праздничные дни устанавливаются на всей территории Российской Федерации. По мнению Роструда, это вытекает из ч. 1 ст. 13 ТК РФ, согласно которой федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории России, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

К сведению. Статья 22 ТК РФ гласит, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Это означает, что указанный перечень обязателен для всех работодателей. Они не вправе утверждать и применять график нерабочих праздничных дней, отличающийся от установленного в ТК РФ.

Однако расширить его они имеют право. Напомним, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством. Причем эти нормы могут улучшать положение работников по сравнению с установленными (ч. 1 и 4 ст. 8 ТК РФ).

Помимо общенациональных праздников, в субъектах Российской Федерации Могут быть установлены дополнительные — религиозные праздники. Правда, положение о дополнительных праздниках в регионах зафиксировано не ТК РФ, а иным нормативным актом — п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Для этого должны быть выполнены следующие условия:

— у праздника имеется религиозная направленность;

— просьба о нерабочем праздничном дне поступила от религиозной организации;

— решение принял орган государственной власти на территории конкретного субъекта РФ.

Кстати, из-за того, что норма установлена иным Федеральным законом, а не ТК РФ, несколько лет назад спор по данному вопросу дошел аж до Президиума Верховного Суда РФ.

Судебная практика. Гражданин Башкирии оспаривал абз. 3 и 4 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан», согласно которым в Республике Башкортостан установлены два нерабочих праздничных дня — Ураза-байрам и Курбан-байрам.

В Постановлении от 21.12.2011 N 20-ПВ11 Президиум Верховного Суда РФ оставил в силе решение суда первой инстанции и отменил последующие судебные решения, указав, что нормы действующего законодательства не исключают права органа государственной власти субъекта РФ на соответствующей территории объявлять нерабочие (праздничные) дни по поводу религиозных праздников.

Аналогичную позицию позднее подтвердил и Роструд в Письме от 12.09.2013 N 697-6-1.

Перераспределение рабочего времени и времени отдыха

По общему правилу при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день (ч. 2 ст. 112 ТК РФ).

В 2012 г. был принят Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», который разрешил Правительству России переносить выходные дни, совпадающие с новогодними каникулами и Рождеством Христовым, на другие дни в очередном календарном году (ч. 5 ст. 112 ТК РФ).

Однако, как отмечает Роструд в Рекомендациях, Работодатели не вправе самостоятельно осуществлять перенос выходных дней при их совпадении с праздничными.

Это же правило переноса выходного дня при его совпадении с праздничным на следующий за ним рабочий день распространяется и на региональные религиозные праздники. Дело в том, что законодатель не устанавливает для них особенностей и не предусматривает возможности введения иного порядка.

Для переноса, во-первых, должен быть принят федеральный закон или нормативный правовой акт Правительства РФ. Во-вторых, должен быть соблюден срок его официального опубликования.

Для постановлений Правительства России (ч. 5 ст. 112 ТК РФ):

— не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года;

— не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

Например, Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N 444 «О переносе выходных дней в 2014 году» (далее — Постановление N 444) было опубликовано 01.06.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www. pravo. gov. ru.

К сведению. Правило о переносе выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, действует не для всех работодателей. В частности, оно не затрагивает тех, кто применяет различные режимы труда и отдыха, когда работа осуществляется в нерабочие праздничные дни. Такой порядок переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.

Это интересно:  Как Начисляются Субсидии На Коммунальные Услуги 2019

Об этом говорит п. 2 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н (далее — Порядок).

В частности, как уточняет Федеральная служба по труду и занятости, если приостановка работы в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям (например, непрерывно действующее производство, ежедневное обслуживание населения и др.), то перенос выходных дней не осуществляется.

В Рекомендациях ведомство подчеркивает, что Переносится именно выходной день, а не праздничный, поскольку последний, в отличие от выходного дня, как правило, привязан к конкретной дате. Если же праздничный день изначально установлен не на какую-либо дату, а на день недели, являющийся выходным, то перенос этого выходного дня производится на общих основаниях, т. е. на первый рабочий день, следующий за ним.

Как пояснил Роструд, это правило имеет значение для Правильного определения продолжительности отпуска, который приходится на период праздников. Так, нерабочие праздничные дни, попадающие в период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ч. 1 ст. 120 ТК РФ). А вот выходные дни в продолжительность отпуска включаются, поскольку он исчисляется не в рабочих, а в календарных днях (ст. 115 ТК РФ).

Пример 1. Роструд приводит следующий пример применения этого правила. В соответствии с Постановлением N 444 выходной день в 2014 г. перенесен с воскресенья 5 января на пятницу 13 июня. Если часть отпуска работника выпала на 12 и 13 июня 2014 г., то 12 июня как праздничный день из его продолжительности исключается, а 13 июня учитывается как обычный выходной день и включается в продолжительность отпуска.

Порядок оплаты праздничных дней

Как отметила Федеральная служба по труду и занятости, отдых в праздничные дни не влечет уменьшение заработной платы. В то же время оплата таких дней различается в зависимости от действующей у работодателя системы оплаты труда.

В ч. 4 ст. 112 ТК РФ указано, что если сотрудник получает оклад (должностной оклад), то наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения им заработной платы.

Остальным работникам за привлечение к работе в нерабочие праздничные дни выплачивается дополнительное вознаграждение. Согласно ч. 3 ст. 112 ТК РФ размер и порядок выплаты такого вознаграждения должны быть определены коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. При этом суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Привлечение к работе в нерабочие праздничные дни

Трудовое законодательство содержит общую норму, запрещающую работу в нерабочие праздничные дни (ч. 1 ст. 113 ТК РФ). Хотя у данного правила есть несколько исключений.

Во-первых, Без согласия работника допускается привлечение к работе в нерабочие праздничные дни в чрезвычайных ситуациях либо при угрозе их возникновения:

— для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

— для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

— для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожаров, наводнений, голода, землетрясений, эпидемий или эпизоотий);

— в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Во-вторых, С письменного согласия сотрудника его можно привлечь к работе в нерабочие праздничные дни, если возникла необходимость выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений (ч. 2 ст. 113 ТК РФ). Образец уведомления о привлечении к работе в нерабочий праздничный день.

Причем допускается привлечение к работе в нерабочие праздничные дни и в других случаях, но также при наличии письменного согласия сотрудника. Если в компании имеется выборный орган первичной профсоюзной организации, то требуется учесть его мнение (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).

В-третьих, в отношении Отдельных категорий работников порядок привлечения к работе в нерабочие праздничные дни может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 4 ст. 113 ТК РФ). Это творческие работники СМИ, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 (далее — Перечень творческих работников).

В-четвертых, утверждены Категории работ, производство которых допускается в нерабочие праздничные дни независимо от наличия вышеперечисленных условий (ч. 6 ст. 113 ТК РФ). В частности, к ним относятся:

— непрерывно действующие организации, осуществляющие производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;

— работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения;

— неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Кроме того, отделу кадров нужно проследить, чтобы Независимо от причин привлечения персонала к работе в нерабочие праздничные дни было издано соответствующее письменное распоряжение работодателя (ч. 8 ст. 113 ТК РФ).

Таким образом, как резюмирует Роструд, для привлечения работников к работе в нерабочий праздничный день необходимо соблюдение следующих условий:

1) наличие законного основания для привлечения к работе в нерабочий праздничный день;

2) письменное согласие работника, за исключением случаев, когда оно не требуется;

3) при наличии выборного органа первичной профсоюзной организации — учет его мнения;

4) письменное распоряжение работодателя.

Компенсации за работу в нерабочий праздничный день

Федеральная служба по труду и занятости напоминает, что трудовое законодательство за работу в нерабочий праздничный день гарантирует сотрудникам два вида компенсации — оплату труда не менее чем в двойном размере либо дополнительный день отдыха.

По общему правилу за работу в нерабочий праздничный день, которая является разновидностью работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, сотруднику полагаются соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Причем их размер не может быть ниже установленных трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ).

Минимальный размер доплат установлен ч. 1 ст. 153 ТК РФ в следующих размерах:

— сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

— работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

— работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Второй вариант компенсации — это предоставление работнику дополнительного дня отдыха, так называемого отгула. Но Работодатель не вправе предоставить сотруднику день отдыха вместо повышенной оплаты без его письменного согласия. Если работник не против, то работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).

Как отметил Роструд, оплата выходного дня в одинарном размере означает, что работнику, получающему оклад, сверх него выплачивается одинарная дневная ставка. К тому же в месяце, когда используется день отдыха, заработная плата (оклад) не уменьшается. При этом не имеет значения, берет ли работник день отдыха в текущем месяце или в последующие.

У такого порядка есть два исключения:

— в отношении отдельных категорий творческих работников порядок оплаты работы в нерабочие праздничные дни может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора (ч. 4 ст. 153 ТК РФ);

— для работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, предусмотрена компенсация только в денежной форме — не менее чем в двойном размере (ст. 290 ТК РФ).

Особо следует остановиться на порядке предоставления компенсаций персоналу в непрерывно действующих предприятиях (цехах, участках, агрегатах), а также при суммированном учете рабочего времени. В этом случае действуют особые правила, установленные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения N 13/п-21 «О компенсации за работу в праздничные дни» (далее — Разъяснение). Несмотря на то что акт принят еще в советское время, согласно ст. 423 ТК РФ он действует в части, не противоречащей ТК РФ. Что говорит Разъяснение? В непрерывно действующих предприятиях (цехах, участках, агрегатах), а также при суммированном учете рабочего времени Работа в праздничные дни не компенсируется другим выходным днем, если она включается в месячную норму рабочего времени. Если же работа в праздничный день не была включена в норму рабочего времени, то действуют правила как для обычного режима рабочего времени: по желанию работника вместо повышенной оплаты ему может быть предоставлен другой день отдыха, а оплата будет произведена в одинарном размере (п. п. 1 и 3).

Это интересно:  Если Купил Машину И Должны За Коммунальные Услуги Что Сделают Приставы

Кроме того, как было отмечено выше, Гарантии повышенной оплаты распространяются на всех сотрудников независимо от режима рабочего времени (пятидневная рабочая неделя, сменная работа и т. д.). Поэтому оплата в двойном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в праздничный день. Когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, в двойном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в праздничный день, — от 0 до 24 часов (п. 2 Разъяснения).

К сведению. Работодателям придется предоставить дополнительный день отдыха не только за работу, но и за выполнение социально значимых функций в нерабочие праздничные дни. Например, если сотрудник сдаст кровь и ее компоненты в нерабочий праздничный день (ч. 3 ст. 186 ТК РФ). При этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок как за день сдачи, так и за предоставленные в связи с этим дни отдыха (ч. 5 ст. 186 ТК РФ).

Исчисление нормы рабочего времени

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час (ч. 1 ст. 95 ТК РФ).

Единственным исключением является труд в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день. В этом случае переработка компенсируется предоставлением работнику Дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (ч. 2 ст. 95 ТК РФ).

К тому же Роструд сослался на упомянутый нами выше п. 1 Порядка, согласно которому если выходной день переносится на рабочий, то продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день. Об этом сказано в п. 1 Порядка.

Пример 4. В Рекомендациях Роструд привел следующий пример: Постановлением N 444 выходной день перенесен с понедельника 24 февраля на понедельник 3 ноября. Поскольку предпраздничный день 3 ноября после переноса стал выходным, а выходной день 24 февраля — рабочим, время работы в этот день сокращено на один час.

Гарантии для отдельных категорий работников

В заключение Федеральная служба по труду и занятости остановилась на отдельных категориях работников, которых запрещено привлекать к работе в нерабочие праздничные дни. К ним относятся:

— беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ);

— несовершеннолетние, за исключением творческих работников СМИ, организаций кинематографии, теле — и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и пр., в соответствии с Перечнем творческих работников (ст. 268 ТК РФ).

К сведению. К исключениям следует отнести также несовершеннолетних спортсменов. Согласно ч. 3 ст. 348.8 ТК РФ условия их работы в выходные и нерабочие праздничные дни определяются коллективным или трудовыми договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые могут предусматривать труд в подобные дни.

Есть еще несколько категорий работников, требующих составления дополнительных кадровых документов в случае привлечения их к труду в нерабочие праздничные дни. К ним относятся:

1) инвалиды (ч. 7 ст. 113 ТК РФ);

2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет (ч. 7 ст. 113, ч. 2 ст. 259 ТК РФ);

3) матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);

4) работники, имеющие детей-инвалидов (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);

5) работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК РФ);

6) иные лица, воспитывающие детей в возрасте до пяти лет без матери (ст. 264 ТК РФ);

7) опекуны и попечители детей в возрасте до пяти лет и детей-инвалидов (ст. 264 ТК РФ).

Если вы планируете привлечь таких сотрудников к работе, надо, во-первых, получить от них письменное согласие и ознакомить их под подпись с правом отказаться от подобной работы (см. пример 2). Во-вторых, следует убедиться, что им не запрещено работать в такие дни по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (абз. 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).

Вопрос: . Организация получила от налогового органа требование о представлении документов в пятидневный срок о контрагенте по ряду сделок. В установленный срок представить указанные документы затруднительно. Организация работает без выходных дней. Возможно ли при расчете пятидневного срока не учитывать выходные и праздничные дни? В какой налоговый орган следует направлять ходатайство о продлении этого срока? (Консультация эксперта, УФНС РФ по Пензенской обл., 2007)

Вопрос: Организация получила от налогового органа требование о представлении документов в пятидневный срок в порядке ст. 93.1 Налогового кодекса РФ о контрагенте по ряду сделок. Учитывая, что запрошено более тысячи документов, в установленный срок представить документы затруднительно. На пятидневный срок выпадают выходные и праздничные дни, однако в силу производственных особенностей организация работает без выходных дней. Возможно ли (с учетом графика работы) при расчете пятидневного срока не учитывать выходные и праздничные дни? В какой налоговый орган (по месту учета организации-налогоплательщика или по месту учета его контрагента по сделкам) следует направлять ходатайство о продлении этого срока?
Ответ: Пунктом 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ установлен пятидневный срок для представления документов (информации). С 01.01.2007 этот срок (по общему правилу) исчисляется в рабочих днях, которые не признаются в соответствии с законодательством Российской Федерации выходными и (или) нерабочими праздничными днями (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Статьей 111 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что у работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка. Тем не менее законодательством Российской Федерации, а именно ст. 111 Трудового кодекса РФ, определяет, что общим выходным днем является воскресенье, а ст. 112 ТК РФ установила нерабочие праздничные дни.
Таким образом, несмотря на то что организации, которые в силу производственно-технических условий работают без выходных, при расчете пятидневного срока, установленного п. 5 ст. 93.1 НК РФ, вправе не учитывать выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку п. 6 ст. 6.1 НК РФ носит императивный характер.
Статьей 93.1 НК РФ установлен порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, запрашивает документы (информацию) не непосредственно у лица, у которого находятся документы (информация), а через налоговый орган по месту его учета, который направляет требование о представлении документов (п. п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ). Однако НК РФ не указывает, какой налоговый орган (по месту учета организации-налогоплательщика или по месту учета его контрагента по сделкам) вправе на основании п. 5 ст. 93.1 НК РФ продлить пятидневный срок для представления документов (информации).
Пунктом 7 ст. 93.1 НК РФ определено, что порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На основании п. 4 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы. Следовательно, ходатайство о продлении пятидневного срока для представления документов (информации) следует направлять в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы.
Т.А.Разина
Секретарь государственной
гражданской службы РФ
1 класса
17.07.2007

Исчисление сроков в налоговом законодательстве

«Налоги и налогообложение», 2009, N 11

Ни для кого не секрет, что сроки оказывают непосредственное влияние на статус каждого налогоплательщика и налогового агента. Исчисление сроков является также важнейшей гарантией надлежащей реализации их прав и обязанностей. В настоящей статье и пойдет речь о порядке исчисления сроков в налоговом законодательстве.

В настоящее время правила исчисления сроков регулируются ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сроки могут быть определены следующим образом:

  • календарной датой, то есть назван конкретный день исполнения обязанности или совершения иного действия, наступления события;
  • указанием на событие, которое неизбежно должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено. Например, срок привлечения налогоплательщика к ответственности составляет три года с момента совершения налогового правонарушения либо с дня, следующего после окончания налогового периода (ст. 113 НК РФ);
  • периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Например, налоговый период, под которым, в соответствии со ст. 55 НК РФ, понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Для исчисления срока, определяемого периодом времени, необходимо установить начало его течения. Так, п. 2 ст. 6.1 НК РФ предусматривает, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Таким образом, исходя из положений названной статьи, сам момент наступления события (совершения действия) не будет входить в исчисляемый период времени, отсчет будет вестись только со следующего дня.

Это интересно:  МРОТ в 2019 году: минимальный размер оплаты труда по регионам

Некоторые отступления от общего порядка исчисления сроков, закрепленного в ст. 6.1 НК РФ, предусматривает и само налоговое законодательство. В частности, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Названные примеры свидетельствуют о возможности определения начала течения сроков в налоговом законодательстве при помощи других правил, которые устанавливаются специальными положениями Налогового кодекса РФ, а также разъяснениями, данными федеральными органами исполнительной власти.

Для определения даты истечения того или иного срока, определяемого периодом времени, необходимо более подробно остановиться на каждой единице исчисления сроков, установленной налоговым законодательством, а именно — год, квартал, месяц и день.

Согласно п. 3 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года, под которым понимается период с 1 января по 31 декабря) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Например, в силу п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) является последнее число квартала, то есть 31 марта, 30 июня, 30 сентября или 31 декабря соответственно.

Месяц, как срок, установленный налоговым законодательством, может быть календарным и некалендарным. Так, например, в качестве налогового периода для уплаты акцизов установлен календарный месяц (ст. 192 НК РФ). Календарным месяцем является любой месяц в году (январь, февраль и т.д.), с 1-го по 30-е либо 31-е число соответственно (февраль — с 1-го по 28-е или 29-е число). Согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый некалендарными месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

К примеру, налогоплательщиком 30 января было создано обособленное подразделение. В силу п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган об открытии обособленного подразделения в течение месяца со дня его создания. В связи с тем, что в феврале 28 дней или 29 (в високосном году), срок уведомления налогового органа для налогоплательщика будет истекать, в зависимости от года, 28 или 29 февраля.

Кроме того, сроки, исчисляемые месяцами, подразделяются налоговым законодательством на полные и неполные. В частности, в ст. 119 НК РФ предусматривается ответственность в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законом срок. Эта ответственность имеет форму взыскания штрафа за каждый полный либо неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

Хотелось бы также напомнить, что согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» , текст ст. 6.1 НК РФ был изложен в новой редакции. Одной из важнейших поправок, внесенных названным Законом в Налоговый кодекс РФ, стало исключение из сроков, установленных налоговым законодательством, периода времени, равного неделе. Ранее ст. 6.1 НК РФ содержала абз. 5, который устанавливал срок, исчисляемый неделями, истекающий в последний день недели. При этом неделей признавался период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. Названная норма вызывала множество споров. В правоприменительной практике возникал вопрос о том, что считать «пятью рабочими днями, следующими подряд». Суды при решении данной проблемы зачастую приходили к противоположным выводам.

Упомянутая поправка вступила в силу с 1 января 2007 г. Сроки, которые ранее исчислялись неделями, были заменены на иные периоды времени, равные месяцам либо дням. Однако следует отметить, что до сих пор некоторые нормы НК РФ не приведены в соответствие с новой редакцией ст. 6.1 НК РФ. Так, например, в ст. 203 НК РФ по-прежнему установлен двухнедельный срок для принятия решения налоговым органом о возврате налогоплательщику сумм уплаченных акцизов, которые не были зачтены по истечении трех налоговых периодов; исчисление сроков в неделях также производится и в абз. 11 п. 4 ст. 203 НК РФ. На основании сказанного представляется целесообразным внести соответствующие изменения в действующее налоговое законодательство. Необходимо заменить недельные сроки, установленные в ст. 203 НК РФ, на сроки, исчисленные месяцами или днями. Либо необходимо дополнить текст ст. 6.1 НК РФ разъяснением правил течения срока, равного неделе.

Еще одна важнейшая поправка, произведенная тем же Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, изменила правила исчисления сроков, определяемых днями. С 1 января 2007 г. срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Ранее в налоговом законодательстве отсутствовало общее правило исчисления сроков, определенных днями. Внесение названных изменений позволило решить многие проблемы и устранить споры о порядке исчисления таких сроков.

Тем не менее в действующем налоговом законодательстве отсутствует четкое указание на то, какие дни считать выходными, а какие рабочими. Для уточнения этого вопроса следует обратиться к ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января (Новогодние каникулы); 7 января (Рождество Христово); 23 февраля (День защитника Отечества); 8 марта (Международный женский день); 1 мая (Праздник Весны и Труда); 9 мая (День Победы); 12 июня (День России); 4 ноября (День народного единства).

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Порядок переноса праздничных дней ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следует также отметить, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в «организацию связи» до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). В ранее действующей редакции предусматривалась возможность сдачи документов либо денежных средств только на почту или телеграф.

В силу п. 14 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 N 126-ФЗ организацией связи признается юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.

В правоприменительной практике может возникать ситуация, при которой дата отправки налоговой декларации налогоплательщиком и дата ее представления (дата фиксации ее отправки специализированным оператором связи) могут не совпадать по причине нахождения технических средств налогоплательщика и специализированного оператора связи в разных часовых поясах. Чаще других с такой проблемой сталкиваются организации, имеющие обособленные подразделения в других регионах России, обязанность по представлению отчетности которых исполняет головная организация.

Напомним, что нормой п. 4 ст. 80 НК РФ предусмотрена возможность передачи налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае днем ее представления считается дата ее отправки. На сегодняшний день Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 . Согласно названному Порядку датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, заверенную электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа.

В заключение хотелось бы отметить, что в вопросе порядка исчисления сроков в действующем налоговом законодательстве по-прежнему остаются противоречия и пробелы, которые зачастую приводят к нарушению прав налогоплательщиков. Данный факт в очередной раз подтверждает необходимость четкого и эффективного законодательного закрепления порядка исчисления сроков в налоговом праве.

Статья написана по материалам сайтов: info-personal.ru, www.lawmix.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector